Просмотр содержимого документа
«Нормы русского языка»
Тема «Нормы русского языка» Цель: повторить нормы употребления прилагательных и причастий в речи Задачи: -совершенствовать навык употребления сравнительной степени прилагательного; -отработать умение находить ошибки в согласовании прилагательных и причастий; -повторить правописание –Н- и -НН-в отглагольных прилагательных и причастиях; -привитие интереса к русскому языку; -расширение кругозора учащихся. Ход урока: Организационный момент. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. -Все ли готовы к уроку? -Дети: Да! -Учитель: Тогда вперед!
Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. Постановка проблемного вопроса На доске (слайд №1) -Прочитайте выразительно предложение. 1.Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту. 2.Тогда её стали расписывать специальными красками. 3.Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных деревнях вокруг Хохломы. 4.Хохлома- затерянное стариное село в глуши. 5.Поэтому промысел стали называть «Хохломой». 6.Расписная посуда- это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим. Работа с текстом -Какие ошибки вы заметили?(речевые и орфографические) (ДЕРЕВЯНАЯ, менее удобнее, стали расписывать,стали заниматься, крестьяне, живущие в деревнях, расположеных вокруг Хохломы, затерянное стариное село в глуши) -Как вы думаете, какой человек мог написать эти предложения? (безграмотный) Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы . (слайд №2) «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.» -Как вы понимаете смысл этого высказывания? -Какого человека называют грамотным? -Что такое «НОРМА» русского языка? (слайд №3)
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
-Какие бывают нормы?
(слайд №4)
(слайд №5)
(слайд №6)
- Посмотрите ещё раз на обнаруженные в тексте ошибки и ответьте на вопрос, о каких нормах мы будем сегодня говорить на уроке?( о грамматических и орфографических нормах) Целеполагание: -совершенствовать навык употребления сравнительной степени прилагательного; -отработать умение находить ошибки в согласовании прилагательных и причастий; -повторить правописание –Н- и -НН-в отглагольных прилагательных и причастиях; 1.Отработка нормы употребления сравнительной степени прилагательного. -Вспомним, какую стилистическую роль играют прилагательные в речи?(усиливается образность). - В каком предложении допущена ошибка?( в 1-ом –« менее удобнее»)Почему? -Как образуется сравнительная степень имён прилагательных?(ответы учащихся) Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 1: найдите ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного. Перепишите предложения.
1. Этот рассказ был довольно интереснее.
2. Сейчас эта проблема более острейшая.
3. В последнее время я стал очень внимательнее.
4. В этом году мы имеем более высокие показатели, чем в прошлом.
5. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.
Вывод:
2.Отработка умения находить ошибки в согласовании причастий; Вернёмся к нашему тексту. -Какие ошибки в употреблении причастий вы обнаружили?(неправильная видо-временная форма и неправильный порядок слов в причастном обороте)
-В чём заключается стилистическая особенность причастий и причастных оборотов? (Они придают высказыванию книжный характер.) Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 2:найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Напишите правильную форму причастия.
1. Мы пошли к друзьям, пригласившие нас в гости.
2. Видневшие вдалеке дома казались крошечными.
3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
4. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.
5. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
6. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.
7. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами.______________________________ 8. Студент, прочитающий книгу, передал ее содержание. Вывод: Использование причастных оборотов помогает устранить неясность в предложении.3.Повторить правописание –Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях;
-Продолжаем работу. Вернёмся к нашему тексту.
-Кроме грамматической и синтаксической норм какая норма ещё нарушена?
-В чём заключается эта норма?(в едином написании)(слайд- высказывание Л.В. Щербы)
-Какие нарушения орфографической нормы вы заметили?(правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях)
-Вспомним правило(уч-ся проговаривают правило)
Работа с тренажёром.-Продолжим работу на тренажёре.
1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?
Дикови…ое происшествие
Багря…ые закаты
Дровя…ой склад
Беше...ый ритм
Ветре...ая девушка
2.В каком слове на месте пропуска пишется Н?
Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
В своих делах она была безукоризнен..а.
В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
3.Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
Облака рассеян..ы.
Девочка рассеян..а.
Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
Работа комиссии хорошо организован..а.
Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.
-Выставьте свои результаты в технологическую карту.
Вывод: знание правил русской орфогрфии очень важно.
Знание норм русского литературного языка поможет вам на экзамене при написании сочинения и изложения.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями
А волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье,
Чтобы всё вам не забыть,
Лучше вспомнить, повторить.
Повторенье – мать ученья, так уж говориться,
И для усвоения лучше повториться.
Д/З Повторить правописание «не» с разными частями речи
1.Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту. 2.Тогда её стали расписывать специальными красками. 3.Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных деревнях вокруг Хохломы. 4.Хохлома- затерянное стариное село в глуши. 5.Поэтому промысел стали называть «Хохломой». 6.Расписная посуда- это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим.
Работа с тренажёром. ЗАДАНИЕ 1: найдите ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного. Перепишите предложения.
1. Этот рассказ был довольно интереснее.
2. Сейчас эта проблема более острейшая.
3. В последнее время я стал очень внимательнее.
4. В этом году мы имеем более высокие показатели, чем в прошлом.
5. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.
ЗАДАНИЕ 2:найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Напишите правильную форму причастия.
1. Мы пошли к друзьям, пригласившие нас в гости.
2. Видневшие вдалеке дома казались крошечными.
3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
4. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.
5. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
6. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.
7. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами. 8. Студент, прочитающий книгу, передал ее содержание.
Задание 3
1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?
Дикови…ое происшествие
Багря…ые закаты
Дровя…ой склад
Беше...ый ритм
Ветре...ая девушка
2.В каком слове на месте пропуска пишется Н?
Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
В своих делах она была безукоризнен..а.
В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
3.Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
Облака рассеян..ы.
Девочка рассеян..а.
Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
Работа комиссии хорошо организован..а.
Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.