kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неологизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;развивать умение пользоваться толковым словарем для определения значения новых слов; развивать орфографическую зоркость.

Демонстрационный материал:толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приемы: работа в парах, еседа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неологизмы »

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;

- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека  - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) знакомство с теоретическим материалом.

Стр. 72

5. Первичное закрепление изученного материала.

1) работа по учебнику:

Упр. 129 – выполним это упражнение устно

Упр. 130 – записать слова по образцу:

Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 

1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента,

инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,

рейтинг — «оценка»,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

сайт – «местоположение»; файл -  подача какого-л. документа»

3) названия некоторых бытовых предметов.

миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов»

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:

- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье  (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора,

пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:

Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит

Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик

В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть

Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове СЪЕМ четыре звука.

Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые

В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий

Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]

3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:

А) сумерки

Б) предложит

В) перебрасываюсь

Г) признаёт

6. Подведение итога урока:

- Что такое неологизмы?

- Приведите примеры неологизмов.

- Что удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание:

П. 26, правило, упр.132




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Неологизмы

Автор: Васильева Анна Вячеславовна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-nieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "199226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548461"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока русского языка по теме "Неологизмы" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieologhizmy-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428519796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока в 7 классе на тему: "Неологизмы""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokav7klassienatiemunieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "286642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454381956"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока в 7 классе на тему: "Неологизмы""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokav7klassienatiemunieologhizmy1"
    ["file_id"] => string(6) "286643"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454381962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Устаревшие слова и неологизмы"
    ["seo_title"] => string(34) "ustarievshiie-slova-i-nieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "322339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461571861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства