Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Особенности проверяемых и проверочных слов».
Цели:
Познакомить с понятиями проверяемого и проверочного слов.
Познакомить с правилом подбора проверочного слова.
Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах.
Повторить памятку для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать ударные и безударные звуки в слове
Пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
Распознавать проверочные и проверяемые слова.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Здравствуйте. Встаньте. Начнем наш урок
I. Мотивация.
- Что бы вы хотели сделать на уроке? (написать красивые предложения, интересные задания)
- Как будем работать? (вместе, дружно, помогая друг другу)
Улыбнулись гостям и друг другу. Больше на гостей до конца урока не обращаем внимания. И с хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь.
Чтобы получить хорошие результаты, нужно повторить пройденный материал.
II. Чистописание.
1. Запись числа. (4 апреля).
2. Рассмотрите буквы. Продолжите закономерность (Е О ЕЕ О ЕЕЕ …). Устно.
3. Запись чередований.
4. - Что общего между записанными буквами? (две гласные).
□ Вывесить пары гласных.
5. - Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
6. Хором назовем гласные буквы.
А сейчас мы будем работать в парах.
Вспомним правила работы в парах. (Ребенок: работают вдвоем; говорит один человек, другой - слушает; если слушающий не понял информацию – переспросить)
7. - Что общего среди слов на карточках 1-ой группы? (Птицы.)
□ Вывесить фото птиц.
8. Найдите «лишнее» слово среди карточек (1-ой группы). (Петух)
- Почему?
(* «Е», остальные «О»;
* Новое словарное слово, остальные – изученные;
* Вставьте в изученных словарных словах пропущенные буквы. Покажите слова с составленными буквами.
□ Вывесить на доску образцы слов.
* Два слога, остальные – 3;
* Домашняя птица, остальные птицы, живущие в дикой природе).
- А чем домашняя птица отличается от птиц, живущих в природе? (За ней ухаживает человек).
- Как человек ухаживает за домашними птицами? (Кормит, строит им жилище).
- У кого дома живут птицы? (Поднимите руку).
- Как вы ухаживаете за ними?
- У кого домашняя обязанность – кормить птиц? (Поднимите руку).
- Сколько слогов в новом словарном слове? Докажите. (Приставим к подбородку кисть руки, произнесем слово «петух».
Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Запись слова «петух».
Назовите гласные. (Поставьте под ними красные точки).
Подпишите количество слогов. (Три.)
Поставим ударение.
- Какая гласная – ударная?
- Какая гласная – безударная?
Найдите подходящую кличку петуху среди карточек (2-ой группы). (Петя).
- Почему?
Записать кличку.
- С какой буквы будем записывать кличку петуха? (С заглавной).
- Какая гласная в кличке – ударная? (Кличка «Петя» является ассоциацией для запоминания безударной гласной «Е» в названии домашней птицы).
- Кому подходят остальные клички? (Курице, корове).
- Является ли наша запись предложением? (Нет.)
- Почему? (Мысль не закончена).
Дополнить данную запись, составив предложение. (Петух Петя громко поет).
- Что поставим в конце предложения? (Точку.)
- В каком слове звуков больше, чем букв? (Поет – 4 буквы, 5 звуков.)
- Почему? («Ё» - 2 звука, т.к. стоит после гласной).
– По сколько звуков обозначают остальные буквы? (По одному звуку).
Физкультминутка
Петушок проснулся,
Сладко потянулся,
Крыльями похлопал,
Лапами потопал,
Поклевал зерно,
Посмотрел в окно.
Назовите из предложения действие (Поет).
- На какой слог падает ударение? (На второй, т.к. «Ё» всегда ударная)
- Какая безударная гласная («О», в слабой позиции безударный гласный звук всегда звучит не четко и требует проверки).
- Как убедиться в том, что в первом слоге нужна гласная «О»? (Подобрать проверочное слово.)
Назовите проверочное слово.
- Как проверить безударную гласную? (Правило: если гласная вызвала сомнение, то поставь ее под ударение.)
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Запишем эти два слова (пой – поёт).
III. Новый материал
Тема: «Эти два слова помогут открыть новые знания. Мы узнаем два новых понятия: проверочное слово, проверяемое слово».
□ Вывесить таблички. (Проверочное слово, проверяемое слово).
Цели: - Какова же цель урока? («Узнать какое слово будет проверочным, а какое – проверяемым – хором»)
Откроем учебник на с. 66, прочитаем правило.
- Какое слово называем проверяемым?
- Какое слово называем проверочным?
Выполним № 6 на с. 66.
Прочитаем задание в упражнении.
Чтение хором слов по столбикам. ↓
А сейчас мы снова поработаем в парах.
- Обсудите, какое слово проверочное, какое – проверяемое. (Устно).
Назовите эти пары.
- Какая пара слов отличается от других (змеи – змея)?
- Почему? (Одушевленный предмет).
□ Вывесить фото змеи.
- Это дикое или домашнее животное? (Дикое.)
- По месту обитания в Кировской области к какой группе можно их от нести? (Лесные.)
Запись этой пары
Выпишите пары слов, относящиеся к лесу. (Гриб-грибы, трава-травы).
Физкультминутка
Змея, которая в лесу живет,
Зарядку делает круглый год.
Раз – нагнулась,
Два – прогнулась,
Три – присела.
Тихо на место села.
Картинный диктант
Назовите животных по фотографиям. (Одновременно вести запись на доске и в тетрадях).
□ Вывесить (ОСА)
Поставьте ударение в слове. (на второй слог).
Назовите безударную гласную. («О»).
- Это слово проверяемое или проверочное? (Проверяемое).
- Почему? (В нем есть безударная гласная «О», которую нужно проверить).
Подберите проверочное слово. (Осы.)
Запись этой пары. (Оса-осы).
И т.д. (Запись вести столбиком).
- Первое слово в каждой паре является проверочным или проверяемым? (Проверяемым.)
- Почему? (Проверена безударная гласная).
Среди проверяемых слов в первом столбике подчеркните зеленым карандашом диких животных, а синим – домашних.
Проверка. (Устно).
Среди записанных животных есть одно, которое можно отнести к группе и домашних и диких животных.
- Какое? (Коза)
Подробнее об этом будем говорить на уроках окружающего мира позже.
IV. Итог.
- Какая была цель урока?
- Какие новые понятия узнали?
- Какие слова называются проверочными?
- Какие слова называются проверяемыми?
V. Рефлексия.
Оцените свою работу. (На доске заранее вывешены цветные прямоугольники и смайлики)
Те, кому было комфортно на уроке, все понятно, то поднимите зеленый карандаш.
Те, кому на уроке отдельные моменты были не совсем понятны - поднимите синий карандаш.
Те, кому было трудно на уроке, многое не понятно, то поднимите красный карандаш
- Как быть тем, кто не запомнил правило о проверяемых и проверочных словах? (Дома посмотреть учебник с. 66 и выучить правило наизусть.)
Окончание урока