Работа с формулами………….………………………………………………………………….6
Вычисления по формулам………………………………………………………………………7
Физику и математику в школе должны изучать все дети. У каждого из них разные
способности, склонности, предпочтения. Есть дети, которые все «схватывают на лету», а есть а есть и такие у которых все «очень сложно». Именно эти дети больше всего нуждаются в помощи, ведь к началу 7 класса они пришли с огромным багажом пробелов в знаниях, умениях и навыках, да еще с «пугалкой», которую им часто твердили родители: «Это еще что, вот начнется физика (алгебра, геометрия, химия и т.д)». В результате всего этого у них уже сформировалась начальная установка «Ничего не понимаю», «Это мне никогда не выучить» и т.п. Как можно помочь таким ученикам? Как разубедить их, изменить их настроение, отношение к изучаемому предмету? Это сложная задача и каждый учитель решает ее по-своему.
За многие годы учительской деятельности мной был накоплен материал, который в одних случаях помогает детям увидеть уже хорошо знакомые действия, а в других – дает подсказку, как легче справиться с проблемами. Я привожу нетрадиционные формы запоминания, приемы работы с физическими величинами и формулами.
Перевод внесистемных единиц в СИ
При решении задач необходимо еще при анализе условий перевести все физические величины в СИ. Здесь моментами, которые могут вызвать трудность могут быть:
Применение дольных и кратных приставок.
Перевод в СИ линейных, квадратных и кубических величин.
Перевод в СИ единиц скорости и плотности.
Говорящие приставки
Здесь хорошо сделать небольшой экскурс в урок русского языка. Вспомним, что слова имеют корень и приставку. Пользуясь таблицей дольных и кратных приставок (она в кабинете всегда перед глазами) и уже хорошо знакомым единицам измерения грамм и метр, разберем следующие случаи:
Возьмем корень грамм
Кило = 1000, значит КИЛОграмм = 1000 грамм
Мили=0,001, значит МИЛИграмм=0,001грамма
И обратно: грамм = 0,001 КИЛОграмма
грамм = 1000 МИЛИграммов
При переводе граммов в килограммы следует вместо приставки произнести ее численное значение.
ПРИМЕР:
285 милиграмм – 280 тысячных грамма = 0,280 г
15 грамм – 15 тысячных килограмма = 0.015 кг
Возьмем корень МЕТР
КИЛОМЕТР=1000 МЕТРОВ МЕТР=0,001 КИЛОМЕТРА
ДЕЦИМЕТР =0,1 МЕТРА МЕТР=10 ДЕЦИМЕТРОВ
САНТИМЕТР=0,01 МЕТРА МЕТР=100 САНТИМЕТРОВ
МИЛИМЕТР=0,001 МЕТРА МЕТР=1000 МИЛИМЕТРОВ
ПРИМЕР:
25 КИЛОМЕТРОВ =25 тысяч МЕТРОВ=25000 м
54 САНТИМЕТРА= 54 сотых МЕТРА=0,54 м
28 МИЛИМЕТРОВ=28 тысячных МЕТРА=0,028 м
Именно проговаривая дважды приставку, сначала в виде приставки, а затем в виде ее численного значения ученик произносит величину в виде десятичной дроби, которую потом записывает.
Длина, площадь и объем
Волшебная лесенка
Нарисуем лесенку. С одной стороны возле ступенек расставим единицы длины, а с другой стороны укажем, во сколько раз эти величины отличаются друг от друга. Дальше, рассуждая, что длина, выраженная в сантиметрах выглядит больше, чем в метрах, расставляем стрелки, указывая, что переводя метры в сантиметры, будем умножать, а переводя сантиметры в метры – делить на все числа, которые стоят с обратной стороны лесенки.
Если нужно перевести в СИ квадратные или кубические единицы, то разницу между ними тоже нужно возвести в квадрат или куб.
Скорость, и плотность
При переводе скорости из внесистемных единиц в СИ нужно километры, сантиметры, миллиметры переводить в метры, а часы, минуты и т.д. в секунды. Дальше надо придерживаться определенной формы записи:
Запоминание формул
Формулы, конечно, надо знать наизусть. Однако есть такое свойство человеческой памяти – забывать то, чем не пользуешься постоянно. Но есть некоторые приемы, которые позволяют закрепить в памяти некоторые факты, если они имеют какую-нибудь зацепку. Этот прием я подсмотрела в журнале «Физика в школе». Один мой коллега предложил давать формулам имена, в которых звучит их содержание. Особенно ценно в этом приеме еще и то, что названия ученики могут придумывать сами.
ПРИМЕР:
Масса = ров m=ρ·v
Ауитка A=UIt
Рожа F=ρgh
Жираф F=gρV
Свита, свет S=vt
Рельс R=ρL/s
Еще один способ для тех, кто знает или обращает внимание на единицы измерения величин.
НАПРИМЕР:
Скорость измеряется в м/с , значит, чтобы найти скорость, надо метры делить на секунды.
Работа с формулами
Многие учащиеся испытывают затруднения при преобразовании формул. Здесь хорошей палочкой-выручалочкой станет магический треугольник. Любую формулу, записанную в виде произведения величин. Можно вписать в треугольник, разбитый на части. Букву, стоящую перед знаком равенства вписывают в верхнюю часть треугольника, а остальные – в нижние ячейки в произвольном порядке.
Теперь обращаем внимание, что каждый треугольник, по сути, является двухэтажной конструкцией, как и простая дробь, т.е. имеет числитель – верхнюю часть и знаменатель – нижнюю часть. Чтобы выразить из формулы искомую величину, нужно просто закрыть ее рукой. Тогда перед нами останется либо один этаж, т.е. все величины будут записаны в ряд через знаки умножения, либо в виде дроби с числителем и знаменателем,
Вычисления по формулам
Есть еще один способ, как справиться с формулой при решении задач. И хотя методисты меня осудят, я частенько его применяю, ведь, если нельзя выйти через дверь, приходится лезть через окно. Нужно просто показать ученикам, что формула, после того, как в нее подставить значения всех известных величин превращается в обыкновенное простейшее линейное уравнение, которое они хорошо умеют решать. Если же и этого недостаточно, можно заменить искомую величину привычной буквой Х.Существенным недостатком является то, что нет возможности проверить правильность решения, определив размерность найденной величины, и при подставлении значений в формулу единицы измерения тоже не вписываются. Но здесь опять же, цель оправдывает средства этим приемом пользуются только самые слабые ученики при решении простейших задач, а для них и это уже результат.
Основной моей целью было помочь ученикам запомнить «сухие» формулы, создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний.
Хочется надеяться, что мой опыт и идеи, собранные по крупицам помогут ученикам по- иному взглянуть на предмет физики и почувствовать себя хотя бы немного увереннее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Работа с формулами………….………………………………………………………………….6
Вычисления по формулам………………………………………………………………………7
Физику и математику в школе должны изучать все дети. У каждого из них разные
способности, склонности, предпочтения. Есть дети, которые все «схватывают на лету», а есть а есть и такие у которых все «очень сложно». Именно эти дети больше всего нуждаются в помощи, ведь к началу 7 класса они пришли с огромным багажом пробелов в знаниях, умениях и навыках, да еще с «пугалкой», которую им часто твердили родители: «Это еще что, вот начнется физика (алгебра, геометрия, химия и т.д)». В результате всего этого у них уже сформировалась начальная установка «Ничего не понимаю», «Это мне никогда не выучить» и т.п. Как можно помочь таким ученикам? Как разубедить их, изменить их настроение, отношение к изучаемому предмету? Это сложная задача и каждый учитель решает ее по-своему.
За многие годы учительской деятельности мной был накоплен материал, который в одних случаях помогает детям увидеть уже хорошо знакомые действия, а в других – дает подсказку, как легче справиться с проблемами. Я привожу нетрадиционные формы запоминания, приемы работы с физическими величинами и формулами.
Перевод внесистемных единиц в СИ
При решении задач необходимо еще при анализе условий перевести все физические величины в СИ. Здесь моментами, которые могут вызвать трудность могут быть:
Применение дольных и кратных приставок.
Перевод в СИ линейных, квадратных и кубических величин.
Перевод в СИ единиц скорости и плотности.
Говорящие приставки
Здесь хорошо сделать небольшой экскурс в урок русского языка. Вспомним, что слова имеют корень и приставку. Пользуясь таблицей дольных и кратных приставок (она в кабинете всегда перед глазами) и уже хорошо знакомым единицам измерения грамм и метр, разберем следующие случаи:
Возьмем корень грамм
Кило = 1000, значит КИЛОграмм = 1000 грамм
Мили=0,001, значит МИЛИграмм=0,001грамма
И обратно: грамм = 0,001 КИЛОграмма
грамм = 1000 МИЛИграммов
При переводе граммов в килограммы следует вместо приставки произнести ее численное значение.
ПРИМЕР:
285 милиграмм – 280 тысячных грамма = 0,280 г
15 грамм – 15 тысячных килограмма = 0.015 кг
Возьмем корень МЕТР
КИЛОМЕТР=1000 МЕТРОВ МЕТР=0,001 КИЛОМЕТРА
ДЕЦИМЕТР =0,1 МЕТРА МЕТР=10 ДЕЦИМЕТРОВ
САНТИМЕТР=0,01 МЕТРА МЕТР=100 САНТИМЕТРОВ
МИЛИМЕТР=0,001 МЕТРА МЕТР=1000 МИЛИМЕТРОВ
ПРИМЕР:
25 КИЛОМЕТРОВ =25 тысяч МЕТРОВ=25000 м
54 САНТИМЕТРА= 54 сотых МЕТРА=0,54 м
28 МИЛИМЕТРОВ=28 тысячных МЕТРА=0,028 м
Именно проговаривая дважды приставку, сначала в виде приставки, а затем в виде ее численного значения ученик произносит величину в виде десятичной дроби, которую потом записывает.
Длина, площадь и объем
Волшебная лесенка
Нарисуем лесенку. С одной стороны возле ступенек расставим единицы длины, а с другой стороны укажем, во сколько раз эти величины отличаются друг от друга. Дальше, рассуждая, сто длина, выраженная в сантиметрах выглядит больше, чем в метрах, расставляем стрелки, указывая, что переводя метры в сантиметры, будем умножать, а переводя сантиметры в метры – делить на все числа, которые стоят с обратной стороны лесенки.
Если нужно перевести в СИ квадратные или кубические единицы, то разницу между ними тоже нужно возвести в квадрат или куб.
ПРИМЕР:
76 =76:100:100=0,0076
см
10 дм
10 м
см²
10² дм²
10² м²
Квадрат и куб
Если рядом нет таблицы дольных и кратных приставок
1 м · 1м = 1
100см · 100 см = 10000
1 м 1 = 10000
1 м
1 м
1 м
1 м · 1м · 1 м = 1
1 м 100см · 100 см · 100 см = 1000000
1 = 1000000
Скорость, и плотность
При переводе скорости из внесистемных единиц в СИ нужно километры, сантиметры, миллиметры переводить в метры, а часы, минуты и т.д. в секунды. Дальше надо придерживаться определенной формы записи:
72=
72 км
72000м
=20
1 час
3600с
При переводе единиц плотности в СИ действуют аналогично:
56=
56г
0,056кг
=56000
1
0,000001
Запоминание формул
Формулы, конечно, надо знать наизусть. Однако есть такое свойство человеческой памяти – забывать то, чем не пользуешься постоянно. Но есть некоторые приемы, которые позволяют закрепить в памяти некоторые факты, если они имеют какую-нибудь зацепку. Этот прием я подсмотрела в журнале «Физика в школе». Один мой коллега предложил давать формулам имена, в которых звучит их содержание. Особенно ценно в этом приеме еще и то, что названия ученики могут придумывать сами.
ПРИМЕР:
Масса = ров m=ρ·v
Ауитка A=UIt
Рожа F=ρgh
Жираф F=gρV
Свита, свет S=vt
Рельс R=ρ
Еще один способ для тех, кто знает или обращает внимание на единицы измерения величин.
НАПРИМЕР:
Скорость измеряется в , значит, чтобы найти скорость, надо метры делить на секунды.
υ= = =
Работа с формулами
Многие учащиеся испытывают затруднения при преобразовании формул. Здесь хорошей палочкой-выручалочкой станет магический треугольник. Любую формулу, записанную в виде произведения величин. Можно вписать в треугольник, разбитый на части. Букву, стоящую перед знаком равенства вписывают в верхнюю часть треугольника, а остальные – в нижние ячейки в произвольном порядке.
FU
m a I R
Q
C (- ) m
Теперь обращаем внимание, что каждый треугольник, по сути, является двухэтажной конструкцией, как и простая дробь, т.е. имеет числитель – верхнюю часть и знаменатель – нижнюю часть. Чтобы выразить из формулы искомую величину, нужно просто закрыть ее рукой. Тогда перед нами останется либо один этаж, т.е. все величины будут записаны в ряд через знаки умножения, либо в виде дроби с числителем и знаменателем,
Вычисления по формулам
Есть еще один способ, как справиться с формулой при решении задач. И хотя методисты меня осудят, я частенько его применяю, ведь, если нельзя выйти через дверь, приходится лезть через окно. Нужно просто показать ученикам, что формула, после того, как в нее подставить значения всех известных величин превращается в обыкновенное простейшее линейное уравнение, которое они хорошо умеют решать. Если же и этого недостаточно, можно заменить искомую величину привычной буквой Х.Существенным недостатком является то, что нет возможности проверить правильность решения, определив размерность найденной величины, и при подставлении значений в формулу единицы измерения тоже не вписываются. Но здесь опять же, цель оправдывает средства этим приемом пользуются только самые слабые ученики при решении простейших задач, а для них и это уже результат.
Основной моей целью было помочь ученикам запомнить «сухие» формулы, создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний.
Хочется надеяться, что мой опыт и идеи, собранные по крупицам помогут ученикам по- иному взглянуть на предмет физики и почувствовать себя хотя бы немного увереннее.