kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 в классе «Что такое корень слова?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для  учащихся 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 3 в классе «Что такое корень слова?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова







ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ



Методическая разработка

урока по русскому языку

в 3 в классе

«Что такое корень слова?»







Разработала:

учитель начальных классов

Киселева И.Ю.

20.10.2016









Жуковка 2016



Русский язык. 3в класс

Тема урока: « Что такое корень слова?»

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель:

Образовательные: ознакомление с понятием «корень»; содействие в формирование умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; ознакомление с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.

Развивающие: принятие различных точек зрения других людей; формирование умений задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формирование положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивирование к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.



Тип урока: Уроки «открытия» нового знания

Форма урока: традиционная.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах, самостоятельная работа обучающихся, совместная работа с классом, фронтальный опрос.

Методы обучения и технологии: используются деятельностный подход в обучении, применяются ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; доска, карточки с самостоятельной работой, толковый словарь, кроссворд со словарными словами, карточки для обучающихся с заданиями, карточки для игры с однокоренными словами «Царь».

Учебные универсальные действия

Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.


Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.


Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.


  • Познавательные УУД:

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.


  • Коммуникативные УУД:

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.





Структура урока.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


























Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

СЛАЙД 1. «Поприветствуем гостей,

Не забудем про друзей:

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

На столах у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?

Приготовили все в срок,

Начинаем наш урок!»

СЛАЙД 2.

Учитель: Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок. Давайте посмотрим, у вас на партах лежат листочки. Выберите тот листочек ближе к вашему настроению. Покажите его.


ЗЕЛЕНЫЙ – если у вас отличное настроение.

ЖЕЛТЫЙ - если у вас хорошее настроение.

КРАСНЫЙ – если у вас плохо настроение.

Учитель: Ребята у вас на парте лежат карточки. Соберите предложение.

СЛАЙД 3.

Ум да разум надоумят сразу.

СЛАЙД 4.

-Прочтите что получилось. Что это? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).


-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Словарная работа

Учитель: - Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. А кто такие исследователи?

А вот что говорится в толковом словаре  С. И. Ожегова.

СЛАЙД 5.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

Учитель: - Вот сегодня мы на уроке будем исследователями, а что исследовать мы с вами докажем в ходе урока. И так, исследования проходят в какой-то лаборатории, вот наша лаборатория это наш класс. Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наша с вами рабочая тетрадь.

Учитель: - Напоминается посадка при письме и положение тетради.

-Откройте научный дневник и запишите дату исследования и место проведения работы. ( Отступили две линейки вниз и записываем).

2) Минутка чистописания

Двадцатое октября

Классная работа

Учитель: Записали, положили ручки.

Учитель: Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на буквенное поле.

СЛАЙД 6.

К Н О Р Ы Ч М И Ю

Й Ц В К А П Р Л Б

Г Ш У Ы Ч Т К Э Я

З Х Ф Ъ О Д Ж К Е






Учитель: В каждой строчке присутствует та буква, которую мы будем писать. Эта буква повторяется только один раз. Посмотрите внимательно.

Определитесь какую букву мы будем писать.

Ответы детей: это буква К.

Учитель: Мы будем писать букву К, звук [к].

-Дайте характеристику этому звуку. Он согласный, парный, глухой. Найдите пару этому звуку, это звук [ г].

Перед тем как писать приготовьте свои пальчики, проведем для них гимнастику.

СЛАЙД 7. Гимнастика для пальчиков.

Этот пальчик большой

Это дедушка.

Это пальчик указательный

Это бабушка.

Средний пальчик

Это папа.

Безымянный пальчик

Это мама.

А мизинчик это Я.

А вот вся моя семья.



Учитель: Ручки наши готовы. И так, посмотрите на доску, я пропишу, а вы найдите, пожалуйста, закономерность.

На доске:

Кк Ккк Ккк

Ответы детей: Каждый раз, когда пишем, прибавляется строчная буква к.

Т.е. следующее соединение будет с четырьмя строчными буквами.

Учитель: Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

Пропишите строчку до конца.

Учитель: Оцените свою работу. Если вы написали соединение букв красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-».

Дети оценивают свою работу.

СЛАЙД 8. Групповая работа.

Напоминаются правила работы в группе.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!


Учитель: Вы разделены на группы, у каждой группы на столах стоят таблички с номером. У каждой группы есть на столе кроссворд. Посмотрите, пожалуйста.

- Мы с вами начинаем наше исследование, а тему нашего исследования вам поможет узнать кроссворд, который лежит у каждой группы на столах. Вам нужно разгадать кроссворд, и то слово, которое у вас получиться по вертикали и будет темой.

