Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;развивать умение пользоваться толковым словарем для определения значения новых слов; развивать орфографическую зоркость.
Демонстрационный материал:толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приемы: работа в парах, еседа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)
Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
- развивать орфографическую зоркость
Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приёмы: работа в парах, беседа
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1
диалектными
2
Лексикой
3
Общеупотребительными
4
профессионализмами
5
лексикон
6
Лексическим значением
7
антонимами
8
омонимами
9
синонимами
- взаимопроверка учащимися выполненной работы
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет
- Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.
4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)
2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер — председатель парламента,
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,
3) распределительное письмо:
- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:
профессионализмы
диалектизмы
неологизмы
жаргонизмы
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.
5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне: