Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешной
учебной деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: формулировать ответы на вопросы по изучаемой теме;
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию
(схемы, алгоритмы); использовать ИКТ при обработке информа-
ции;
- регулятивные: формулировать проблему урока, планировать своё действие в
соответствии с поставленными задачами; адекватно оценивать
свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
- коммуникативные: уметь конструктивно взаимодействовать в парной работе,
слушать друг друга.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Практическая работа с языковым материалом. Орфографический тренинг к параграфу 30. (Один ученик пишет на доске, проверяется коллективно).
Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.
Письмо по памяти – упражнение 229, 1-ая и 3-я строфы.
IV.Введение в тему с постановкой проблемы урока.
1.От данных слов образуйте названия лиц по профессии (слайд1). Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание (слайд1)
Какое значение имеет выделенный суффикс? (лицо по профессии)
2. Произнесите концовки слов. Сравните с написанием. Что вас удивило?
- Сформулируйте проблему урока (слайд 2)
( Когда в суффиксах – ЧИК и – ЩИК нужно писать букву Ч, а когда Щ)
- сформулируйте цель урока, используя опорные слова на доске:
1) Познакомиться….
2)Учиться правильно писать…
V.Открытие новых знаний.
- какое условие является основным при выборе суффикса – чик, - щик ?( конечная буква основы исходного слова)
- обсудите в парах, после каких согласных букв пишется буква ч в суффиксах – чик, - щик. Сделайте вывод (слайд 3);
- сравните свой вывод с текстом правила в учебнике – стр. 105. (слайд 3); повторите правило по памяти со своими примерами;
- догадайтесь, какая подсказка содержится во фразе, которую предложил учёный М.В.Ушаков (слайд 4);
- поиграем: найди лишнее слово
- разработайте алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксах – чик, щик с учётом полученной информации и сравните с образцом;
VI. Физкультминутка (зарядка для глаз).
Медленно сомкнуть (в течение 2-3 секунд) и разомкнуть (в течение 2-3 секунд) веки.
Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо.
Поочерёдное смыкание и размыкание век.
Посмотреть вдаль (в течение 2-3 секунд), не сводя глаз с одной точки.
Медленно закрыть глаза (в течение 2-3 секунд).
(учащиеся выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя)
VII. Развитие учебно-языковых и орфографических умений.
1.Упражнение 232. Углубление понятия о значении суффиксов, многозначности морфем, их синонимичности и омонимичности. Самопроверка.
Словарная работа со словом в рамке: балаган.
- что означает это слово?
– запишите его, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые
нужно запомнить.
– составьте словосочетание или предложение с этим словом.
2.Упражнение 233( развитие умения видеть орфограмму букву ч или щв суффиксе существительных чик (щик). Самостоятельная работа по образцу. Взаимопроверка.