Мангистауская область Мунайлинский район средняя школа №6
Учитель русского языка и литературы- Сейтенова Зухра Кожановна
Тема урока: Наш аул
Цель урока: Ознакомить с текстом, учить излагать содержание прочитанного и увиденного; развивать речь, внимание, память; привить любовь к родной земле.
Наглядные пособия: слайды, оценочный бланк, шкатулка, листы.
Ход урока:
I Организационный момент
Психологический настрой.
Деление на группы «Знатоки» и «Грамотеи». Лидеры групп оценивают учеников своей группы по оценочному бланку.
II Опрос и проверка домашнего задания.
Каждая группа читает по три предложения из домашнего упражнения.
По два ученика из каждой команды наизусть читают стихотворение С.Баруздина «Интересная машина».
Игра «Волшебная шкатулка»
Лидеры групп достают из шкатулки вопросы к тексту «В троллейбусе».
На чем ехал Сережа?
Кто вошел в троллейбус?
Почему старику было трудно стоять?
Что сделал Сережа?
Какое доброе слово сказал он дедушке?
Сейчас я вам прочитаю вопрос –загадки. Вы должны подумать и найти в них добрые слова. Вопрос группе «Грамотеи».
Леночка делает бусы для мамы. Коля пробежал мимо, задел нитку и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Коля сказал доброе слово, а Лена улыбнулась и простила его. Какое доброе слово сказал Коля? (извини)
Вопрос команде «Знатоки»
Бабушка сшила платье Наташиной кукле. Платье оказалось маловато. Наташа заплакала. Бабушка сказала: «Принеси куклу сошьем другое платье».Наташа была рада. Какое доброе слово сказала Наташа бабушке? (спасибо)
Ребята, говорите друг другу добрые слова, ведь они дарят нам радость, творите добро.
III Объяснение новой темы
Ребята, у вас есть дома копилки? Что вы копите?
Сейчас я вам раздам эти «копилки» (листочки). А как вы думаете, чем мы наполним эти «копилки»? (словами, мыслями.)
-Итак, вы должны отпустить в «копилку» первое слово, которое будет темой нашего урока. А чтобы найти его, закройте глаза и послушайте (звучит аудиозапись домашних животных и птиц)
Где мы обычно слышим такие звуки?
Отпустите найденное слово в «копилку». А сейчас я раздам вам эти карточки. В них написаны слова. Каждый ученик должен составить предложение. А теперь распределите ваши карточки так, чтобы получился текст.
Скажите первое слово, которое отпустили в свои «копилки». (аул). Значит сегодняшняя наша тема будет называться «Наш аул».
Как называется ваш аул? Что есть в вашем ауле?
Слайд Что вы видите на картинке?
Словарная работа
удивился-таңғалды
кому пришло в голову- кім ойлап тапқан
Чтение текста учащимися по цепочке.
Ответы на вопросы.
Каким был раньше аул?
Какой он сейчас?
IV Закрепление
Выполнение упражнений 4. Игра «У кого кто?».
Рассмотрите картинки. Скажите, кто у кого? Напишите предложения в порядке картинок. Группа «Знатоки» выполняет 1 столбик, «Грамотеи»-2.
Физминутка
Учитель загадывает загадку.
Есть у животного хвост и рога,
Любит оно посочнее луга.
Ну а зимою сено жует,
Много полезных продуктов дает.
Словарная работа
блестит-жарқырап тұр
вымя-желін
Чтение текста учащимися «Теленок» самостоятельно
Ответы на вопросы.
Куда ходил Жарбел с бабушкой?
Кем работает бабушка?
Как на ферме?
Чем сейчас доят коров?
Игра «Фотоаппарат».
Посмотрите на картинку и запомните предметы нарисованные на них.(30 сек).В течении 2 мин записать, как можно больше предметов увиденных вами. (У кого большое количество предметов, тот и выигрывает).
V Итог и задание на дом.
Лидеры считают и объявляют набранные баллы.
Что вы узнали на уроке?
Что было интересно?
Покажите ваше настроение к концу урока.Дети показывают смайлики. (веселый и грустный)
Итак, друзья, пришла пора
И я хочу вам пожелать
Всегда с охотою учиться
Всегда с желанием трудиться
Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Урок окончен, досвидания.