kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Зачетная работа по разделу "Текст"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для зачетной работы по разделу "Текст" студентам специальности "Дошкольное образование", изучающим дисциплину "Русский язык и культура речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Зачетная работа по разделу "Текст"»

Зачет по разделу «Текст» для студентов, обучающихся в СПО по специальности «Дошкольное образование».

Учебная дисциплина – русский язык и культура речи.

Вариант 1

Задание 1.

Прочтите текст.

В ТЕАТРЕ

Мне было лет восемь, когда старшая сестра взяла мены с собой в театр. Все, что происходило на сцене, я горячо принимал к сердцу. Вот карлики пробираются в пещеру, где живет людоед, и спасают царевну, заблудившуюся в лесу. Я вскакивал, тянул за рукав соседа, а когда людоед с огромной палицей постучал в дверь к карликам, я вдруг встал и крикнул на весь зал: «Не пускайте его!» В зале зашумели, а сосед нагнулся ко мне и спросил: «Мальчик, ты испугался людоеда?» Я заплакал: «Он такой большой, такой страшный!»

Сосед протянул мне бинокль. И вдруг огромный людоед стал таким ничтожным, таким маленьким. У него оказались тонкие, почти соломенные ножки, а вместо палицы тростинка не тоще спички. К тому же он был так далеко от меня, что мне стало стыдно своего страха. Что это я? Почему меня испугала эта букашка?

Сосед снова обернулся ко мне и шепнул на ухо: «А ну-ка, посмотри теперь...» Он взял из моих рук бинокль, что-то покрутил и протянул мне его опять. «Узнаешь своих добрых карликов?» - поинтересовался сосед. Нет, я их не узнал! Вместо карликов на сцене ходили могучие богатыри. Я был счастлив: такие обязательно победят людоеда!

Мои глаза застилал радостный туман. Я тепло смотрел на сидящего рядом человека, который так легко и быстро восстановил справедливость.

Когда я стал старше, я не раз мечтал о волшебном бинокле. Мне хотелось все доброе видеть большим и близким, все злое - далеким и маленьким. К сожалению, часто жизнь показывает все наоборот: зло - большим, а доброе - мелким.

(По М. Разумному.)

  • Какова основная мысль данного текста?

  • Сколько логических частей в нем?

  • Где, на ваш взгляд, содержится мораль текста? Прочитайте ее.

  • Какова идея текста?

  • На каком приеме построено произведение М. Разумного? Как и где он проявляется?

  • Составьте простой план текста.

  • Перескажите текст, пользуясь планом.

  • Напишите изложение по данному тексту. В заключении выразите свое отношение к основной проблеме текста.

  • Прочтите приведенный ниже текст. О чем он?

Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не способен на зло, тот не способен на добро», - гласит туркменская пословица.

  • Что общего в данных текстах?

-Напишите сочинение о добре и зле, используя (по желанию) данный выше отрывок как вступление. Тему сформулируйте самостоятельно.

  • В основной части опирайтесь на материалы текста М. Разумного.

  • К сочинению подберите эпиграф.



Вариант 2

Задание.

Прочтите тексты.

КАМЕНЬ

Когда льют весенние ливни, из водосточной трубы на камень устремляются потоки воды. Камень, вымытый и чистый, наслаждается этим бурным водопадом. После дождя на его зеркальной поверхности играет солнце, он теплеет и весело подмигивает улице.

Его страдания начинаются потом, когда ливни отшумели и из-под крыши падают жалкие, нудные капли. Они сверлят его тоской и однообразием. Я смотрю на камень, и мне кажется, что он вздрагивает от каждой холодной капли. Ко мне доходит его немая мольба: «Сдвиньте меня с места, у меня болят бока, мне не вынести этой нудной капели. Пусть меня оглушают ливни, пусть захлестывает половодье, пусть жжет солнце, пусть я стану стеной нового дома, пусть стану дорогой, по которой пройдут тысячи натруженных ног. Пусть я буду мостом, пусть... Это все по мне. Я жить хочу!» (М. Разумный.)

УТРЕННИЕ ЛУЧИ

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. (К. Ушинский.)

  • Что объединяет вышеприведенные тексты?

  • С каким персонажем вы можете себя сравнить?

  • На месте какого персонажа вы хотели бы оказаться? Почему?

  • Сравните данные тексты по следующим параметрам:

  • Основная мысль текста.

  • Основная идея текста.

  • Стиль текста.

  • Стиль писателя.

  • Наличие в тексте изобразительно-выразительных средств.

  • Преобладающий тип речи (повествование, рассуждение, описание).

  • От какого лица ведется повествование.

  • Количество микротем.

  • Составьте простой план одного из текстов.

  • Подготовьте устный пересказ одного из текстов, пользуясь планом.

-Напишите изложение по тексту, который вам понравился больше всего.

  • В заключении выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором текста.

Вариант 3

Задание

Прочтите текст.

САД

В солнечный день поздней осени я и два моих друга, учитель и садовник, долго гуляли по аллеям фруктового сада. Деревья вокруг нас гнулись под тяжестью плодов. Мы угощали друг друга сочными яблоками и хвалили их без конца.

  • Хорошо, что у деревьев короткая память, - сказал я.

Друзья переглянулись.

  • Память? У деревьев?

  • Подумайте, еще и года не прошло с тех пор, как сняли все, что яблони родили, а они с удивительным легкомыслием расцвели опять, налились соками, и вот мы снова наслаждаемся их урожаем. Разве не коротка у них память? А?

  • Ошибаешься, друг, - перебил мои размышления учитель. - У деревьев, наоборот, отличная память. Они расцветают именно потому, что помнят радость прежних лет, радость созревания, сладкую ношу плодов. Что может сравниться с этими счастливыми воспоминаниями?

  • - Ты тоже не прав, - сказал садовник, - вы оба не правы. Не потому цветет дерево, что оно не помнит прежних обид, и не потому цветет оно, что любит сладкие воспоминания. Оно цветет потому, что живет, а жить - значит постоянно обновляться, постоянно плодоносить, постоянно дарить свои плоды открытым сердцем и щедрой рукой. (М. Разумный.)

  • Какова основная мысль текста?

  • Как вы думаете, у деревьев есть память?

  • С кем бы из героев текста вы согласились?

  • Какой тип речи использовал автор? (Повествование, рассуждение или описание.)

  • Какой прием использовал автор данного текста?

  • Где, на ваш взгляд, находится мораль текста, вывод? Прочтите его.

  • Сколько микротем в данном тексте?

- Данный простой план сделайте сложным, распространив основную часть:

  • Прогулка по аллеям фруктового сада.

  • Диалог друзей.

  • Что значит жить.

  • Подготовьте устный пересказ текста, пользуясь сложным планом.

  • Подготовьте устный пересказ теста от лица садовника, учителя. Что при этом изменилось?

  • Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор? Заполните примерами таблицу:

1

Антитеза


2

Эпитет


3

Олицетворение


4

Однородные члены предложения


  • Напишите изложение по данному тексту, заменив диалог косвенной речью.

  • Напишите сочинение-размышление на тему «Что значит жить». При желании используйте в нем материалы данного текста или порассуждайте самостоятельно по данному вопросу. Можете проинтервьюировать своих родных или обратиться за помощью к философам. Подберите к своему сочинению эпиграф.

Вариант 3.

Прочтите тексты.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесет самое прекрасное, что есть на свете».

Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее откидывают и видят бараний язык.

  • Эзоп, при чем здесь язык?

-А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит бараний язык.

- Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принес язык!

-А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб». (По Э. А. Вартаньяну.)



* * *

Язык - это разведчик. Он первый узнает, вкусная ли еда, соленая или кислая, горькая или сладкая. Язык еще и охотник. С его помощью хамелеоны и лягушки ловят пролетающих мимо насекомых. Муравьеды запускают свои длиннющие и клейкие языки в муравейники и наклеивают на них муравьев. Дятел вытаскивает своим языком личинок из дерева. Язык - это еще и ложка, которой звери лакают воду, мочалка для мытья и вентилятор для охлаждения в жаркую погоду. Если бы у человека не было языка, он не смог бы разговаривать. (Г. Юдин.)


  • Что нового вы узнали из данных текстов?

  • Сравните приведенные выше тексты. Что их объединяет? j

  • Как бы вы озаглавили данные тексты - одинаково или по- разному? Свой ответ аргументируйте.

  • Какова основная мысль текстов?

  • Написаны ли тексты одинаковым стилем или нет? Свой ответ аргументируйте.

  • Сколько логических частей в каждом из текстов?

  • Обратили ли вы внимание, что первый текст поделен на абзацы, а второй - нет. Разбейте его на абзацы по количеству логических частей. Свои действия аргументируйте.

  • Составьте простой план одного из текстов.



Вариант 4

Задание.

Прочтите текст.

РОДНИК

Через лес была проторена тропа. Много людей ходило по ней, и все любовались густым тенистым лесом.

Однажды шел по тропинке охотник. Сел недалеко от тропы, у оврага, отдохнуть и разглядывал камешки. По ним ползали букашки, жуки, муравьи. Охотник спустился на дно оврага, взял горсть камешков. Они были холодные и влажные, будто отпотели. Земля под ними была сырая и холодная. Он взял в валежнике

сук и стал рыть землю. Работал долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Ямка медленно наполнялась водой. Когда она наполнилась водой до краев, из нее потекла тоненькая струйка.

Вода все светлела и сделалась прозрачной, чистой. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и жадно пил эту вкусную воду. А на дне родника, в песке, били крохотные фонтанчики, как в кипящем чайнике.

Напившись досыта, охотник ушел, а родник стал жить. Струйка воды из него побежала сначала с камешка на камешек, потом по сухой земле, закачала травинки, перебежала через тропу и заторопилась дальше по оврагу, зашелестела, словно зашептала что-то...

Родник все живет. Ручей из него уже журчит, а над ручьем разрослись лопухи, кустики осоки и маленький клевер. По головкам клевера ползают, гудя, пчелы, а над осокой летают стрекозы со стеклянными узорными крыльями и клетчатыми голубыми глазами. Каждый путник напьется холодной вкусной воды, посидит на скамеечке, отдохнет и пойдет дальше со свежими силами. (По Г. Боровикову.)


  • Какова тема данного текста?

  • Какова его основная мысль?

  • Каким стилем написан текст? Свой ответ аргументируйте.

  • Какой тип речи использовал автор? (Повествование, рассуждение или описание.)

  • Посмотрите в словаре значение слова «валежник».

  • Заполните таблицу примерами из текста:

1

Эпитет


2

Олицетворение


3

Сравнение


4

Ряды однородных членов


  • Что можно сказать о художественной выразительности данного текста? (Опираясь на данные таблицы.)

  • Подготовьте пересказ текста, пользуясь планом:

  • Тропа через лес.

  • Место рождения родника.

  • Открытие охотника.

  • Родник все живет.

  • Напишите изложение по данному тексту.

  • В заключении сделайте вывод о необходимости бережного отношения человека к природе. Порассуждайте о том, что случится, если человек будет ее загрязнять.

  • Напишите сочинение на тему «Природа - храм или мастерская?» В качестве эпиграфа к работе можете использовать высказывание философа: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Подумайте, чем?

Вариант 4

Задание.

Прочтите текст.

Гиппократа называют «отцом медицины». Он происходил из семьи, которая вела свой род от самого бога врачевания Асклепия (по крайней мере, греки говорили именно так). Семна-

дцать поколений его предков были врачами! Сам Гиппократ объехал многие страны, побывал в Египте и Вавилоне, путешествовал по Скифии. Он излечил тысячи людей и даже делал в те далекие времена сложнейшие хирургические операции. Гиппократ учил, что лечить нужно не болезнь, а человека.

«Отец медицины» разработал четыре основных принципа лечения больного. Первое - приносить пользу, а не вред; второе - противоположное лечить противоположным; третье - помогать, а не мешать организму бороться с болезнью; четвертое - щадить больного.

Но больше всего известна клятва Гиппократа. Ее давали врачи, прежде чем начать свою врачебную деятельность. В клятве говорилось, что каждый врач в любое время дня и ночи должен безотказно приходить на помощь человеку, безвозмездно делиться своими знаниями и умениями с другими врачами, хранить тайну больного. Эту клятву дают и наши современники.

Гиппократ призывал врачей всю жизнь совершенствовать свое умение. Его слова «Жизнь коротка, а искусство вечно» стали афоризмом. Он сравнивал деятельность врача со свечой. «Сгорая сам, свети другим» - это выражение тоже вошло в историю как крылатая фраза. (По В. Бутромееву.)


  • Стала ли информация данного текста для вас новой?

  • Что вы знали о Гиппократе?

  • Как вы понимаете афоризмы Гиппократа?

  • Какова основная мысль текста?

  • Озаглавьте его.

  • Какой тип речи использовал автор? (Повествование, рассуждение или описание.)

  • В каком стиле написан данный текст?

  • Сколько в тексте микротем?

  • Какой из приведенных планов более точно передает содержание текста. Свой ответ аргументируйте.

ПЛАН

  • «Отец медицины».

  • Лечение больного.

  • Клятва Гиппократа.

  • Совершенствование.

ПЛАН

  • История жизни Гиппократа.

  • Четыре принципа лечения больного.

  • Клятва Гиппократа.

  • Афоризмы «отца медицины».

  • Напишите изложение по данному тексту.

  • В заключении можете порассуждать о крылатых выражениях Гиппократа. Как вы их поняли? Приведите примеры из жизни, иллюстрирующие данные афоризмы.

  • Напишите сочинение на тему «Если больному не стало легче после первой встречи с врачом, то это плохой врач». Используйте в нем материалы из приведенного выше текста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Зачетная работа по разделу "Текст"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методическая разработка по дисциплине  «Маркетинг»  с использованием методики направляющего текста"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-po-distsiplinie-markietingh-s-ispol-zovaniiem-mietodiki-napravliaiushchiegho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "251584"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447256535"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства