Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ОГЭ"
Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ОГЭ"
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе. В методической разработке представлен один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке (на примере урока русского языка для 9 класса (предпрофильная подготовка)).Главный акцент в работе сделан на подготовке к Основному государственному экзамену.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ОГЭ"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Колледж сферы услуг №10»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Учебный предмет: Русский язык
Предметная область: Филология
Класс: 9Г
Предпрофильная подготовка
Тема : Повторение: «Синтаксис и пунктуация». Подготовка к ОГЭ.
Преподаватель: Загрядская В.И.
Москва 2015
Новые требования федеральных государственных образовательных стандартов акцентируют внимание на деятельностном характере образования: результатом обучения должно стать не просто «Я знаю...» (например, «Я знаю, как образуются словосочетания»), а «Я умею, обладая знаниями...» (например, «Я умею, обладая знаниями о строении словосочетания, синтаксисе, построении текста, риторике, строить предложения, использовать их в разных стилях речи, в разных коммуникативных ситуациях; создавать устные и письменные тексты и т.д.»)
Традиционно первостепенные цели обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке. На этой базе необходимо совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики; закреплять и расширять знания обучающихся в области речеведения; активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока вообще, в том числе и урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Современные государственные образовательные стандарты не отрицают ценностей традиционного урока. Неизменно, как любой текст (дискурс), урок имеет трехчастную структуру (введение, основная часть, заключение) и строгое ограничение во времени (45 минут).
Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа [1]:
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Изменения касаются того, как мы (преподаватель — ученики) реализуем содержание урока, то есть, насколько эффективно складывается наше общение.
Известно, что эффективным является такое общение, при котором происходит достижение поставленной цели, реализация коммуникативного намерения говорящего и слушающего, в нашем случае — учителя,преподавателя и учеников.
Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Современный мир предъявляет к будущим специалистам более жесткие требования, несоответствие которым будет отмечаться не наличием хороших или плохих оценок по предмету или дисциплине, а наличием востребованности — как личной, так и профессиональной. Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости.
Как урок русского языка помогает обучающемуся решать эти задачи? Насколько способствует формированию «общей культуры, развитию, воспитанию и социализации личности»?
Несомненно, русский язык как средство познания действительности обладает огромным потенциалом в обеспечении развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача преподавателя — выстроить траекторию освоения учебной дисциплины так, чтобы обучающийся не просто запоминал, каково строение словосочетания, например, а учился логически мыслить, задавать вопросы (определять границы знания-незнания), взаимодействовать с другими в поиске информации и решении учебных и профессиональных задач. Другими словами, говоря языком современных образовательных стандартов, обучающийся должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями. Роль преподавателя сводится к тому, о чем говорил ещё Я.Коменский: меньше учить, больше направлять, консультировать, наставлять.
Один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке представлен в технологической карте урока русского языка для 9 класса (предпрофильная подготовка). Основной акцент в работе на уроке сделан на подготовке к Основному государственному экзамену (ОГЭ).
Результаты освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык», в соответствии с ФГОС основного общего образования, должны быть представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, где ключевым понятием является самостоятельность обучающегося. Особое внимание в новых ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, отражающимформирование так называемых универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. преподавателя: Загрядская В.И.
2.Группа: 9 Г, предпрофильная подготовка.
3. Дисциплина: русский язык .
4. Тема занятия (этап урока): Повторение. Подготовка к ОГЭ. Типология заданий части 2.
5. Цели урока:
1. Обучающие:
-осуществление контроля и систематизации знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация» в рамках подготовки к ОГЭ;
- совершенствование навыков говорения на материале темы «Синтаксис и пунктуация» на материале типологии заданий части 2 ОГЭ;
-выявление уровня сформированности умений и навыков применять в письменной речи орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
2.Развивающие:
-развитие общеучебных компетенций - самоконтроль, анализ, сравнение, определение понятий, работа с письменными текстами;
-развитие общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
3.Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к русскому языку и культуре;
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-закрепить умение работать с тестовыми заданиями типологии части 2 ОГЭ на материале темы «Синтаксис и пунктуация»;
-совершенствовать навыки говорения на материале раздела «Синтаксис и пунктуация»;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки на материале заданий типологии части 2 ОГЭ.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
-развивать творческий подход к решению учебных задач;
- совершенствовать психологическую защиту учащихся к условиям проведения ОГЭ.
