kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неопределенная форма глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока - находить глаголы в (начальной) неопределеной форме и верно задавать к ним вопросы. Особенность неопределннной формы в том, что  нельзя определить по ней  время, число, лицо, род.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

 Неопределенная форма глагола

Цели: углубить представления о неопределенной форме глагола; показать трудные для написания неопределенные формы глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять неопределенную форму глагола; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Устные рассказы, рассказы по картинкам, нарисованным учениками.

2. Упр. 617 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) необычна тем, что она, как ни странно, в отличие от других форм глагола, действия не обозначает.

Действительно, глагол читает обозначает действие в настоящем времени, в 3-м лице, ед. ч. (он, она читает). Глагол читали обозначает действие в прошедшем времени, во мн. ч. (мы, вы, они читали). Глагол прочитаемобозначает действие в будущем времени, во мн. ч. (мы прочитаем).

Начальная, неопределенная форма — читать — не означает, что кто-то читает, читал или прочитает. Никто ничего еще не делает. Начальная форма лишь называет действие. В этом она сходна с существительными.

Сравним: Читать — это интересно и Чтение — это интересно. Смысл предложений сходен, но в первом предложении роль подлежащего играет глагол в начальной форме, а во втором — существительное.

Начальная форма не показывает, не определяет ни время, ни число, ни лицо, ни род. Поэтому она и называется неопределенной. Работать глагол начинает, когда изменяет начальную, неопределенную форму.

2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений и правила (§ 109, с. 103, 104).

— Что нового вы узнали о неопределенной форме глагола из теоретического материала учебника? (Примерный ответ. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -нь, в которых на конце пишется ь.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 620 — выразительное чтение, обсуждение вопроса, запись глаголов в неопределенной форме на доске и в тетрадях с обозначением их окончаний.

Комментарий

Ходить, шевелить, думать, гадать, соглядать, стоять, поберечь, подстеречь.

Глагола соглядать в современном русском языке не существует, но смысл его прояснится, если сделать морфемный разбор. Подберем современный синоним: увидеть.

2. Упр. 621 — комментированное письмо.

Комментарий

В неопределенных формах глаголов, помещенных в рамке на с. 103, перед окончанием стоит буква я, она не проверяется ударением. Есть и другие подобные слова. Их проще запомнить в стихотворной форме:

Сеять, веять, маяться,

Лаять, хаять, каяться,

Чуять, чаять и затеять,

Реять, таять и лелеять.

Примечание

Есть еще довольно редкие глаголы: баять (устар., просторечн.) — говорить; блеять — издавать блеяние (крик овец и коз), это слово имеет и переносное значение (груб.) — невнятно бормотать; граять — издавать громкий беспорядочный крик, каркать (о грачах, воронах, галках); содеять — совершить, сделать (слово носит книжный и официальный оттенок).

3. Упр. 622 — комментированное письмо.

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 104, в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.

Жечь, беречь, стеречь.

V. Подведение итогов

— В чем вы видите особенность неопределенной формы глагола?

Домашнее задание

1. § 109.

2. Упр. 623.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Неопределенная форма глагола

Автор: Семенова Джамиля Жасузаковна

Дата: 10.09.2019

Номер свидетельства: 519461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "234092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443348511"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "322522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461602825"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Глагол. Неопределенная форма глагола "
    ["seo_title"] => string(43) "glaghol-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "156175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421390598"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Неопределенная форма глагола"
    ["seo_title"] => string(29) "neopredelennaia_forma_glagola"
    ["file_id"] => string(6) "484292"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541660898"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Презентация для проведения урока русского языка по теме:"Неопределенная форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-dlia-proviedieniia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "238598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444589709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства