Задачи урока - находить глаголы в (начальной) неопределеной форме и верно задавать к ним вопросы. Особенность неопределннной формы в том, что нельзя определить по ней время, число, лицо, род.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»
Неопределенная форма глагола
Цели: углубить представления о неопределенной форме глагола; показать трудные для написания неопределенные формы глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять неопределенную форму глагола; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Устные рассказы, рассказы по картинкам, нарисованным учениками.
2. Упр. 617 — подготовленный диктант.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Неопределенная форма глагола (инфинитив) необычна тем, что она, как ни странно, в отличие от других форм глагола, действия не обозначает.
Действительно, глагол читает обозначает действие в настоящем времени, в 3-м лице, ед. ч. (он, она читает). Глагол читали обозначает действие в прошедшем времени, во мн. ч. (мы, вы, они читали). Глагол прочитаемобозначает действие в будущем времени, во мн. ч. (мы прочитаем).
Начальная, неопределенная форма — читать — не означает, что кто-то читает, читал или прочитает. Никто ничего еще не делает. Начальная форма лишь называет действие. В этом она сходна с существительными.
Сравним: Читать — это интересно и Чтение — это интересно. Смысл предложений сходен, но в первом предложении роль подлежащего играет глагол в начальной форме, а во втором — существительное.
Начальная форма не показывает, не определяет ни время, ни число, ни лицо, ни род. Поэтому она и называется неопределенной. Работать глагол начинает, когда изменяет начальную, неопределенную форму.
2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений и правила (§ 109, с. 103, 104).
— Что нового вы узнали о неопределенной форме глагола из теоретического материала учебника? (Примерный ответ. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -нь, в которых на конце пишется ь.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 620 — выразительное чтение, обсуждение вопроса, запись глаголов в неопределенной форме на доске и в тетрадях с обозначением их окончаний.
Глагола соглядать в современном русском языке не существует, но смысл его прояснится, если сделать морфемный разбор. Подберем современный синоним: увидеть.
2. Упр. 621 — комментированное письмо.
Комментарий
В неопределенных формах глаголов, помещенных в рамке на с. 103, перед окончанием стоит буква я, она не проверяется ударением. Есть и другие подобные слова. Их проще запомнить в стихотворной форме:
Сеять, веять, маяться,
Лаять, хаять, каяться,
Чуять, чаять и затеять,
Реять, таять и лелеять.
Примечание
Есть еще довольно редкие глаголы: баять (устар., просторечн.) — говорить; блеять — издавать блеяние (крик овец и коз), это слово имеет и переносное значение (груб.) — невнятно бормотать; граять — издавать громкий беспорядочный крик, каркать (о грачах, воронах, галках); содеять — совершить, сделать (слово носит книжный и официальный оттенок).
3. Упр. 622 — комментированное письмо.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 104, в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.
Жечь, беречь, стеречь.
V. Подведение итогов
— В чем вы видите особенность неопределенной формы глагола?