kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях (урок в 6 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков по теме "НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НЕ и НИ в отрицательных местоимениях (урок в 6 классе)»

Кумпинь С.Н.,

учитель русского языка и литературы

БОУ г.Омска «Гимназия №139»

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

(урок русского языка в 6 классе)


Цель учебного занятия:

  • закрепить навыки правописания отрицательных местоимений

  • отработать практические навыки и умения различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

  • продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения, выделять главное

  • продолжить работу по развитию речи – составление текста - описание памятников древнегреческой архитектуры и скульптуры, с которыми учащиеся познакомились на уроках искусства и истории


Тип урока: урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков; второй урок по теме «Не и НИ в отрицательных местоимениях».


Учащиеся должны

- знать образование отрицательных местоимений и их изменение;

- уметь распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

- повторить разряды ранее изученных местоимений и орфограммы, с ними связанные, а также правила НЕ с существительными, прилагательными, глаголами


Межпредметные связи: искусство, литература, музыка


Планируемый результат: учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.


Оформление урока:

  • раздаточный материал (приложения 1-4)

  • презентация Power Point «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

  • мультимедийный проектор,

  • иллюстрации Акрополя, Парфенона, фотографии древнегреческих скульптур

  • музыкальное сопровождение - музыка Вивальди «Времена года» «Зима» 1-я часть


С искусством Эллады учащиеся знакомились на уроках литературы, искусства, истории. Продолжение серии экскурсий по Греции (предыдущие уроки по теме «Местоимение» тоже были выстроены в форме экскурсии).


Учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций./М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. –М.: Просвещение, 2014.

Ход урока

Греция – всплеск красоты,

Горы, морские дороги!

Выше твоей высоты

Жили лишь мудрые боги.

А.Антоновский


  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организация рабочей обстановки, приветствие.

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления темы, выявление затруднений в деятельности учащихся по изучаемой теме.


- Мы продолжаем работать по теме «Местоимение» на материале по искусству Греции, урок проводится уже в известной для вас форме - форме экскурсии по этой прекрасной стране.

- Обратимся к эпиграфу, прочитайте его выразительно. ( слайд 2)

- Объясните постановку знаков препинания. Найдите в этом четверостишии часть речи, которую мы изучаем сейчас («твоей»), определите разряд. Какова роль этого местоимения в стихотворении?

- Что мы знаем по теме «Местоимение», какие разряды изучили? Что умеем? (учащиеся отвечают, что такое местоимение, разряды).

- Небольшая разминка: повторим ранее изученные разряды местоимений. Из текста Д.Мережковского, русского писателя и поэта, выпишите местоимения и укажите разряд. (слайды 3-5)


Я всходил по ступеням Пропилей, и ко мне приближался чистый многоколонный на побледневшей лазури полуденного неба, несказанно прекрасный – Парфенон. Голубое небо, голубое море и белый мрамор, и солнце… И что-то сурово божественное, но ничего печального, ни следа уныния.

Что может быть красивого в голой стене Пропилей? Но в нежно отполированных кусках мрамора вы чувствуете печать эллинского гения.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее.


- Самопроверка работы. (слайд 6).

Выяснение, кто ошибся, какие разряды вызвали затруднение, повторение определений разрядов.

- Чем отличается местоимение от других частей речи? Какова роль местоимений в речи?


  1. Этап целеполагания

Из выписанных местоимений укажите, какие нуждаются в комментировании правописания («что-то», «ничего»). Какие правила связаны с ними? (неопределенные местоимения и отрицательные). Тема «Отрицательные местоимения» для нас не новая, сегодня второй урок по этой теме.

- Что знаем по этой теме? Какие местоимения называются отрицательными? (слайд 7)

- Как образуются отрицательные местоимения? (слайд 7)

- Какие правила помогли вам выполнить домашнее задание? При каком условии

пишется НИ, а при каком НЕ? От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ

и НИ? (слайд 8)

- В чем состоит трудность этой темы? Исходя из темы, сформулируйте цель урока. (закрепить навыки правописания отрицательных местоимений, уметь различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях, уметь выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике) – (слайд 9)

IV. Закрепление

Цель этапа: закрепить навыки написания отрицательных местоимений, отработать практические навыки и умения различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.


1. Двое учеников работают в паре, выполняют творческое задание – составление текста по опорным словам. (Приложение 1)


В зале античного искусства

Представьте, что Вы находитесь в зале античного искусства (репродукции). Вспомните, какой идеал был у древних греков, чем они восхищались. Опишите скульптуру «Дельфийский возничий»; он победитель в состязании, как держится. Рассказ должен быть ярким и образным; обязательно используйте отрицательные местоимения.

Начните с того, как ведут себя в музее, можете использовать данные словосочетания:

(Н…)кто н…(с)кем громко (не)разговаривает; (не)спешит; творения древних эллинов; стройный юноша подобен колонне; спокойное благородство; победитель состязаний; (н...)что не….; (н…)какие события (не)…


2. Все остальные повторяют правописание отрицательных местоимений и ранее изученных орфограмм, а также правила НЕ с существительными, прилагательными, глаголами - комментированное письмо:

а) ничто не может сравниться, кое-кто не знает, кто-то может и не почувствовать, никто не может пройти, никого нет; рассказ небольшой, но интересный; непогода; не широкая, а узкая река;

б) нечто строгое и стройное, кем-либо увиденный, никто из древних греков не поднимется, ни с кем не хочется говорить, ни о ком из творцов не осталось достаточно сведений, ничего не может быть прекраснее, вовсе не новый.


3. Синтаксический разбор предложения.

Когда в Греции туманным утром распускаются душистые розы под серебряный звон ручьев, ничто не нарушает гармонии и покоя.

- Объяснение орфограмм, синтаксическая характеристика предложения. (слайд 10)


4. Представьте, что мы с вами очутились в музее, зале античного искусства. (слайд 11) Послушайте рассказ наших экскурсоводов (выступление творческой группы) об идеале древних греков, выпишите отрицательные местоимения. Класс рецензирует рассказ по памятке (Приложение 2) и выполняет грамматическое задание.


План отзыва об ответе

  1. Общее впечатление от ответа.

  2. Полнота и глубина изложения материала, раскрытие темы.

  3. Последовательность, логичность изложения.

  4. Культура речевого оформления:

  • соответствие стилю

  • богатство речи

  • правильность речи

  • образность, выразительность

  1. Доступность, эмоциональность.

  2. Выполнение грамматического задания.


5. Сдача правила в парах и выставление отметки в зачетный лист по теме «Местоимение». (Приложение 3)


6. Распределительный диктант: в два столбика СЛИТНО - РАЗДЕЛЬНО. Распределите по столбикам отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, обозначьте орфограммы. Один ученик эту работу выполняет у доски.

Ничего не ответил, нечего сказать, никто не придет, ни с кем не увижусь, нисколько не боюсь, никому не скажу, ни во что не играл, ни для чего не пригодился, ни перед чем не остановится, не разочаровался ни в чем, не думал ни о чем, некого спросить, ни с каким другим не спутаешь, ни для кого не секрет, некому писать, не касается ничьих интересов.

Взаимопроверка, ученик, который работал у доски, читает ответы, объясняет орфограммы, учащиеся проверяют работы друг друга, одновременно правильные ответы высвечены на слайде. (слайд 12)

Выявление частотных ошибок, оценивание работы.



7. Орфографический диктант. Записать словосочетания, графически обозначить изученные орфограммы. Повторение правописания отрицательных местоимений и НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Ни на что не похож, никого нет, нечего говорить, некем заменить, не с чем сравнить, ничем не отличается, не у кого расспросить, никакого сравнения, ни о ком не осталось сведений, некоторые даны; портик небольшой, но красивый; не злой, а добрый; не везение, а труд и настойчивость; не для кого, неизбежность, некому рассказать, далеко не легкое дело, некого ждать.


8. Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Определение роли отрицательных местоимений с НИ при отрицательном сказуемом.

- На месте пропуска вставьте отрицательные местоимения, объясните их правописание Работа в карточках, приготовленных для каждого ученика (Приложение 4).

Удивительная стройность и гармоничность присуща греческим храмам. До греков строили и пирамиды, и дворцы. Но все это (не)идет ………..сравнение с творениями Эллады. Видимо, …………более совершенного архитектура не создавала. К сожалению, многие строения повреждены. Но …………… время (не)разрушит истинной красоты. Греческое искусство облагораживает каждого, кто чувствует эту гармонию. И в этом воздействии подлинная магия искусства.


- Какова роль отрицательных местоимений при сказуемом с НЕ? (усиливают отрицание).

9. Составление текста (под музыку Вивальди «Зима» 1 часть). (слайды 13-14)

Опишите греческий храм Парфенон, используя отрицательные местоимения, можете воспользоваться словосочетаниями, записанными ранее и размещенными на слайде.


Н..)что не может сравниться, (н..)кого нет, (н…)кто не может пройти мимо, (светло)голубое небо, (бело)снежный мрамор, (розовато)золотистые тени, вечно живая красота, (н..)(с)(кем) не хочется говорить.


В это время учитель проверяет орфографический диктант.


10. Прослушивание текстов.


V. Итог урока. Рефлексия собственной деятельности учащимися.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую тему закрепляли на уроке?

- Каковы особенности написания отрицательных местоимений?

- В чем испытывали затруднение?

- Оцените свою работу на уроке, работу класса.


1. Домашнее задание. Выпишите из стихотворений известных русских поэтов 5 четверостиший, где есть отрицательные местоимения, обозначьте орфограммы. (слайд 15)

2. Мы сегодня прикоснулись к прекрасному искусству Греции, хочется закончить урок прекрасными строчками еще раз Д.Мережковского.

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень, 
Что пены волн морских белее, 
Когда, священный Парфенон, 
Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый 
Твоих божественных колонн, 
Твой камень, солнцем весь облитый, 
Прозрачный, теплый и живой, 
Как тело юной Афродиты, 
Рожденной пеною морской.


После урока учащиеся сдают тетради, учитель проверяет орфографический диктант и текст о Парфеноне.


Приложение 1



В зале античного искусства

Представьте, что Вы находитесь в зале античного искусства (репродукции). Вспомните, какой идеал был у древних греков, чем они восхищались. Опишите скульптуру «Дельфийский возничий»; он победитель в состязании, как держится. Рассказ должен быть ярким и образным; обязательно используйте отрицательные местоимения.

Начните с того, как ведут себя в музее, можете использовать данные словосочетания:

(н…)кто н…(с)кем громко (не)разговаривает; (не)спешит; творения древних эллинов; стройный юноша подобен колонне; спокойное благородство; победитель состязаний; (н...)что не….; (н…)какие события (не)…

Приложение 2

План отзыва об ответе

  1. Общее впечатление от ответа.

  2. Полнота и глубина изложения материала, раскрытие темы.

  3. Последовательность, логичность изложения.

  4. Культура речевого оформления:

  • соответствие стилю

  • богатство речи

  • правильность речи

  • образность, выразительность

  1. Доступность, эмоциональность.

  2. Выполнение грамматического задания.


Приложение 3


Разряды местоимений

Определение разряда, правило (если есть)

Отметка

Контроль темы (тест, сл/диктанты, творческое задание

Отметка

1

Личные





2

Возвратное





3

Указательные





4

Вопросительные





5

Относительные





6

Неопределенные





7

Отрицательные





8

Притяжательные





9

Определительные






Приложение 4

Удивительная стройность и гармоничность присуща греческим храмам. До греков строили и пирамиды, и дворцы. Но все это (не)идет ………..сравнение с творениями Эллады. Видимо, …………более совершенного архитектура не создавала. К сожалению, многие строения повреждены. Но …………… время (не)разрушит истинной красоты. Греческое искусство облагораживает каждого, кто чувствует эту гармонию. И в этом воздействии подлинная магия искусства.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях (урок в 6 классе)

Автор: Кумпинь Светлана Николаевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Краткосрочное планирование урока русского языка  по теме"Отрицательные  местоимения" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(102) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-otritsatiel-nyie-miestoimieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431362139"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: « Отрицательные местоимения» 6 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_otritsatiel_nyie_miestoimieniia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "344907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474451271"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме: "Не и ни в отрицательных местоимениях". 6 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_po_tiemie_nie_i_ni_v_otritsatiel_nykh_miestoimieniiakh_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442535"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512547892"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Отрицательные местоимения "
    ["seo_title"] => string(31) "otritsatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "174910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424189815"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по теме: Отрицательные и неопределённые местоимения. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt_uroka_po_tiemie_otritsatiel_nyie_i_nieopriedielionnyie_miestoimieniia_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "348075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476117506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства