1. -Найдите и докажите неизменяемые слова: Кафе, окно, жюри, пальто, пианино, крыльцо, чучело, добро, клещи, шоссе, пюре, радио, болото. Слайд 2 -Объясните лексическое значение слова жюри. Слайд 3 2. -Прочитайте слова: Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра, ведро, тетрадь. Слайд 4 -Сколько звуков [д] в данных словах? Слайд 5 -Сколько букв д в данных словах? 3. -Запишите предложение: Ранней весной я бродил по ельнику. -Разберите предложение. -Найдите в предложении глагол. -Определите его время и число. 4. -Прочитайте стихотворение. Найдите в нем глаголы. Не мешайте мне мечтать! Чтоб мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго – долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! -На какие вопросы отвечают глаголы в этом стихотворении? -Какие глаголы отвечают на такие вопросы? -Сегодня на уроке мы будем изучать неопределенную форму глагола. -Сформулируйте задачи урока. | Находят неизменяемые слова: кафе, жюри, пальто, пианино, клещи, шоссе, пюре, радио. Доказывают, изменяя по падежам. Объясняют лексическое значение слова жюри. Читают слова: вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра, ведро, тетрадь. Отвечают на вопрос: в данных словах 4 звука [д]. Отвечают на вопрос: в данных словах 8 букв д. Записывают предложение: Ранней весной я бродил по ельнику. Разбирают предложение: по цели высказывания – повествовательное; по интонации – невосклицательное; по наличию грамматических основ – простое; по наличию второстепенных членов – распространенное. О ком говорится в предложении? Обо мне. Кто? Я – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Что говорится обо мне? Я бродил. Бродил – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Найдем группу подлежащего. Её нет. Найдем группу сказуемого. Бродил когда? Весной – обстоятельство, подчеркиваем черточкой, точкой. Бродил где? По ельнику – обстоятельство, подчеркиваем черточкой точкой. Весной какой? Ранней – определение, подчеркиваем волнистой линией. Ранней весной я бродил по ельнику. Находят в предложении глагол: бродил. Определяют: прошедшее время, единственное число. Читают стихотворение. Находят глаголы: мечтать, достать, развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать, не глотать, наслаждаться, смаковать, смотреть, иметь, подавиться, умереть. -Что делать? Что сделать? -Глаголы в неопределенной форме Формулируют задачи урока: повторить особенности неопределенной формы глагола, научиться распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить к ним вопросы. |
-Откройте учебники на странице 72 упражнение 148. -Прочитайте задание. -У каких глаголов можно определить время? -Укажите время глаголов. На какие вопросы они отвечают? -Что вы можете сказать о глаголах второй группы? -Как называются такие глаголы? -На какие вопросы они отвечают? -Спишите, подчеркивая глаголы в неопределенной форме. -Умная сова принесла нам новые сведения о глаголе, давайте их прочитаем. -Какие же суффиксы чаще всего имеют глаголы в неопределенной форме? -Неопределенная форма, это какая форма? -Что нельзя определить у глаголов неопределенной формы? | Читают задание. -У глаголов первой группы. Указывают время глаголов. -У них нельзя определить время. -Глаголы неопределенной формы. -Что делать? Что сделать? Выполняют задание. Читают правило на стр. 72. -Глаголы в неопределенной форме чаще всего имеют суффиксы –ть и –ти. -Начальная. -Нельзя определить время и число. |
Стр. 73, упр. 151. -Прочитайте задание. -Посмотрите на слова с пропущенными буквами. Что общего у этих слов? -Какие буквы запоминали в этих словах? -Какое из этих слов можно проверить? -Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Как вы будете это делать? -Выполните задания к упражнению. -Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». -Можно ли –чь назвать суффиксом? | Читают задание. -Это слова из словаря, их написание нужно запомнить. -Километров, библиотеку, газеты, электрическая, пироги, помочь, товарищу, русский. -Можно проверить слово помочь словом помощь; слово пироги словом пир. -Ставить вопрос. Объясняют: двести (сколько?) – числительное, идти (что делать?) – глагол, вести (что?) – существительное, вести (что делать?) – глагол, лесть (что?) – существительное, печь (что?) – существительное, печь (что делать?) – глагол, помочь (что делать?) – глагол, знать (что?) – существительное, знать (что делать?) – глагол. Печь – [п’ э ч] п [п’] – согл., мягк. парн. [п], глух. парн.[б]. е [э] – гласн., ударн. ч [ч] – согл., мягк. непарн., глух. непарн. 4 буквы, 3 звука. Читают рубрику. -Нет. Это часть корня. |
-Выполните самостоятельно упр. 152, стр. 74. -Замените фразеологизмы глаголами в неопределенной форме: 1. Зарубить на носу; 2. Клевать носом; 3. Пропустить мимо ушей; 4. Вставлять палки в колёса; 5. Делать из мухи слона; 6. Обвести вокруг пальца; 7. Держать язык за зубами. -Запишите глаголы неопределенной формы и выделите суффикс: Говорит, идет, шумит, смотрит, пишет, садится, кричит, летит. | Выполняют самостоятельную работу. Заменяют фразеологизмы глаголами в неопределенной форме: 1. Запомнить; 2. Дремать; 3. Прослушать; 4. Мешать; 5. Преувеличивать; 6. Обмануть; 7. Молчать. Записывают глаголы неопределенной формы: Говорить, идти, шуметь, смотреть, писать, садиться, кричать, лететь. |