Запланированная деятельность 1 Мотивация На слайдах – изображение большой семьи за обеденным столом и слова В. А. Сухомлинского: - Семья – это та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. –Ребята, прочитайте выразительно слова замечательного педагога и попробуйте определить по ним тему нашего сегодняшнего урока. - Нас всегда на каждом уроке ждут открытия.Это зависит от вас. -Откройте тетради , запишите число, классная работа и тему урока «Моя семья». - Начинаем урок с проверки домашней работы. На доске 3 учеников выписывают и разбирают предложения из упр. 161Б, определяя синтаксическую роль имен прилагательных и их разряды. II Реализация Учитель ведет опрос. –Какие части речи вы знаете? - Назовите именные части речи. Почему они так называются? - Дайте развернутое описание имени прилагательного. –Определите разряды прилагательных из домашнего задания, аргументируйте свой ответ. –В каком примере прилагательное имеет переносное значение? -Какие прилагательные являются метафорами, эпитетами? - Что такое корень ? - Какие слова называются однокоренными ? как образованы новые слова? - Что такое приставка ? Проверим свои знания по пройденной теме. Задания по группам (на слайдах - однокоренные слова ) 1-группа 2-группа 3 группа Ход лет шел Выход прилететь пришел заход улететь ушел доход долететь зашел уход полететь дошел -Определите части речи и способы их образования. Актуализация знаний . -Ребята, сравните данные пары слов Чай чайник Домбра домбрист Дом домик В чем их различие? -Различие в новой части слова, корни одинаковые , а с новой частью слова образовалось новое слово. – Ребята! А как вы думаете, от каких из этих существительных образованы прилагательные чайный, домбровый, доменный? Новая тема Эта новая часть слова называется суффиксом . Он пришел к нам из латинского языка, что обозначает «прикрепленный» Суффикс - это часть слова , которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тем, как образовать прилагательные с помощью суффиксов с –н- и –нн-. Учитель читает дескриптор -Как найти в слове суффикс ? 1. Найдите корень слова . 12. Укажите часть слова после корня – суффикс В русском языке огромное количество суффиксов прилагательных Обратите внимание : Суффикс может передавать значение слова и обозначается значком треугольник. Суффиксы –чив-, -лив-, -тельн-, -тель — обозначают качества характера человека Прчитайте существительные и образуйте словосочетания , используя прилагательные из таблицы на ИАД Суффиксы с –н-, -нн- могут привносить значения признаков по материалу, по времени и пространству, по принадлежности, по качеству и относиться к любому разряду прилагательных. Тренировочные упражнения . Образец выполнения упр. 175. От данных существительных образуйте прилагательные, определите, сколько –н- напишете в нем, используя правила на стр. 108 ( сон- сонный, длина- длинный и т. д.) -Задание выполняется на доске и в тетрадях. Учащиеся определяют разряды прилагательных, затем составляют с ними предложения. Работа с текстом. Упражнение 160А. Прочитайте текст и определите его тему, основную мысль. Составьте в группах со словом семья кластер, используя имена прилагательные с –н- , -нн-. Запишите на постерах и вывесьте на доске Учащиеся проверяют и исправляют ошибки в написании прилагательных и определяют способ их образования. -Ребята, у нас лексическая тема о семье. Пусть от каждой группы выйдут представители и посостязаются, кто больше знает пословиц о семье. А вы им потом поможете, используя примеры из упр.167. –Какова основная мысль пословиц? -Кто хочет рассказать о своей семье? -Почему ребята использовали много прилагательных? -А что такое имя прилагательное? Какова его роль в нашей жизни? III Рефлексия -Давайте послушаем песню о маме... Какие чувства и настроение у вас после прослушивания прекрасной песни «Поговори со мною, мама...»? Понимаем, что никогда не надо ни с кем ссориться .Всегда быть добрым,веселым, отзывчивым, чутким, заботливым, как мама, жалеть и заботиться о ней и о папе, о братьях и сестрах. Ведь не зря в пословицах говорится : добрая семья крепче каменных стен, в дружной семье и в холод теплее, за общим столом и еда вкуснее. Уменьшительно-ласкательные значения прилагательных обозначаются при помощи суффиксов: -оньк-, еньк- : тепленький беленький махонький -Подведем итоги урока. -По 1 ученику от каждой группы сделают выводы по теме урока. Домашнее задание : выучить правила на стр. 108, письменно выполнить упр.176. |