Просмотр содержимого документа
«Наша речь. Виды речи»
Тема: Нашаречь. Видыречи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
- Что такое речь?
- Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
- Сформулируйте тему урока.
- Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите учебник.
- Как он называется?
- Кто автор этого учебника?
- Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
- На с. 159 прочитайте содержание.
- Какой справочный материал есть в учебнике?
Упр. 1 (с.6).
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите тему стихотворения. (1 сентября)
- А какова главная мысль текста: (Шкода - к знаниям дорога.)
- Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)
Упр.2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
- Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
- А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)
- А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр.3 (с. 7).
- Прочитайте пословицы.
- Объясните их смысл.
- Какую речь вы бы назвали хорошей
- Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мои друг, подумай не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
— А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость,торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
VI. Рефлексия
— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание
Упр. 4 (с. 7).
Тема: Нашязык
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр.6 (с. 8).
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
На Земле тысячи языков. У каждого человекаесть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык - значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр.7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 9).
(Работа в парах.) Упр.10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
— Спишите стихотворение.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
VIII. Рефлексия
— Какие задания вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое речь?
— Что такое язык?
Домашнее задание
Упр. 9 (с. 9). 18
Тема: Текст. Типытекстов
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— О чём говорит А. И. Куприн?
— Объясните значение выделенных слов.
— Для чего нужен язык?
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она...
Только не сжата полоска одна...
— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)
— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
• Это много предложений.
• Это предложение, записанное в тетрадь.
• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
Признаки текста
1. Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определённой последовательности.
3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).
4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).
5. Текст выражает законченную мысль.
6. Текст имеет название, заголовок.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).
— Прочитайте.
— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
— О чём говорится в тексте?
— Определите главную мысль текста.
— Какое название подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?
Упр. 12 (с. 12-13).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Определите главную мысль текста.
— Сколько частей в этом тексте? (Три.)
— Почему текст разделён на части?
— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.
— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?
- Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?
- Какой текст называется текстом-описанием?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
— Какой текст называется текстом-рассуждением?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр.13 (с. 13).
(Работа в парах. Проверка.)
— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)
— Докажите.
— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)
— Докажите.
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
2. Работа с текстом
— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах
Пушки с пристани палят,
Ветер по морю гуляет
Кораблю пристать велят.
Мимо острова крутого,
И кораблик подгоняет;
Кораблю пристать велят.
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите тип каждого текста.
Сластёна
Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.
Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.