Цель урока: формирование у учащихся понятия сочинение-рассуждение.
Задачи: вырабатывать умения: подбирать материал к сочинению, систематизировать его, самостоятельно мыслить, высказывать свое мнение, обобщать материал, делать выводы; развивать речь учащихся, обучать умению ставить перед собой цель, выделять существенное из сказанного, осуществлять самоконтроль; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, воспитывать казахстанский патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну.
Наглядность: Глобус, карта Казахстана, ИКТ, видеослайды о природе Казахстана, об обычаях и традициях казахского народа, буклеты «Без символов государства не бывает», «Казахстан – мое будущее», «Цвети моя Астана», портреты писателей, поэтов Казахстана, пословицы, эпиграф, плакат, высказывание Назарбаева Н.А., опорная схема сочинения-рассуждения, карточки (сигнальные и индивидуальные), рисунки ребят, стихи, сочиненные детьми.
Музыкальное сопровождение: песня «Мой Казахстан», мелодия «Дом Родной», кюй.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моя Родина- Казахстан »
Касьяненко Н.Г., учитель русского языка и литературы
ГУ «Ставропольская средняя школа», района имени Габита Мусрепова, Северо-Казахстанской области
Моя Родина- Казахстан
(урок по развитию речи)
Цель урока:формирование у учащихся понятия сочинение-рассуждение.
Задачи: вырабатывать умения: подбирать материал к сочинению, систематизировать его, самостоятельно мыслить, высказывать свое мнение, обобщать материал, делать выводы; развивать речь учащихся, обучать умению ставить перед собой цель, выделять существенное из сказанного, осуществлять самоконтроль; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, воспитывать казахстанский патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну.
Наглядность: Глобус, карта Казахстана, ИКТ, видеослайды о природе Казахстана, об обычаях и традициях казахского народа, буклеты «Без символов государства не бывает», «Казахстан – мое будущее», «Цвети моя Астана», портреты писателей, поэтов Казахстана, пословицы, эпиграф, плакат, высказывание Назарбаева Н.А., опорная схема сочинения-рассуждения, карточки (сигнальные и индивидуальные), рисунки ребят, стихи, сочиненные детьми.
Музыкальное сопровождение: песня «Мой Казахстан», мелодия «Дом Родной», кюй.
Ход Урока:
Мотивационный этап
Психологический настрой.
Вступительное слово учителя:
- У меня в руках глобус, на котором обозначены все страны света: и Антарктида с белоснежными айсбергами и красивыми пингвинами, и Австралия с ее экзотической природой, и Америка с огромными небоскребами. Кто из вас хотел бы уехать куда-нибудь в далекую страну? (дети отвечают).
- А я бы ни за что не уехала. Потому что здесь обозначена страна, которую я очень люблю. Это моя Родина – мой Казахстан.
Тема нашего урока: «Моя Родина - мой Казахстан».
Эпиграфом к уроку послужат замечательные слова:
Моя любовь к степному краю безгранична.
И ничего нет здешних мест милей.
Ведь Казахстан – Моя Отчизна,
Я здесь живу, я поклоняюсь ей.
Созвучие двух слов Астана и Казахстан слилось в одну песню широкую и величавую.
(Звучит песня «Мой Казахстан»)
Давайте прочитаем тему нашего урока, сделав логическое ударение на первом слове. На втором. На третьем.
Как вы думаете, каждое слово так важно в названии темы? (Конечно, же, каждое слово)
Запишите в тетрадях число, тему урока.
- Ребята, как вы думаете, для того, чтобы написать сочинение, что нужно знать, какую подготовку провести?
Повторить знания о прилагательном и существительном.
А поможет нам наш большой друг и помощник – учебник. Здесь вы найдете упражнения о нашей Родине, о красоте родного края, традициях и обычаях казахского народа.
Подготовка к сочинению:
1. Чтобы перейти к подготовке к сочинению, давайте вспомним, как пишется сочинение –рассуждение (Упр. 106 стр.32).
Работа по схеме: тезис , доказательство, вывод. ( опорная схема на доске, ребята комментируют).
Учитель:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается Родина?
- Когда мы говорим о Родине, о чем мы думаем, с чем ассоциируется это понятие?
(ответ учащихся)
Звучит мелодия песни « Дом родной».
- Родина. Вслушаемся в это слово… В нем слышится слово родник, родня, родной, народ, природа. И наше чувство любви к Родине тоже складывается из разных представлений, больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
- По учебнику прочитаем стихотворение «Моя Родина» (стр.215).
- Какой представляется Родина автору стихотворения? (ответы учащихся).
- Выпишем из упражнения 132 стр. 39 словосочетания существительное + прилагательное. Но чтобы не ошибиться, проведем работу с сигнальными карточками. Я называю слова, а вы поднимаете зеленую карточку, если это прилагательное, синюю – если существительное.
2. Комментированное письмо: выписываем словосочетания (прилагательное + существительное), обозначим главное слово (по цепочке), обозначим падеж и род им. существительного.
( Государственный флаг (и.п., м.р.), голубое полотнище (И.п., с р.), золотым солнцем (Т.п., с.р.,) парящим орлом (Т.п., м.р.,) национального орнамента (Р.п.,м.р), чистого безоблачного неба (р.п., ср. р.), высокой, благородной идее (Д.п., ж.р.), магическую силу (В.п, ж.р.), золотое солнце (И.п., ср.р.), желтый цвет (И.п., м.р).
3. Ребята, давайте обратимся к казахскому фольклору, т.е. к пословицам и поговоркам. Пословицы каждого народа отвечают едва ли не на все вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Каждая пословица говорится к слову. Запишем несколько из них.
( Работа у доски)
Народы нашей страны дружбой сильны.
Родная земля – золотая колыбель.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Родная сторона – мать родная, чужая – мачеха.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Цветет бутон там, где прижился, жигит силен тем, где родился.
- Объясните значение пословиц, подчеркните им. прилагательные как члены предложения.
4. У казахского народа есть свои очень красивые обряды и традиции. В них много способов воспитания у молодежи уважения к старшим. Посмотрите на экран (иллюстрации обрядов под музыку).
Выполним работу по карточкам, не переписывая в тетрадь.
(темы карточек: о великих людях РК, о символах РК, о народе)
6. А сейчас проведем экскурсию в Алатау. Путешествие по живописнейшим местам. Удивительно красивая природа описана в тексте В. Камшилиной об Алатау.
Давайте выразительно прочитаем его и представим красоту осеннего дня (стр. 35, упр .117).
7. Учитель: (на фоне слайдов) виды Борового живописны, неповторимы и дороги нам места родного края.
(Представлены рисунки детей о родном крае)
- Давайте составим предложения о природе родного края. (Составляют и записывают)
8. Когда мы говорим о Родине, конечно, мы вспоминаем стихи поэтов. А сегодня послушаем ваши стихотворения. ( учащиеся читают свои стихотворения).
Обобщение:
Учитель: Ребята, давайте составим схему, по которой легко будет вспомнить, о чем мы сегодня говорили на уроке и о чем можно написать сочинение. Итак: тезис – это наша тема – «Моя Родина – Казахстан». Изобразим его в центре доски, опорными словами и словосочетаниями запишем о чем мы говорили, составим кластер.
Рефлексия: От каждого из нас зависит то, какой будет наша Родина. Но всегда мы должны помнить слова нашего Президента Н.Назарбаева: «В этом мире у нас есть лишь одна Родина – это Казахстан»
Эти слова и буду выводом нашего урока. Запишем их.