-Слова записываем по горизонтали.

СЛАЙД 9. Работаем быстро. Это наши словарные слова.


1.

к

л

а

с

с


п

о

с

у

д

а

к

а

р

т

и

н

а


у

ч

и

т

е

л

ь




к

а

р

а

н

д

а

ш


н

о

я

б

р

ь




1. Как по-другому называется школьная комната.(КЛАСС)

2.Тарелка, ложка, вилка- это ……. (ПОСУДА).

3.Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге.

( КАРТИНА).

4.Профессия человека, который учит детей? (УЧИТЕЛЬ).

5.Тонкая палочка грифа вделанная в деревянную оболочку (КАРАНДАШ)

6.Последний осенний месяц (НОЯБРЬ).


Учитель: Давайте проверять.

И так, 1 группа - Как по-другому называется школьная комната.

Ответ детей: КЛАСС. Произнеси, как записали это слово.

-Кто не согласен?

2 группа - Тарелка, ложка, вилка - это. (ПОСУДА). Как вы записали это слово?

3 группа- Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге.

( КАРТИНА). Произнесите это слово.

4 группа - Профессия человека, который учит детей? (УЧИТЕЛЬ). Как записали?

5группа- Тонкая палочка грифа вделанная в деревянную оболочку (КАРАНДАШ).

Учитель: Произнеси, как записали это слово. Что на конце пишем? (Буква ш без мягкого знака).

-Почему? ( т.к. это м.род то на конце после шипящих мягкий знак не пишется).

6 группа- Последний осенний месяц (НОЯБРЬ).

Учитель: Произнеси, как записали слово.

-Какая здесь орфограмма встретилась? ( мягкий знак на конце слова, служит для мягкости предшествующего согласного звука.)


Учитель: Так давайте посмотрим, у нас по вертикали получилось слово. Какое слово? (КОРЕНЬ).


Учитель: Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-».


Учитель: Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

Учитель: Предположите, что мы будем исследовать сегодня на уроке?

(Что такое корень слова?)

СЛАЙД 10.

На доске появляется тема урока КОРЕНЬ

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

III. Этап выявления места и причины затруднения

Учитель: И так, слово « Корень», это просто слово. Давайте поговорим об этом слове.

Учитель: Ребята, скажите в жизни, где вообще у нас встречается корень?

Ответы детей: Корень - это многозначное слово. ( у деревьев и растений, у зубов, у волос, у слов).

СЛАЙД 11.

Учитель: Так скажите вот для чего нужен корень растениям?( Чтобы они росли и получали питательные вещества).

-А зачем корень зубу? У вас сейчас молочные зубки, а что будет, происходит по мере вашего взросления?( корень нужен, что б он держался).

- А вот представляете акулу, у нее оказывается, нет корней и зубы выпадают, а потом вырастают новые.

- Вот вы сказали, что корень есть у волос, зубов, у растений и у слов.

Учитель: Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).


Учитель: Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

- Мы будем исследовать корень у слов. Мы с вами уже с 1 класса говорили о корне.

Учитель: Я вам расскажу небольшую историю. Люди шли по улице, вдруг к ним навстречу бежит маленькое словечко. Такое печальное, грустное. Это словечко и говорит: «Люди, возьмите меня, пожалуйста. Посадите в землю, полейте, покормите». Люди так сделали. Жалко им стало словечко. И это слово росло, росло и выросло в большое дерево. А словечко то было какое? (ХОД).

СЛАЙД 12.

Учитель: Смотрите, какие ростки пустило дерево. От одного слова образовались разные слова.

Учитель: - Давайте прочтем, какие слова у нас получились.

Ход - ходить, уходить, выходил, поход, выход

Учитель:- От маленького слова у нас получилось много слов, при помощи чего они образовались ( приставок и суффиксов).

- а что такое –ход-? (корень). А если мы этот корень-ход- возьмем и уберем, будет смысл у этих слов?(нет). Прочтите что получится. Т.е. смысла нет.

- Что ж такое корень? ( корень-это главная значимая часть слова)

- Запишите, пожалуйста, в тетради первое слово ход, выделили корень и каждый запишет по три слова.



СДАЙД 13. Физкультминутка

Игра «Царь».

«Царь» предлагает нам поиграть в игру.

Прошу выйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь». Докажите что все слова однокоренные.( Царевна, царица, царство, царствовать)


Прошу встать ученика со словом «Кипятильник».

А теперь встанут однокоренные слова к данному слову. (Кипячёный, кипяток, вскипеть.) Назовите корень в этих словах.

Попрошу присесть ученика у которого слово «Сахар», а теперь присядьте однокоренные ( сахарок, сахорочек).

Кружиться ученик, у которого слово «Лук », а теперь покружитесь однокоренные (Луковый, луковица, луковка). Поднимите руки вверх тот ученик, у которого слово «Парус», а теперь однокоренные (парусный, парусник, парусина).


IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель: Будь внимательней к словам,

Отыщи в них корень сам.

-Мы с вами исследуем корень. Корень, где мы исследуем (в словах).

- и так задание такое. Записать слова выделить корень в каждом слове. А пока записываете, подумайте, являются ли эти слова однокоренными (родственными).

СЛАЙД14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ.

Рис - рисунок

Гора-горе

Делить - дело

Соль - солист

-Эти слова не являются однокоренными, так как имеют разное лексическое значение.

Учитель: и так, сделаем вывод, что для нахождения корня нужно внимательно подбирать однокоренные слова.

V.Этап реализации построенного проекта

Учитель: ребята давайте составим алгоритм, как правильно выделить корень.

СЛАЙД15. Составляется алгоритм:

  1. Определить значение слова.

  2. Подобрать родственные слова.

  3. Найти общую часть – корень.

- Давайте подберем однокоренные слова к слову МОРЯК по алгоритму.

СЛАЙД 16-20. Физкультминутка для глаз

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

СЛАЙД 21.

  • Работа по учебнику

Учитель: Ребята, а теперь давайте выполним еще несколько исследований, но с помощью учебника, открываем страничку 74 ,Упр. 130.

-Прочитайте текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные. ( Осиновый, осинник, осинки осины, подосиновики).

- Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение).

- Как называется общая часть? ( Корень).

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Выполните письменные задания к упражнению.


Упр.131. с. 74.



















VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

СЛАЙД 22. Работа в парах.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем по парам.

- Вам нужно подобрать однокоренные слова и записать на листочке.

1 - «След»

2- «Дом»

3 - «Белка»

4 - «Река»

5 - «Час»


Проверка.

Учитель: Посмотрите, какое большое исследование мы с вами провели.

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?


VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


Учитель: Мы с вами исследовали слово « корень», сказали, что корень есть у зубов, у волос, у растения и главное у слов.

- Так что же такое корень?

Учитель: Вам сейчас расскажет группа наших исследователей, которые самостоятельно провели свое исследование.


СЛАЙД 23. Дети исследовали слово корень

« Семья слов»

Интересная семья-

В ней живут одни слова.

Корень во главе идет.

Всем значенье придает.

И в семействе все слова

Смыслом связаны всегда.

- Это однокоренные слова.

СЛАЙД 24. -Основное значение слова заключено в корне. Корень слова, как и у растений, нет его нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом.

Например: хлеб, хлебный, хлебец.

СЛАЙД 25.- А послушайте еще одну историю.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята.

-А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница!

(по С. Иванову)

-Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Почему? Давайте

докажем.

-Назовите однокоренные слова, которые нам встретились в этой

истории. Выделите корень.

-Подберите однокоренные слова к слову «гусеница».

Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень?



Вывод - И так, мы с вами знаем, что слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня - слова с таким же корнем. Слова-родственники.т.е. однокоренные.

СЛАЙД 26. Учитель: Ребята, помните, в начале урока мы с вами говорили о пословице. Прочтите ее еще раз и скажите, что вы заметили в словах?

Ум да разум надоумят сразу.

(Однокоренные слова - ум, разум, надоумят).



IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

СЛАЙД 27.

Дерево успеха. Ребята в начале урока у многих из вас было хорошее настроение. А давайте посмотрим, какое сейчас у вас настроение от урока, оправдались ли ваши ожидания.

Выберите себе листочек

ЗЕЛЕНЫЙ – если вам на уроке было все понятно.

ЖЕЛТЫЙ - если было задание, которое вызывало трудность

КРАСНЫЙ – если вам многое было непонятно.

- Ребята, а сейчас по очереди парами выходите к доске и прикрепляете листочек.



СЛАЙД 28.

Дз.

Задание по выбору:

1.Выполнить упр. 132 с. 75.

2.Создать свою модель семьи родственных слов

3.Сочинить сказку о корне

4.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень»

Оценки за урок



СЛАЙД 29.Спасибо за работу! Наш урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 в классе «Что такое корень слова?»

Автор: Киселёва Ирина Юрьевна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 382030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методическая разработка "Палочка выручалочка" "
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskaia-razrabotka-palochka-vyruchalochka"
    ["file_id"] => string(6) "118184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413054389"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "«Народы, населяющие  Россию» "
    ["seo_title"] => string(32) "narody-nasieliaiushchiie-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "140186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417888597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства