Этапы урока (время, цель) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент Цель: формировать способность к самоорганизации. | -Здравствуйте, ребята! -Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Познавательным, интересным. -Какими должны быть на уроке ученики? -Чтобы получился урок интересным, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. -Улыбнитесь соседу справа. А теперь соседу слева. Улыбнитесь мне, а я вам. Начинаем урок. Американский писатель О.Холмз говорил: …Удел знания – говорить, Удел мудрости – слушать… В словаре Ожегова: удел – умение, судьба (Слайд 1-2) | Обучающиеся приветствуют учителя стоя. Познавательным, интересным. Внимательными, активными. Настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к уроку. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова |
2. Минутка чистописания Цель: осуществлять анализ объектов с выделением | - Запишем число, -классная работа, -сочетания букв: ться ти чь чь ся - отслеживание написанного текста. (Слайд 3) | Отвечают на вопросы учителя по опорным схемам. Слушают объяснение учителя. Выполняют задания. |
3.Словарная работа Цель: обогащать словарный запас обучающихся, познакомить со значением и написанием нового слова. | Рентген - просвечивание рентгеновыми (невидимыми) лучами. РЕНТГЕн [нг ], преимущ. рентген, муж. 1. Просвечивание рентгеновскими лучами. 2. Единица дозы рентгеновского или гамма-излучения. (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.) (Слайд 4-5) -Составьте предложение с этим словом. Назначить больного на рентген. | Находят на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Выполнение предложенных заданий, работают под руководством учителя. Записывают словосочетания. Выполняют разбор слова Запись предложения |
4.Актуализация знаний обучающихся. Цель: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающихся; -организовать работу по изучению нового материала; -создать условия для развития познавательного интереса. | - Ребята, тема нашего урока – одна из частей речи. Прослушайте стихотворение и назовите часть речи о которой мы будем говорить. Интересная часть речи В русском языке живет. Все что делает – расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (Глагол.) (Слайд 6) - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? -Как определить число глагола? - Какие три времени имеет глагол? -Как отличить одно время глагола от другого? (Слайд 7) - Глагол - настоящий богач среди частей речи. Каких только грамматических форм у него нет: и время, и число, и лицо, и род в прошедшем времени! - Но есть ещё одна форма у глагола, которая называется неопределённая форма глагола. Учитель показывает опорную таблицу « Неопределённая форма глагола» - Глаголы этой формы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? - Заканчиваются на –ть, -ти, -чь В глаголах в неопределённой форме -ть, -ти – это суффикс, -чь – входит в состав корня. (Слайд 8-9) | Работают под руководством учителя. |
Работа по таблице: Цель: организовать работу по таблице (коллективная работа) | Работа по таблице. Что делать? Что сделать? кричать закричать беречь сберечь мести подмести плясать сплясать (Слайд-10) | Работают под руководством учителя. |
Физминутка | - А теперь немного отдохнём. Опустите голову на парту, закройте глаза, послушайте, что делает метель зимой? Включаю звукозапись. | Работают под руководством учителя. Выполняют упражнения на коррекцию кисти рук, осанки, под музыкальное сопровождение - видео. |
5.Первичное закрепление предложенного материала. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающихся. Задание 1. «Что лишнее» Цель: формирование умений и навыков по предложенному материалу (коллективно). | Из данных пословиц выберите и запишите в тетрадь пословицы с глаголами в неопределенной форме. Судят не по словам, а по делам. Хорошие речи приятно слушать. Труд кормит, а лень портит. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Раз солгал – навек лгуном стал. Жить – Родине служить. (Слайд-11) -Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Докажите свой ответ. -Итак, наша схема-правило дополняется ещё одним пунктом - неопределённая форма глагола. И теперь при разборе глагола мы будем указывать эту форму глагола | Выполнение предложенных заданий, работают под руководством учителя Проверка выполненного предложенного задания Хорошие речи приятно слушать. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Жить – Родине служить. (Слайд-12) |
Задание 2. «Будь внимателен!» (Работа в парах) 6.Обобщение и систематизация знаний. Цель: -выявить пробелы первичного осмысления изученного материала (проверяется с использованием проектора). Задание 1. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам-заданиям. | Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. -Зарубить на носу – запомнить -Клевать носом – дремать -Пропустить мимо ушей – прослушать -Вставлять палки в колёса – мешать -Делать из мухи слона – преувеличивать -Обвести вокруг пальца – обмануть -Держать язык за зубами – молчать (Слайд 13-14) - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? -Имеют окончания: - ти, - ть и оканчиваются на – чь. Подбери глаголы неопределённой формы противоположные по смыслу, подчеркни окончания. Работа на интерактивной доске и в тетрадях. Мешать – помогать Краснеть – бледнеть Погубить – спасти Зажигать – гасить Прилечь – встать В маршрутных листах мы можем сделать вывод: Глаголы неопределённой формы оканчиваются на -ть, -ти, -чь. (Слайд 15-16) | Взаимопроверка Проверка выполненного предложенного задания |
7.Рефлексия Цель: организовать самооценку деятельности обучающихся на уроке. Экспресс – опрос. | Экспресс – опрос 1.Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делал?, что делает? (-) 2.У глаголов неопределённой формы не определяется время, число. (+) 3.Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь. (+) 4.У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. (-) 5.В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь. (+) 6. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (+) 7.Глаголы обозначают действие предмета. (+) 8.Глагол это часть слова. (-) Подсчёт самостоятельно количества правильных ответов. (сверяем с интерактивной доской) (Слайд 18) | Маршрутные листы 1 | - | 2 | + | 3 | + | 4 | - | 5 | + | 6 | + | 7 | + | 8 | - | -Оценивают результаты своей работы. (Слайд 19) |
8.Итог работы Объясняется выполнение д/з. (Слайд 20) | Спасибо за работу! -Подведение итогов урока. -Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который отображает ваше настроение на данный момент. | |