Описание урока/занятия |
ФИО, должность | Помазкова Надежда Витальевна, учитель начальных классов |
Предмет/класс | Русский язык, 4 |
Тема | Неопределённая форма глагола |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Этап обучения | Начальное общее образование |
Форма урока | Урок-исследование |
Форма проведения урока | Фронтальная, групповая |
Цели урока | Формирование представления о глаголах неопределенной формы |
Задачи урока | 1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола; 2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы; 3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола; |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: - определение неопределённой формы глагола; - чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы. - распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре; - обозначать –ТЬ, –ТИ,- ЧЬ в глаголах неопределённой формы; - правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы. Личностные: – проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - интерес к предметно-исследовательской деятельности; – оценка своих достижений. Метапредметные: - ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; - формирование основных мыслительных операций; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - выдвижение гипотез и их обоснование; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; - учатся высказывать своё предположения (версию). |
Дидактическая структура урока. Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? | 1. Дидактическая структура урока I. Организационный момент. II. Минутка чистописания III. Актуализация опорных знаний о глаголе. IV. Постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока. V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы VI. Физминутка. VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. VIII. Физминутка. IХ. Самостоятельная работа Х. Итог урока. Рефлексия. XI. Домашнее задание. Каким образом данный урок, будет содействовать реализации новых ФГОС? Форма урока – урок исследование. В процессе исследовательских работ дети сами открывают новые знания о глаголах неопределенной формы. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, что способствует прочному усвоению материала. Урок проходит в деловой атмосфере, создается эмоциональная атмосфера, которая побуждает к активному мышлению учащихся. Учащиеся на протяжении всего урока находятся в активной учебной деятельности разного характера. В течение урока дети чувствуют удовлетворение собственной деятельностью. В итоге урока достигаются ожидаемые планируемые результаты: предметные, личностные, метапредметные. |
Оборудование и материалы | Компьютер, интерактивная доска «TRACEBOARD», мультимедиа проектор, листы индивидуальных достижений, индивидуальные карточки, карточки для работы всей команды. |
Используемые образовательные ресурсы | Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – М: «Дрофа; Астрель, 2017. Разумовская М.М. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса. – М: «Дрофа», 2013. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. – М: «Просвещение», 2000. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе – М: «Знание». 2003 Презентация к уроку созданная учителем Помазковой Н.В.. в программе Micrsoft Offce Power Point. Звукозапись письма Карлсону от Малыша, записанная Помазковой Н.В. Интерактивный тест, созданный Помазковой Н.В. в программе Exel. Звукозапись песни «Чему учат в школе» http://mp3ostrov.me/?string=%F3%F7%E0%F2%20%E2%20%F8%EA%EE%EB%E5 http://www.ailona.ru/_ph/112/26914515.png http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/17/11140463.png http://demiart.ru/forum/uploads14/post-946858-1392469970.jpg https://fs00.infourok.ru/images/doc/234/99143/5/img2.jpg http://ivanar.ru/wp-content/uploads/2015/09/959537_rm_-_casal_100.jpg http://allcurtains.ru/uploads/posts/2012-06/1340403879_risunok-139.jpg http://s020.radikal.ru/i709/1301/66/ed5244a2af09.gif http://anriofe.xyz/pic-shcolara.ru/img/1618/1618.jpg http://tvkniga.ru/cover/ru/russkij-izyk-5-klass-54.jpg http://images.wildberries.ru/big/new/3000000/3007008-1.jpg http://mmedia.ozone.ru/multimedia/books_covers/1008823787.jpg http://7enazametku.ru/Otkrytki/otdyx/images/1.gif http://images.by.prom.st/33591926_w640_h640_dlya_glaz2.jpg http://cs11204.vk.me/u168018371/-1/x_f9516424.jpg http://gifok.net/images/2016/06/27/Ladybugs_116.png http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c13ae8c5-fc74-4c4a-a7fc-f87b1321a52e/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BMA_064%5D.swf http://ruscopybook.com/upload/information_system_121/2/5/0/item_2505/small_information_items_2505.jpg |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационные технологии - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов; - личностно-ориентированное обучение; - групповая технология; - здоровьесверегающие технологии; - элементы технологии развития критического мышления; - исследовательская деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. Момент Цель – включить уч-ся в учебную деятельность |
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. -Наш урок русского языка хочу начать с пожелания: День хороший наступил Солнце светит нам с утра И природа оживает Всех будить уже пора. - Я надеюсь, что вам не будет скучно на уроке, и мне не придется вас будить. Пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
Минутка чистописания Цель - формирование каллиграфического навыка письма |
- О каком времени года, и о каких весенних признаках говорится в стихотворении? - Как такой прием называется в литературе? - Назовите в слове весна первый звук, дайте ему характеристику. - Какой буквой этот звук обозначен на письме? - Эта буква и будет хозяйка нашей минутки чистописания. Есть два варианта, как мы будем работать на уроке, выбирайте: -работать не разгибая спины; -работать спустя рукава. -Работать, не разгибая спины. То есть очень много, старательно. - Тогда в путь. | - О весне, природа оживает - Олицетворение - Звук [в,] – согл., зв. парный, мяг. парный. - Буква в. |
III.Актуализация опорных знаний Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для выполнения заданий. |
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы- ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке. -Что вы любите больше всего? - Люблю действовать! - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную все частицу. - Что вы можете сказать о своей роли в речи? - Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – и все в действие придет! - О какой же части речи идет разговор? - Верно, о глаголе. Это наш знакомый и загадочный глагол. - Почему я подобрала такие определения для глагола? - Что вы знаете о глаголе? -Как изменяется глагол? (время, число, род в п.в.) Подвижная физ-минутка : прячется, слышит, спал, бежит, заговорит,слетел, радуется, исправим. летит. | - Глагол. Знакомый-уже многое о глаголе знаем, Загадочный-есть еще для нас загадки, не все выучили. (Рассказывают о глаголе). |
IV.Формулирование темы урока и его задач. Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока. |
Создает проблемную ситуацию. Работа в группах. -Спишите эти словосочетания, определите у глаголов время. -Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? -Попробуйте определить число у этих глаголов. -Как можно назвать такие глаголы? (Корзина идей) -Определите тему и задачи нашего урока. Задачи урока появляются на ступеньках лестницы. В течение урока дети «шагают» по ступенькам с задачами урока, постепенно решая их. | - В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время. - Не можем. (Дети выдвигают свои предположения) Формулируют тему урока и его задачи |
V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы Цель – организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний |
-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. - А какая первая задача урока? -Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований. Работа в группах: Исследовательская работа №1. - Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика. - Сделайте вывод - Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? Исследовательская работа №2. -Запишите глаголы иду, везёшь, принёс в неопределённой форме. -Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Анализ учебников русского языка 5 класса разных авторов в группах. - О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. - Разберите глаголы неопределённой формы мозолить, прикусить, принести по составу. Исследовательская работа №3. - Запишите глаголы берегу, стригу в неопределённой форме. - Какой частью слова являются –ЧЬ в глаголах неопределённой формы? - Разберите глаголы лечь, беречь, стричь неопределённой формы по составу. Открытие «секрета» глаголов неопределенной формы. - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф. Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»). - Подведем первые итоги урока. Восстановите правило. | - Нельзя определить время, число, род. - Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф. - Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Узнать отличительные признаки глаголов н.ф. (Дети высказывают свои предположения.) Высказывают разные точки зрения авторов учебников. Н-р, в учебнике М.М. Разумовской –ть –ти – это окончание, а в учебнике В.В. Бабайцевой – суффикс. (Дети разбирают слова по составу) Дети высказывают свои предположения. Дети разбирают слова по составу в парах. Восстанавливают правило. |
VI. Физминутка Берегите глаза! |
Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз |
VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
- Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Работа в группах) 1. Письмо Карлсону от Малыша. (Текст письма у каждой группы) 2. Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы. - Решили эту задачу? Посмотрите на лесенку. Какая задача еще стоит перед нами? 3. Работа с фразеологическими оборотами. - Как называются такие выражения? - Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. | -Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи. Слушают письмо и задание. Выполняют в группе. Слушают песню и выписывают глаголы н.ф. - Образование глаголов н.ф. - фразеологизмы |
2. Первые 3-5 человек, которые первые сделали самостоятельную работу, подходят к компьютеру и проверяют себя по интерактивному тесту, с автоматическим выставлением оценки. | Оценивают работу. , затем в поле со списком нажать на , потом по коду правильного ответа. |
X. Итог урока. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке |
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? - Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки. - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола» | Называют задачи урока и как они их усвоили. - Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться. Заполняют таблицу. |
XI. Домашнее задание |
На выбор I. - Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы. 1 вариант. Одеть – надеть? 2 вариант. Кушать – есть? II. Учебник, стр 53 упр 106 | Записывают домашнее задание |