|    Запланированная деятельность  1 Мотивация    На слайдах – изображение большой семьи за обеденным столом и слова В. А. Сухомлинского:   - Семья – это та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. –Ребята, прочитайте выразительно слова замечательного педагога и попробуйте определить по ним тему нашего сегодняшнего урока.  - Нас всегда на каждом уроке ждут открытия.Это зависит от вас.  -Откройте тетради , запишите число,    классная работа и тему урока «Моя семья».      - Начинаем урок с проверки домашней работы. На доске 3 учеников выписывают и разбирают предложения из упр. 161Б, определяя синтаксическую роль имен прилагательных и их разряды.      II Реализация   Учитель ведет опрос.  –Какие части речи вы знаете?    - Назовите именные части речи. Почему они так называются? - Дайте развернутое описание имени прилагательного. –Определите разряды прилагательных из домашнего задания, аргументируйте свой ответ.    –В каком примере прилагательное имеет переносное значение? -Какие прилагательные являются метафорами, эпитетами?  - Что такое корень ?  - Какие слова называются однокоренными ? как образованы новые слова?  - Что такое приставка ?  Проверим свои знания по пройденной теме. Задания по группам (на слайдах - однокоренные слова )  1-группа 2-группа 3 группа  Ход лет шел  Выход прилететь пришел  заход улететь ушел  доход долететь зашел  уход полететь дошел -Определите части речи и способы их образования.      Актуализация знаний .  -Ребята, сравните данные пары слов         Чай   чайник         Домбра   домбрист               Дом   домик      В чем их различие?  -Различие в новой части слова, корни одинаковые , а с новой частью слова образовалось новое слово. – Ребята! А как вы думаете, от каких из этих существительных образованы прилагательные чайный, домбровый, доменный?        Новая тема  Эта новая часть слова называется суффиксом . Он пришел к нам из латинского языка, что обозначает «прикрепленный»              Суффикс - это часть слова , которая стоит после корня и   служит для образования новых слов. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тем, как образовать прилагательные с помощью суффиксов с –н- и –нн-.  Учитель читает дескриптор    -Как найти в слове суффикс ?    1. Найдите корень слова .  12. Укажите часть слова после корня – суффикс  В русском языке огромное количество суффиксов прилагательных   Обратите внимание : Суффикс может передавать значение слова и обозначается значком треугольник.   Суффиксы –чив-, -лив-, -тельн-, -тель — обозначают качества характера человека      Прчитайте существительные и образуйте словосочетания , используя прилагательные из таблицы на ИАД     Суффиксы с –н-, -нн- могут привносить значения признаков по материалу, по времени и пространству, по принадлежности, по качеству и относиться к любому разряду прилагательных.         Тренировочные упражнения . Образец выполнения упр. 175.   От данных существительных образуйте прилагательные, определите, сколько –н- напишете в нем, используя правила на стр. 108 ( сон- сонный, длина- длинный и т. д.)     -Задание выполняется на доске и в тетрадях. Учащиеся определяют разряды прилагательных, затем составляют с ними предложения.        Работа с текстом.  Упражнение 160А. Прочитайте текст и определите его тему, основную мысль.     Составьте в группах со словом семья кластер, используя имена прилагательные с –н- , -нн-.  Запишите на постерах и вывесьте на доске  Учащиеся проверяют и исправляют ошибки в написании прилагательных и определяют способ их образования.        -Ребята, у нас лексическая тема о семье. Пусть от каждой группы выйдут представители и посостязаются, кто больше знает пословиц о семье. А вы им потом поможете, используя примеры из упр.167. –Какова основная мысль пословиц? -Кто хочет рассказать о своей семье? -Почему ребята использовали много прилагательных? -А что такое имя прилагательное? Какова его роль в нашей жизни?        III Рефлексия  -Давайте послушаем песню о маме...    Какие чувства и настроение у вас после прослушивания прекрасной песни «Поговори со мною, мама...»?    Понимаем, что никогда не надо ни с кем ссориться .Всегда быть добрым,веселым, отзывчивым, чутким, заботливым, как мама, жалеть и заботиться о ней и о папе, о братьях и сестрах. Ведь не зря в пословицах говорится : добрая семья крепче каменных стен, в дружной семье и в холод теплее, за общим столом и еда вкуснее.        Уменьшительно-ласкательные значения прилагательных обозначаются при помощи суффиксов:   -оньк-, еньк- :        тепленький беленький махонький          -Подведем итоги урока. -По 1 ученику от каждой группы сделают выводы по теме урока.   Домашнее задание : выучить правила на стр. 108, письменно выполнить упр.176.   |