kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нормы русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с нормами русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нормы русского языка»

Тема «Нормы русского языка» Цель: повторить нормы употребления прилагательных и причастий в речи Задачи: -совершенствовать навык употребления сравнительной степени прилагательного; -отработать умение находить ошибки в согласовании прилагательных и причастий; -повторить правописание –Н- и -НН-в отглагольных прилагательных и причастиях; -привитие интереса к русскому языку; -расширение кругозора учащихся. Ход урока: Организационный момент. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. -Все ли готовы к уроку?
-Дети: Да!
-Учитель: Тогда вперед!

Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка. Постановка проблемного вопроса На доске (слайд №1) -Прочитайте выразительно предложение. 1.Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту. 2.Тогда её стали расписывать специальными красками. 3.Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных деревнях вокруг Хохломы. 4.Хохлома- затерянное стариное село в глуши. 5.Поэтому промысел стали называть «Хохломой». 6.Расписная посуда- это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим. Работа с текстом -Какие ошибки вы заметили?(речевые и орфографические) (ДЕРЕВЯНАЯ, менее удобнее, стали расписывать,стали заниматься, крестьяне, живущие в деревнях, расположеных вокруг Хохломы, затерянное стариное село в глуши) -Как вы думаете, какой человек мог написать эти предложения? (безграмотный) Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы . (слайд №2) «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.»
-Как вы понимаете смысл этого высказывания? -Какого человека называют грамотным? -Что такое «НОРМА» русского языка? (слайд №3)

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

-Какие бывают нормы?

(слайд №4)

(слайд №5)

(слайд №6)

- Посмотрите ещё раз на обнаруженные в тексте ошибки и ответьте на вопрос, о каких нормах мы будем сегодня говорить на уроке?( о грамматических и орфографических нормах) Целеполагание: -совершенствовать навык употребления сравнительной степени прилагательного; -отработать умение находить ошибки в согласовании прилагательных и причастий; -повторить правописание –Н- и -НН-в отглагольных прилагательных и причастиях; 1.Отработка нормы употребления сравнительной степени прилагательного. -Вспомним, какую стилистическую роль играют прилагательные в речи?(усиливается образность). - В каком предложении допущена ошибка?( в 1-ом –« менее удобнее»)Почему? -Как образуется сравнительная степень имён прилагательных?(ответы учащихся) Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 1: найдите ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного. Перепишите предложения.

1. Этот рассказ был довольно интереснее.

2. Сейчас эта проблема более острейшая.

3. В последнее время я стал очень внимательнее.

4. В этом году мы имеем более высокие показатели, чем в прошлом.

5. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

Вывод:

2.Отработка умения находить ошибки в согласовании причастий; Вернёмся к нашему тексту. -Какие ошибки в употреблении причастий вы обнаружили?(неправильная видо-временная форма и неправильный порядок слов в причастном обороте)

-В чём заключается стилистическая особенность причастий и причастных оборотов? (Они придают высказыванию книжный характер.) Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 2:найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Напишите правильную форму причастия.

1. Мы пошли к друзьям, пригласившие нас в гости.

2. Видневшие вдалеке дома казались крошечными.

3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.

4. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.

5. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

6. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.

7. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами.______________________________ 8. Студент, прочитающий книгу, передал ее содержание. Вывод: Использование причастных оборотов помогает устранить неясность в предложении. 3.Повторить правописание –Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях;

-Продолжаем работу. Вернёмся к нашему тексту.

-Кроме грамматической и синтаксической норм какая норма ещё нарушена?

-В чём заключается эта норма?(в едином написании)(слайд- высказывание Л.В. Щербы)

-Какие нарушения орфографической нормы вы заметили?(правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях)

-Вспомним правило(уч-ся проговаривают правило)

Работа с тренажёром.-Продолжим работу на тренажёре.

1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  • Дикови…ое происшествие

  • Багря…ые закаты

  • Дровя…ой склад

  • Беше...ый ритм

  • Ветре...ая девушка

2.В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  • Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.

  • В своих делах она была безукоризнен..а.

  • В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.

  • В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

3.Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  • Облака рассеян..ы.

  • Девочка рассеян..а.

  • Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.

  • Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.

  • Работа комиссии хорошо организован..а.

  • Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

-Выставьте свои результаты в технологическую карту.

Вывод: знание правил русской орфогрфии очень важно.

Знание норм русского литературного языка поможет вам на экзамене при написании сочинения и изложения.

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье,

Чтобы всё вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

Повторенье – мать ученья, так уж говориться,

И для усвоения лучше повториться.



Д/З Повторить правописание «не» с разными частями речи



















1.Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту. 2.Тогда её стали расписывать специальными красками. 3.Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных деревнях вокруг Хохломы. 4.Хохлома- затерянное стариное село в глуши. 5.Поэтому промысел стали называть «Хохломой». 6.Расписная посуда- это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим.

Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 1: найдите ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного. Перепишите предложения.

1. Этот рассказ был довольно интереснее.

2. Сейчас эта проблема более острейшая.

3. В последнее время я стал очень внимательнее.

4. В этом году мы имеем более высокие показатели, чем в прошлом.

5. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.



ЗАДАНИЕ 2:найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Напишите правильную форму причастия.

1. Мы пошли к друзьям, пригласившие нас в гости.

2. Видневшие вдалеке дома казались крошечными.

3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.

4. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.

5. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

6. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.

7. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами. 8. Студент, прочитающий книгу, передал ее содержание.

Задание 3

1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  • Дикови…ое происшествие

  • Багря…ые закаты

  • Дровя…ой склад

  • Беше...ый ритм

  • Ветре...ая девушка

2.В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  • Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.

  • В своих делах она была безукоризнен..а.

  • В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.

  • В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

3.Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  • Облака рассеян..ы.

  • Девочка рассеян..а.

  • Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.

  • Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.

  • Работа комиссии хорошо организован..а.

  • Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Нормы русского языка

Автор: Маргарита Николаевна Чернорзубова

Дата: 18.11.2021

Номер свидетельства: 591841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация "Соблюдение литературной нормы русского языка""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-sobliudieniie-litieraturnoi-normy-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "256742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448204701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Контрольная работа по русскому языку для 10-11 класса. Современные нормы русского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_dlia_10_11_klassa_sovremennye_normy_russko"
    ["file_id"] => string(6) "604519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1649596028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическое пособие "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы русского языка""
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskoieposobiiegotovimsiakiegeporusskomuiazykugrammatichieskiienormyrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457630018"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Орфографические нормы русского языка."
    ["seo_title"] => string(42) "orfoghrafichieskiie_normy_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "394276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487673597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация-тренажёр по теме "Орфоэпические нормы русского языка""
    ["seo_title"] => string(69) "prezentatsiia_trenazhior_po_teme_orfoepicheskie_normy_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "486607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1542698440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства