kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Особенности проверяемых и проверочных слов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока "Особенности проверяемых и проверочных слов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: «Особенности проверяемых и проверочных слов».»

Методическая разработка урока русского языка по теме:

«Особенности проверяемых и проверочных слов».


Цели:

  1. Познакомить с понятиями проверяемого и проверочного слов.

  2. Познакомить с правилом подбора проверочного слова.

  3. Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах.

  4. Повторить памятку для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся научатся распознавать ударные и безударные звуки в слове

  2. Пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука

  3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

  4. Распознавать проверочные и проверяемые слова.

  5. Использовать речь для регуляции своего действия.

  6. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Здравствуйте. Встаньте. Начнем наш урок

I. Мотивация.                       

- Что бы вы хотели сделать на уроке? (написать красивые предложения, интересные задания)

- Как будем работать? (вместе, дружно, помогая друг другу)

Улыбнулись гостям и друг другу. Больше на гостей до конца урока не обращаем внимания. И с хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь.

Чтобы получить  хорошие результаты, нужно повторить пройденный материал.

II. Чистописание.                      

1. Запись числа. (4 апреля).

2. Рассмотрите буквы. Продолжите закономерность (Е О ЕЕ О ЕЕЕ …). Устно.

3. Запись чередований.

4. - Что общего между записанными буквами? (две гласные).

□        Вывесить пары гласных.

5. - Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

6. Хором назовем гласные буквы.

А сейчас мы будем работать в парах.

Вспомним правила работы в парах. (Ребенок: работают вдвоем; говорит один человек, другой - слушает; если слушающий не понял информацию – переспросить)

7. - Что общего среди слов на карточках 1-ой группы? (Птицы.)

□         Вывесить фото птиц.

8. Найдите «лишнее» слово среди карточек (1-ой группы). (Петух)

- Почему?

(* «Е», остальные «О»;

  * Новое словарное слово, остальные – изученные;

Вставьте в изученных словарных словах пропущенные буквы. Покажите слова с составленными буквами.

□        Вывесить на доску образцы слов.

* Два слога, остальные – 3;

* Домашняя птица, остальные птицы, живущие в дикой природе).

  1. - А чем домашняя птица отличается от птиц, живущих  в природе? (За ней ухаживает человек).

  2. - Как человек ухаживает за домашними птицами? (Кормит, строит им жилище).

  3. - У кого дома живут птицы? (Поднимите руку).

  4. - Как вы ухаживаете за ними?

  5. - У кого домашняя обязанность – кормить птиц? (Поднимите руку).

  6. - Сколько слогов в новом словарном слове?         Докажите. (Приставим к подбородку кисть руки, произнесем слово «петух».

Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

  1.  Запись слова «петух».

  2. Назовите гласные. (Поставьте под ними красные точки).

  3. Подпишите количество слогов. (Три.)

  4. Поставим ударение.

  5. - Какая гласная – ударная?

  6. - Какая гласная – безударная?

  7. Найдите подходящую кличку петуху среди карточек (2-ой группы). (Петя).

- Почему?

Записать кличку.

- С какой буквы будем записывать кличку петуха? (С заглавной).

  1. - Какая гласная в кличке – ударная? (Кличка «Петя» является ассоциацией для запоминания безударной гласной «Е» в названии домашней птицы).

  2. - Кому подходят остальные клички? (Курице, корове).

  3. - Является ли наша запись предложением? (Нет.)

- Почему? (Мысль не закончена).

  1. Дополнить данную запись, составив предложение. (Петух Петя громко поет).

  2. - Что поставим в конце предложения? (Точку.)

  3. - В каком слове звуков больше, чем букв? (Поет – 4 буквы, 5 звуков.)

  4. - Почему? («Ё» - 2 звука, т.к. стоит после гласной).

  5. – По сколько звуков обозначают остальные буквы? (По одному звуку).

Физкультминутка

Петушок проснулся,

Сладко потянулся,

Крыльями похлопал,

Лапами потопал,

Поклевал зерно,

Посмотрел в окно.

  1. Назовите из предложения действие (Поет).

  2. - На какой слог падает ударение? (На второй, т.к. «Ё» всегда ударная)

  3. - Какая безударная гласная («О», в слабой позиции безударный гласный звук всегда звучит не четко и требует проверки).

  4. - Как убедиться в том, что в первом слоге нужна гласная «О»? (Подобрать проверочное слово.)

Назовите проверочное слово.

  1. - Как проверить безударную гласную? (Правило: если гласная вызвала сомнение, то поставь ее под ударение.)

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

  1. Запишем эти два слова (пой – поёт).

III. Новый материал        

Тема: «Эти два слова помогут открыть новые знания. Мы узнаем два новых понятия: проверочное слово, проверяемое слово». 

□        Вывесить таблички. (Проверочное слово, проверяемое слово).

Цели: - Какова же цель урока? («Узнать какое слово будет проверочным, а какое – проверяемым – хором»)

Откроем учебник на с. 66, прочитаем правило.

- Какое слово называем проверяемым?

- Какое слово называем проверочным?

Выполним № 6 на с. 66.

Прочитаем задание в упражнении.

Чтение хором слов по столбикам. ↓

А сейчас мы снова поработаем в парах.

- Обсудите, какое слово проверочное, какое – проверяемое. (Устно).

Назовите эти пары.

- Какая пара слов отличается от других (змеи – змея)?

- Почему? (Одушевленный предмет).

□        Вывесить фото змеи.

- Это дикое или домашнее животное? (Дикое.)

- По месту обитания в Кировской области к какой группе можно их от нести? (Лесные.)

Запись этой пары

Выпишите пары слов, относящиеся к лесу. (Гриб-грибы, трава-травы).

Физкультминутка

Змея, которая в лесу живет,

Зарядку делает круглый год.

Раз – нагнулась,

Два – прогнулась,

Три – присела.

Тихо на место села.

Картинный диктант

Назовите животных по фотографиям. (Одновременно вести запись на доске и в тетрадях).

□        Вывесить (ОСА)

Поставьте ударение в слове. (на второй слог).

Назовите безударную гласную. («О»).

- Это слово проверяемое или проверочное? (Проверяемое).

- Почему? (В нем есть безударная гласная «О», которую нужно проверить).

Подберите проверочное слово. (Осы.)

Запись этой пары. (Оса-осы).        

И т.д. (Запись вести столбиком).

- Первое слово в каждой паре является проверочным или проверяемым? (Проверяемым.)

- Почему? (Проверена безударная гласная).

Среди проверяемых слов в первом столбике подчеркните зеленым карандашом диких животных, а синим – домашних.

Проверка. (Устно).

Среди записанных животных есть одно, которое можно отнести к группе и домашних и диких животных.

- Какое? (Коза)

Подробнее об этом будем говорить на уроках окружающего мира позже.

IV. Итог.                                

- Какая была цель урока?

- Какие новые понятия узнали?

- Какие слова называются проверочными?

- Какие слова называются проверяемыми?

V. Рефлексия.                        

Оцените свою работу. (На доске заранее вывешены цветные прямоугольники и смайлики)

Те, кому было комфортно на уроке, все понятно, то поднимите зеленый карандаш.

Те, кому на уроке отдельные моменты были не совсем понятны - поднимите синий карандаш.

Те, кому было трудно на уроке, многое не понятно, то поднимите красный карандаш

- Как быть тем, кто не запомнил правило о проверяемых и проверочных словах? (Дома посмотреть учебник с. 66 и выучить правило наизусть.)                                

Окончание урока                                                       




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черноморова Валентина Николаевна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 426088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства