Для того чтобы успешно развивать познавательную активность учащихся, необходимо использовать при подготовке к уроку современные педагогические технологии.
В приведенном ниже конспекте урока применяются метод исследовательской деятельности школьника и компьютерные технологии.
Исследовательский метод обучения – это организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных задач. На уроке была создана ситуация поиска научного знания, при которой школьники учились осмысливать факты, явления, идеи и делать выводы.
Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы работы на уроке, активизировать внимание учащихся, повышать творческий потенциал личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Морфологические признаки деепричастия »
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе
Для того чтобы успешно развивать познавательную активность учащихся, необходимо использовать при подготовке к уроку современные педагогические технологии.
В приведенном ниже конспекте урока применяются метод исследовательской деятельности школьника и компьютерные технологии.
Исследовательский метод обучения – это организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных задач. На уроке была создана ситуация поиска научного знания, при которой школьники учились осмысливать факты, явления, идеи и делать выводы.
Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы работы на уроке, активизировать внимание учащихся, повышать творческий потенциал личности.
Урок в 7 классе
Морфологические признаки деепричастия
Цель. 1. Закрепление умения разграничивать основное и добавочное действия в предложении.
2. Ознакомление с морфологическими признаками деепричастия.
3. Формирование умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями.
4. Совершенствование навыков анализа и систематизации языкового материала, развитие логического мышления, памяти, способности к самоконтролю.
5. Воспитание интереса к русскому языку, к культурному наследию русского народа.
Методы работы:
- словесный;
- метод самостоятельной работы с дидактическим материалом;
-исследовательский;
- наглядный;
- практический;
- использование компьютерных технологий.
Ход урока.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием. Цели урока определим вместе чуть позже. А сейчас перед вами стихотворение Н. Рубцова. Прочитайте его и подумайте, о чем оно. Какова его тема? (Наступление утра). (Слайд №3).
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую,
И разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую.
- Почему мы начинаем урок с чтения этого стихотворения? ( В нем много глаголов и деепричастий. На уроках мы повторяем тему «Глагол» и изучаем тему «Деепричастие»).
- Для чего поэт использует глаголы и деепричастия? (Они помогают увидеть то, что происходит в пробуждающейся деревне).
Задание. Распределите глаголы и деепричастия по двум колонкам. Докажите, что ваше решение правильное. (Глаголы обозначают действие; морфологические признаки: наклонение, вид, время, лицо, число, род; синтаксическая роль – сказуемое).
Покажите на примере. (Запись в тетради: горит (что делает?) – несов в., изъявит. н., наст. в., 3 л., ед. ч.)
- А теперь докажите, что слова в другой колонке – деепричастия. Можно это сделать так же легко, как с глаголами? (Нет. Мы знаем только, что деепричастие обозначает добавочное действие к основному: горит, светясь (что делая?); выбегу, воспрянув (что сделав?) и т.д.; в предложении является обстоятельством.
- А что же мы пока не знаем? (Морфологические признаки деепричастия).
Назовите тему нашего урока. (Морфологические признаки деепричастия).
- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова: определить…; узнать, как…; учиться находить и … . (Определить морфологические признаки деепричастия, узнать, как деепричастия образуются, учиться находить и использовать деепричастия в устной и письменной речи.) (Слайд №2).
Посмотрите внимательно на выписанные деепричастия. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно.
(Можно объединить деепричастия светясь, смеясь – они отвечают на вопрос что делая? Деепричастия воспрянув, разлюбив отвечают на вопрос что сделав?
- По какому грамматическому признаку эти пары отличаются друг от друга? (Светясь, смеясь – деепричастия несовершенного вида. Воспрянув, разлюбив – деепричастия совершенного вида.) Запись в тетрадь. (Слайд №4).
- Что обозначают деепричастия совершенного и несовершенного вида? (Законченное и незаконченное действие).
- По какому еще признаку объединены данные слова? (Светясь, смеясь – возвратные, воспрянув, разлюбив – невозвратные. Запись в тетрадь. (Слайд №5).
- Какой вывод можно сделать, проанализировав данный материал? (Деепричастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. (Слайд №6).
- Приведите свои примеры.
А теперь откройте в учебнике параграф 37, внимательно прочитайте теоретический материал и скажите, что нового вы узнали о деепричастии, о чем еще не сказали на уроке? (Вывод: деепричастия имеют еще и признаки наречия. Как и наречия, деепричастия не изменяются. В предложении являются обстоятельством).
Для подтверждения этого вывода выполним устно упражнение 275 (коллективная работа).
Продолжим работу в соответствии с нашей целью. ( Открывается задняя часть доски с записанными на ней глаголами.)
Принести -
Сожалеть -
Укрепиться -
Накормить -
Сохранять –
Оглянуться –
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать задание. (Образовать от данных глаголов деепричастия. Добавление учителя – определить морфологические признаки). Задание выполняется на доске и в тетрадях.
- Дополнительное задание. Что общего в этих глаголах? (Их объединяет одна орфограмма: «Проверяемые гласные в корне»).
- Проведите морфемный разбор этих деепричастий. Какую особенность заметили? (Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов –а-, -я-. Деепричастия совершенного вида - с помощью суффиксов –в-, -вши- ,- ши-).
- Составьте два предложения с данными деепричастиями.
- Перестройте предложения, заменив один из глаголов деепричастием. Укажите вид и возвратность глаголов. (Слайд №7. Проверка - слайд №8.)
Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.
(Не узнав горя, не узнаешь и радости).
Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.
(Изучая прошлое, поймешь настоящее).
Посеешь ячмень – пшеницы не жди.
(Посеяв ячмень, пшеницы не жди).
- Какой это жанр? Объясните смысл данных пословиц.
(1. Все познается в сравнении: сладкое-горькое, доброе-злое и т.д. .
2. Настоящее – это результат событий в прошлом.
3. От каждого дела жди результатов, которые возможны.)
- Попробуйте сами вспомнить или сочините свои пословицы с деепричастиями.
(Не зная броду, не суйся в воду.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Что имеем, не храним, потерявши – плачем.) и т.д.
- Прочитайте еще одно замечательное стихотворение Н.Рубцова «Звезда полей». Подумайте, что объединяет его со стихотворением «Утро»? (Слайд №9).
Звезда полей.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
(Эти стихотворения объединяет тема родины, одна из основных тем в творчестве Рубцова. Поэту дорога каждая деталь своего родного местечка).
- Задание для самостоятельной работы. Выпишите из текста деепричастия и глаголы, с которыми они связаны. Укажите морфологические признаки деепричастий.
Итог работы.
Посмотрите еще раз на цели нашего урока. Добились ли мы результата? Чему научились?
- Научились определять морфологические признаки деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов.
- Повторили орфограммы «Безударные гласные в корне», «Мягкий знак на конце глаголов в форме 2 лица».
- Последнее задание. Проведите стрелочки от «родителей» деепричастия к тем признакам, которые деепричастие от них получило.
Вопрос
Синтаксическая роль
Неизменяемость
Наречие ДеепричастиеГлагол
Добавочное действие
Возвратность
Вид
Результаты работы.
Домашнее задание: упр.276.
Анализ урока.
В основе понятия «исследовательская деятельность» лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришел к знаниям.
На уроке учителем была поставлена проблема: «Почему же мы не можем так же легко доказать, что слова во втором столбике – деепричастия?» Учащимися была сформулирована тема урока, определены цели и задачи работы и сделаны выводы: «Деепричастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные». Затем был проанализирован теоретический материал, который учащиеся сравнили с собственными выводами.
На этапе закрепления проводилась как коллективная (например, образовывали деепричастия от глаголов, определяли вид, возвратность), так и самостоятельная работа с последующей проверкой (преобразовать пословицы), с элементами поисковой деятельности (работа со стихотворением «Звезда полей»). Несложные задания ребята способны были сформулировать сами.
В конце урока учащиеся самостоятельно проанализировали свои действия, сделали выводы.
Компьютерные технологии целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изложенного материала, для самостоятельной работы учащихся, в системе контроля знаний. На данном уроке компьютер использовался на этапе изучения нового материала (текст для анализа, группы деепричастий) и закрепления изученного. Это позволило повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, сделать урок более ярким, интересным, насыщенным.