Воспитательные:
-формировать уважительное отношение к языку и культуре русского народа.
6.Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений
7. Прогнозируемые результаты:
Личностные: учащиеся доброжелательно относятся к другому человеку, способны вести диалог с одноклассниками; развивают уважительное отношение к родному языку и русской литературе.
Метапредметные: учащиеся оценивают свою деятельность, исправляют ошибки, наблюдают и анализируют, вербализуют эмоциональное впечатление от стихотворения, определят логические связи между явлениями (простое и сложное предложение, связь слов в словосочетании), находят в тексте нужную информацию, преобразуют текст, критически относятся к собственному мнению.
Предметные: учащиеся редактируют письменный текст с соблюдением норм современного русского литературного языка, опознают простые и сложные предложения, выделяют грамматические основы, знают виды обособления; применяют полученные теоретические знания на практике, при работе с заданиями типологии части 2 ОГЭ.
6. Продолжительность занятия — 20 мин.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД*
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Форма контроля
I.Организационный
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Фиксация отсутствующих
–
–
–
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию. Фиксирует отсутствующих
Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к занятию
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
5
Актуализировать предметные знания учащихся, проверить выполнение домашнего задания
На доске – эпиграф к уроку (из стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву») Приложение 1
Наблюдение, проблемная ситуация.
Ф, И
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого комментирует эпиграф и ставит перед учащимися вопросы.
Приложение 1
Слушают, оценивают, анализируют, отвечают на вопросы (в том числе у доски), восстанавливают текст; работают с терминами.
Определяют части речи пропущенных слов, читают выразительно
Восстановленный текст (отрывок из стихотворения А.С.Пушкина);
рабочие тетради и тетради для подготовки к ОГЭ
II.Постановка темы и цели урока.
1
Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Мотивация учащихся.
«Таблица понимания» - для каждого учащегося Приложение 2
Ф
Подводит обучающихся к постановке темы урока: Когда мы с вами работали над эпиграфом, что мы делали: повторяли, узнавали новое?
Формулируют тему и цели урока; представляют результаты домашней работы, заполняют таблицу понимания
Комментарий эпиграфа к уроку,
представление домашней работы, таблица понимания (с ответом на первый вопрос)
III.Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
Практическая работа с языковым материалом.
10 мин
Систематизация и контроль знаний обучающихся по изученным темам:
«Лексика», «Морфология и орфография», «Синтаксиси пунктуация»
Задания разного уровня сложности по темам: «Лексика», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация»
Самостоятельная работа, рефлексия, контроль
Ф, И
Инструктирует обучающихся о порядке выполнения заданий; контролирует выполнение практической работы с языковым материалом Приложение 3
Слушают, анализируют, осуществляют самооценку, взаимооценку; выполняют тестовые задания, работают с учебником
Рабочие тетради;
Рабочие тетради для подготовки к ОГЭ
IV .Домашнее задание.
Инструктаж по его выполнению.
1
Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания:
1.Учебник, стр.84, зад.107
2. Тренинг:В.2, Ч.2, зад 2-7
V Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
2
Оценить степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке;
Связать результаты урока (личностные, предметные, метапредметные) с целями урока
Ф
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке; организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке (Таблица понимания)
Формулируют конечный результат своей работы на уроке (комментируют).
Осуществляют рефлексию (что получилось, что не получилось и почему)
Заполняют «Таблицу понимания»
Заполненная «Таблица понимания»
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: _____________________________________________.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа с эпиграфом («мозговой штурм»)
1.Что написано на доске? Это эпитет или эпиграф? Подскажите мне, я путаюсь в терминах.
Словарь:
Эпитет - образное определение (чаще выражено прилагательным)
Эпиграф – цитата во главе сочинения (синонимично слову девиз)
2.Кому принадлежат эти строки? Чтобы понять, восстановим текст.
3. Итак, автор – А.С.Пушкин, название – « К Чаадаеву»
4.Проверим орфографию.
5.Найдем грамматические основы и определим тип предложений.
6.Определим части речи пропущенных слов.
7.Интонационно мы прочли верно, а на письме все ли верно с точки зрения пунктуации?
5. Прочитаем отрывок выразительно.
А.С.Пушкин. К Чаадаеву (1816)
Любви,(1) надежды,(2) … славы (тихой – прил.)
Недолго … нас обман. (нежил – баловал, ласкал – глагол)
(1),(2) – запятая между однородными членами предложения – дополнениями. (Типология заданий ч.2.9)
Грамматические основы двух простых предложений – обман нежил; забавы исчезли. (Типология заданий ч.2.8)
Как сон, как утренний туман – сравнение со значением: безвозвратно, невосстановимо (Типология заданий ч.2.3)
Тихой (славы) – эпитет со значением мирный, спокойный. Слава сочетается со словом громкий. (Типология заданий ч.2.8)
Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях политического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям кмирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Итак, почему эти строки мы выбрали эпиграфом для нашей работы? Пушкин писал о той ситуации в обществе, которая сложилась в 1816 году.
Для нас сейчас актуально другое: на развлечения, забавы нужно оставить час, а делу подготовки к ОГЭ – посвятить время. Детство прошло. Впереди – ОГЭ!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ТАБЛИЦА ПОНИМАНИЯ
Дисциплина: Русский язык
Класс: 9 Г
Фамилия, имя учащегося
Какую оценку я поставил(а) бы себе за выполнение домашней работы?
Что нового я узнал (а) сегодня на уроке? Что повторил (а)?
Что у меня получилось и не получилось на уроке и почему?
Как применить в жизни полученные на уроке сведения?
ТАБЛИЦА ПОНИМАНИЯ
Дисциплина: Русский язык
Класс: 9 Г
Фамилия, имя, отчество родителя
Как Вы оцениваете работу Вашего ребенка на уроке? Что получилось? Что не получилось и почему?
Как Вы оцениваете совместную работу всех учащихся класса на уроке? Что получилось? Что не получилось и почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Практическая работа с языковым материалом
(по материалам домашнего задания: текст В.1, Ч.2, зад.2-14)
Сгруппировать слова по орфограммам ( чередующиеся гласные в корнях, дефисное написание наречий, проверяемые гласные в корне слова, -НН- в существительных, разделительный твердый знак, словарное слово)
(Типология заданий ч.2.4,5)
Выделить графически морфему, в которой нам встретилась орфограмма
Составить словосочетания с выделенными словами и определить вид связи (согласование, управление, примыкание)
(Типология заданий ч.2.7)
Сделать морфологический разбор слов парашют, микроскопический.
Работа предложениями из текста
1.Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово (55) (СПП с придаточным времени)
2.Пожал плечами Вовка, самый старший и рассудительный из мальчиков (45) (простое предложение с обособленным приложением, обозначающим другое название, характеризующее предмет)
3.Так родилось его открытие: если открыть зонт и если нарисовать на нем изнутри звезды, то получится карта звездного неба (60) (сложное предложение с бессоюзной связью (1 и 2 части предложения разделяет двоеточие) и СПС с однородным подчинением придаточных условия)
2. Определим типы предложений. (Таблица Виды придаточных предложений – в учебнике, на стр.79-80)
3.Нарисуем схемы предложений.
1.(Когда…), [девчонки говорят]
2.[Пожал плечами Вовка]
3.[Родилось открытие]: (если… и если…), (то…)
Использованная литература:
ФГОС основного общего образования.
Примерная программа по русскому языку для основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, предпрофильное обучение.
Русский язык. 9 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов ; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 286 с.
Егораева Г.Т. ОГЭ 2016. Основной государственный экзамен. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания. / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 95 с.