Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте
Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте
Та?ырыбы:
Тема: Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте
Саба?ты? ма?саты:
Цель занятия: познакомить учащихся с различными видами наглядных пособий и дидактического материала на уроках обучения; раскрыть приёмы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
Негізгі ??ымдар:
Основные понятия: демонстрационные таблицы, слоговые таблицы, схемы-модели, лента букв
Саба?ты? ?дістемелік жа?ынан ?амтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение : рабочий стол
Саба?ты? типі:
Тип занятия: практикум
Саба?ты? ?діс-т?сілдері:
Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый; коллективный способ деятельности; метод самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте »
Открытый урок по методике обучения русскому языку
Преподаватель гуманитарного колледжа имени Магжана Жумабаева: Калмыкова Т.В.
Тақырыбы:
Тема: Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте
Сабақтың мақсаты:
Цель занятия: познакомить учащихся с различными видами наглядных пособий и дидактического материала на уроках обучения; раскрыть приёмы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
Негізгі ұғымдар:
Основные понятия: демонстрационные таблицы, слоговые таблицы, схемы-модели, лента букв
Сабақтың әдістемелік жағынан қамтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение : рабочий стол
Сабақтың типі:
Тип занятия: практикум
Сабақтың әдіс-тәсілдері:
Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый; коллективный способ деятельности; метод самостоятельной работы.
Сабақ жоспары:
План занятия:
I. Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент.
- Сэлеметсiз бе. Отырындар.
У вас на столах маленькие листы бумаги, напишите на них пожелание на урок.
А теперь передайте тому, кому были адресованы эти слова.
Желаю всем позитивного настроения, хороших отметок.
II. Оқушылардың білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
Начинаем наш урок методики русского языка. Сегодня на занятии мы закрепим пройденный материал и познакомимся с приёмами и видами упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
- Вспомните и назовите разделы методики русского языка.
Давайте скорректируем «компетенции» по разделу «Методика обучения грамоте».
Индивидуальный устный опрос:
1. Назовите периоды обучения грамоте. (1уч-ся на доске составляет кластер)
2. Перечислите задачи подготовительного периода.
3. Раскройте сущность первой задачи.
4. Как решается вторая задача подготовительного периода обучения грамоте?
5. Назовите содержание работы на первой ступени подготовительного периода. (1 уч-ся работает с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 1-й – безбуквенной) с.4-18
На безбуквенной ступени:
- дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным;
- начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;
- происходит знакомство с учебной книгой — букварем (азбукой) и средствами письма;
- в результате аналитико-синтетических слогозвуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.
6. Назовите содержание работы на второй ступени подготовительного периода. (1 уч-сяработает с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 2-й – буквенной) с 19-30
- изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;
- создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;
- дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;
- ведется работа по активизации словаря детей.
7.Сформулируйте задачи основного периода обучения грамоте.(Изучить все буквы; научиться правильно соотносить звуки и буквы; усвоить сочетания букв; практически усвоить правила графики; выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.)
8. Сколько ступеней включает основной период обучения грамоте?
9. Раскройте содержание I ступени. (1 уч-ся работают с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 1-й ступени) На первой ступени учащиеся: с.32-41
- овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию.
- овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.
Чтение по букварю охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того чтобы избежать «чтения по памяти», рекомендуется читать по букварю, передвижной азбуке, наборному полотну, с доски, а также варианты букварных текстов, помещенных в «Дидактическом материале к урокам обучения грамоте». Это приучает детей читать сознательно, вырабатывает умение читать самостоятельно.
Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами.
Важно проверять понимание прочитанного. С этой целью ставятся вопросы, которые не подсказывают прочитанное слово.
10. Раскройте содержание II ступени. (1 уч-ся работают с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 2-й ступени) с.42-56
-научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов;
- закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции.
Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть — слияние — и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния: стол, скакала, Стасик и т.п.
Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.
На второй ступени букварного периода учитель в большей степени дифференцирует обучение, так как одни из учащихся уходят вперед, другие отстают.
На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги. Уроки письма включают разнообразные виды работы.
11. Раскройте содержание III ступени. (1 уч-ся работают с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 3-й – ступени) с.57-85
- возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. - главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления.
- больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных, читать дополнительно художественные тексты.
12. Раскройте содержание IV ступени. (1 уч-ся работают с букварём – находит страницы, содержание которых соответствуют – 4-й ступени) с.86 и т.д.
- дети читают произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.
- изучаются звук и буква й, буква ю в двух значениях, согласные звуки [ц] и [щ], разделительные ъ и ь. Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся.
- закрепляются знания о написании сочетаний чу, щу, ча, ща, жи, ши, цы, ци;
- завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы ю).
Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения.
13. Так, по какому принципу идёт изучение звуков и букв в «Букваре»? (по принципу частотности употребления звуков в языке: сначала наиболее употребительные, затем менее употребительные, после малоупотребительные)
Тестовый контроль 2 уч-ся.
1. Ознакомление с синтаксическим понятием «предложение» начинается…
А) на 4 ступени основного периода
В) в послебукварный период обучения грамоте
С) на основном этапе обучения грамоте
D) в подготовительный безбуквенный период обучения грамоте
Е) в подготовительный буквенный период обучения грамоте
2. Вид работы, не относящийся к синтезу на уроках обучения грамоте…
А) чтение слов с заменой букв
В) позиционное чтение
С) выделение и классификация звука в звуковой структуре слов
D) наращение и отсечение букв
Е) чтение по подобию
3. Первым и очень важным для усвоения программы по русскому языку в 1 классе является раздел…
А) «Текст»
В) «Буквы и слово»
С) «Звуки и буквы»
D) «Слово»
Е) «Предложение»
4. Укажите термин, имеющий к форзацу «Букваря»
А) алфавит
В) книга
С) страница
D) обложка
Е) учебник
5. Задачами основного периода ОГ являются…
А) формирование беглого, сознательного чтения
В) формировать умение правильно сидеть, поднимать руку, вставать при ответе
С) приобщить детей к учебной деятельности
D) выявить уровень готовности к обучению
Е) изучить все буквы алфавита, правильно их соотносить, выработать умение плавного слогового чтения с переходом на целые слова
6. Отметить метод, не имеющий отношения к методам обучения грамоте…
А) звуковой
В) метод целых слов
С) слоговой
D) словотолковательное чтение
Е) буквослагательный
7. В содержание подготовительного периода ОГ не входит…
8. «Группа или несколько слов, выражающие законченную мысль» - так определяют в начальных классах…
А) предложение
В) член предложения
С) слог
D) слово
Е) словосочетание
9. Упражнение: на доске печатными буквами написано
ДМ (о, ы)
СК (о, у) нужно раскрыть скобки подставить гласные и записать получившиеся слова. Это упражнение можно использовать в…
А) основной период
В) подготовительный безбуквенный период
С) послебукварный период
D) четвёртая ступень основного периода
Е) подготовительный буквенный
10. Указать вид упражнений по данному тексту: «Найти слово, называющее дерево»:
1) Мак
2) Дуб
3) Малина
А) словарно-логический
В) орфоэпический
С) орфографический
D) грамматический
Е) лексический
Одновременно идётработа в паре сменного состава
Проанализировать конспект урока обучения грамоте с точки зрения:
- общедидактических требований;
- конкретно-методических требований.
Урок обучения грамоте на тему «Гласные буквы Яя»
I. Проверка домашнего задания:
- чтение скороговорки, объяснение трудности быстрого чтения из-за сходности рядом стоящих звуков [д] и [т];
- решение ребусов (отгадки набираются из букв разрезной азбуки);
- чтение текста в пособии «Читаем сами».
II. Повторение всех гласных букв. Учитель сообщает о том, что на этом уроке дети узнают ещё одну гласную букву.
III. Слогозвуковой анализ словамаяк с опорой на схему под предметной картиной:
- Что нарисовано на картинке?
- Произнесите слово маяк по слогам.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой первый? Какой второй?
- Какие это слоги? (Первый слог – слияние, второй – слияние с примыкающим к нему согласным.)
- Произнесите второй слог и посчитайте, сколько в нём звуков. (Учитель сообщает, что два звука, образовавшие слияние [й,а], принято обозначать не двумя буквами, а одной.)
- Вспомните, какое ещё слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой ([й,э] – е).
IV. Знакомство с буквамиЯя. Учитель, показывая буквы, говорит:
- Это буква я. Если буква я стоит в начале слова или после гласной, надо просто назвать букву. Когда мы её называем, то сразу произносим два звука [й,а].
V. Работа над схемой слова маяк. Определяется по схеме, сколько слогов в слове, сколько звуков во втором слоге, сколько букв надо взять, чтобы составить слово.
VI. Составление словамаяк из разрезной азбуки и чтение его.
VII. Чтение столбиков слов в букваре:
- чтение слов с буквой я в начале;
- чтение слов с этой буквой в середине;
- чтение слов с я на конце.
Обращается внимание на то, что в словах маяк, высокая, морская буква я находится после гласных.
VIII. Чтение связного текста:
- чтение рассказа по предложениям;
- смысловой анализ текста;
- рассматривание иллюстрации;
- чтение рассказа целиком.
IX. Чтение связного текста «В Ялте» из пособия «Читаем сами».
X. Задание на дом: самостоятельно прочитать тексты.
Проверка.
Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним педагогическое требование к процессу обучения грамоте, выполнение которого сделает процесс обучения доступным и интересным. (Использование на уроках наглядных пособий, дидактического материала, игровых заданий.)
- Приведите ещё аргументы, доказывающие необходимость применения наглядности на уроках обучения грамоте. (С точки зрения психологии дети мыслят конкретными образами, абстрактное мышление у них практически отсутствует.)
Прочитайте цитату, соответствует ли её смысл тому, о чём мы сейчас говорили. Докажите.
«Наглядность играет важную роль в процессе обучения. Она позволяет более глубоко понять изучаемые объекты и процессы, улучшить процесс восприятия учебного материала, сократить умственные усилия для познания истины».
Итак, тема нашего урока «Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте».
III. Практикалық бөлім.
Практическая часть.
Сейчас вам предстоит самостоятельно познакомиться с материалом. Обратите внимание на следующие понятия:
текстовый материал
иллюстративный материал
внетекстовые элементы
демонстрационные таблицы
словарно-логические упражнения
Работать вы будете в группах. Каждая группа получает своё задание.
1. Познакомься с материалом «Наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте».
Обучение грамоте организуется с помощью учебной книги - букварь.
На каждый урок отводится две страницы букваря (разворот азбуки), которые содержат текстовый материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовый материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными картинками. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.
Кроме текстового материала и иллюстраций букварь содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения, развитию речи и мышления.
В учебнике представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.
«Дидактический материал к урокам обучения грамоте» является важной составной частью комплекса пособий для обучения детей грамоте. Он дополняет букварные страницы разнообразным материалом, который открывает широкие возможности для проведения упражнений в анализе и чтении, обогащения словаря, развития устной речи.
Дидактический материал построен по принципу вариантов букварных страниц, т.е. по звукобуквенному составу слов оннаходится в строгом соответствии с теми страницами букваря, к которым относится. В этих вариантных страницах содержатся только те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет работать по ним детям с разным уровнем подготовки.
Дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на самом уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения и разбора.
Помимо учебной книги, дидактического материала на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные пособия.
Демонстрационные таблицы бывают следующих видов:
картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;
предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;
сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;
таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.
Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:
а) на основе гласного: ма, на, ра, та, ла,да, ка, ба;
б) на основе согласного: на, ну, но,ны, ню,ни, не, ня.
Слоговые таблицы помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя слоговую таблицу, можно предложить:
прочитать слоги сверху вниз и наоборот;
прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;
прочитать слоги с глухим или звонким согласным;
прочитать слог и договорить его до полного слова;
прочитать последовательно 2—3 слога так, чтобы получилось слово;
М
Н
Р
Л
С
А
МА
НА
РА
ЛА
СА
О
МО
НО
РО
ЛО
СО
У
МУ
НУ
РУ
ЛУ
СУ
Ы
МЫ
НЫ
РЫ
ЛЫ
СЫ
И
МИ
НИ
РИ
ЛИ
СИ
Слоговые таблицы используются для чтения слогов иобразования слов путем последовательного прочтения 2—3 слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.
Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.
Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3—5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов из изученных букв.
Ж
А
К
Я
Л
У
Н
А
Р
М
С
О
Ы
И
Н
М
П
Е
О
Ё
При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала — помочь учащимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом можно считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов идр.
Приёмы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
Столбики словслужат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:
со|с|ны са|ни|та|р
Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например:
Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.
1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:
Сколько слогов в слове?
Прочитайте слияния.
Прочитайте первый слог, затем второй (третий).
Прочитайте, слово целиком.
Чтение слов и объяснение их лексического значения.
Чтение слов в прямом и обратном порядке.
Выборочное чтение слов:
имена людей;
клички животных;
названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);
слова, обозначающие один или много предметов;
пары слов, противоположных по значению, и т.д.
Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.
Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.
Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.
Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.
Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми.Всвязи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:
чтение по предложениям «цепочкой»;
выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;
пересказ прочитанного объемного текста;
придумывание названия рассказу;
рассказывание по аналогии;
чтение текста и работа над выразительностью;
ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;
чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста;
чтение текста и лексическая работа.
Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы:
звукового анализа слов с опорой на данную схему;
звукового анализа слов и составления схемы;
— сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей;
— анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;
чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений;
составления предложений по схемам.
Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.
Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть:
— перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов;
прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;
замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов;
составление слов из «рассыпных» букв или слогов;
составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова.
Лепта букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:
назвать все буквы;
назвать гласные (согласные);
назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука;
назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);
назвать парные согласные;
назвать буквы, которые не обозначают звука;
— назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.
Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.
2. Выполните задания:
Работа в «малых группах». (6 групп по 4 человека.)
1 группа.
Приёмы работы с лентой букв.
Перед вами фрагмент урока обучения грамоте, включающий работу с лентой букв.
Определите возможное место проведения этой работы в структуре урока обучения грамоте; уточните, должно ли оно быть постоянным. Оцените лингвометодическую грамотность вопросов учителя.
Фрагмент урока
1. Работа с лентой букв.
Посмотрите на плакат.
- Вы узнали ленту букв? (Она из букваря.)
а
о
у
ы
э
м
н
л
р
й
б
в
г
д
ж
з
я
ё
ю
и
е
п
ф
к
т
ш
с
х
ц
ч
ш
ь
ъ
- Сколько звуков обозначают буквы а, и, о, у, ы, э? (Один: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].
- Сколько звуков обозначают буквы я, ё, ю, е? (Два: [й,а] , [й,о] , [й,у], [й,э] .
- Чёрным цветом написаны согласные буквы, которые могут обозначать либо... (Твёрдые звуки.)
- Произнесите твёрдые звуки каждой буквы, изображённой чёрным цветом, а потом – мягкие.
Дети произносят твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Синим цветом написаны согласные буквы, которые обозначают всегда один... (Твёрдый согласный звук. Это: [ж], [ш], [ц].)
- Зелёным цветом на ленте букв написаны согласные, которые обозначают один всегда… (Мягкий звук. Это: [й,], [ч,], [щ,].
- А вот буквы ъ и ь изображены у нас коричневым цветом. Что вам известно о них? (Эти буквы никогда звуков не обозначают.)
Даётся лента букв.
- Спланируйте работу по ленте букв.
2 группа.
Приёмы работы с текстом в период обучения грамоте (Букварь 2001 г., стр. 95. Русская народная сказка «Лиса и кувшин».)
- Сформулируйте воспитательную цель чтения.
- Спланируйте чтение данного текста.
- Спланируйте дополнительную работу по тексту.
3 группа.
Приёмы работы с сюжетной картинкой (Букварь 2001 г., стр. 52. )
- Какие картинки являются сюжетными?
- Как можно использовать картинку при обучении грамоте?
- Дайте название предложенной картинке.
- Сформулируйте воспитательную цель работы по этой картинке.
- Спланируйте беседу по картинке в целях обучения составлению предложений.
- Спланируйте работу по составлению связного текста.
4 группа.
Приёмы работы с предметными картинками (Даётся набор предметных картинок.)
- Какие картинки являются предметными?
- Каково назначение предметных картинок?
- Назовите предметы, изображённые на данных картинках.
- Спланируйте не менее 8-10 заданий по данному набору картинок, формулируя предполагаемые ответы детей.
5 группа.
Приёмы работы со слоговой таблицей
Перед вами пример слоговой таблицы. Определите идею её составления. Приведите примеры всех возможных заданий для тренировки детей в чтении открытых слогов.
РА
РЯ
РУ
РЮ
РЫ
РИ
РО
РЕ
МА
МЯ
МУ
МЮ
МЫ
МИ
МО
МЕ
СА
СЯ
СУ
СЮ
СЫ
СИ
СО
СЕ
Составьте другие слоговые таблицы, определите их методическую цель и место использования.
6 группа.
Приёмы работы со столбиками слов (Букварь 2001 г., стр. 66. Звуки [з], [з,]. Буква Зз.)
- К какому виду материала относятся столбики слов?
- С какой целью используется этот материал?
- Спланируйте работу с данными словами.
Проверка.
(При проверке выполнения задания 3 и 4 группы познакомить учащихся с ещё одним направлением работы с предметными и сюжетными картинками.)
Предлагаю вам познакомиться с ещё одним направлением работы с картинками.
Рассмотрите картинку (даётся несколько секунд, затем картинка убирается).
Учащимся задаётся вопрос:
- Сколько пуговиц на форме?
- Сколько мячей на полянке?
- Сколько бантиков у девочки на голове?
Такая работа приучает детей к более внимательному рассматриванию картин, что впоследствии формирует орфографическую зоркость учащихся и способствует каллиграфическому грамотному письму.
Работа для всей группы.
Выполнить анализ страниц учебника «Букварь» по схеме:
1. Определите структуру и содержание страницы.
2. Каково художественное значение предметных и сюжетных картинок? Как они соотносятся с текстом? Каково их дидактическое назначение?
3. Какие другие виды графической наглядности имеются на этих страницах?
4. Какие текстовые материалы представлены? Для чего (перечислите возможные виды работ)? Какие слова следует выделить для звукового анализа и почему?
5. Каковы возможности воспитательного воздействия на учащихся при работе с материалом этих страниц?
6. Какое место в структуре урока займёт работа с текстом и с иллюстрациями, помещёнными здесь?
7. Потребуются ли дополнительные дидактические материалы и наглядные пособия к тому, что дано на этих страницах? Какие? Зачем?
I ряд (Букварь 2001 г., стр. 54-55. Звуки [п], [п,]. Буква Пп.)
II ряд (Букварь 2001 г., стр. 42-43. Звуки [с], [с,]. Буква Сс .)
III ряд (Букварь 2001 г., стр. 66-67. Звуки [з], [з,]. Буква Зз.)
Проверка.
В завершение нашего урока, напишите эссе по теме занятия.
Смыслэтого приемаможно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность, аргументации. Написание эссе занимает не более 5 минут.
Проверка.
Предлагаю прочитать эссе учащейся группы 32-08 Канафиной Зарины
«Как правильно использовать наглядные пособия и дидактический материал на уроках обучения грамоте?! И нужно ли это делать вообще?!»
Ответ прост. Любой урок не мыслим без наглядных пособий и дидактического материала. Учителю следует помнить, что наглядные пособия – это всего лишь вспомогательные средства обучения, которые служат нам опорой и позволяют учащимся лучше усвоить материал, воздействуя на их зрительную память. Но и строить учебный процесс, опираясь только лишь на наглядность, нельзя. Поэтому, выбирая наглядный и дидактический материал, следует учитывать характер изучаемого материала, а также уровень подготовленности класса.
И в заключение хочется сказать, что наглядные пособия и дидактический материал во многом хороши, но, к сожалению,
у них есть один недостаток: у детей не развивается абстрактное мышление. Поэтому считаю, что, проводя такую работу, следует придерживаться принципа: «Не навредить» и в меру использовать наглядный и дидактический материал.
Вот и подошел к концу наш урок. Думаю, что он прошел интересно.
Оценивание.
IV. Үй тапсырмасын беру
Задание на дом.
1. Составить развёрнутый конспект урока обучения грамоте с использованием различных средств наглядности.