Методическая разработка урока русского языка "Подготовка к сжатому изложению" (9 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Подготовка к сжатому изложению" (9 класс)
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока русского языка "Подготовка к сжатому изложению".Надеюсь, данный материал будет интересен тем из моих коллег, кто преподает русский язык в 8-9 классах. В разработке использованы материалы дистанционных курсов издательства "1 сентября". Пользуясь случаем, хочу выразить слова искренней признательности моим "учителям": Н.А. Шапиро, Н.В. Борисенко, А.Г. Нарушевичу за их высокий профессионализм. Думается, что те из моих коллег, кому довелось учиться на этих курсах, почерпнули много нового для себя в плане творческого роста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем готовиться к написанию сжатого изложения текста.
- Давайте вспомним, что такое изложение? (Изложение – это пересказ предложенного текста в устной или письменной форме.)
- Чем отличается подробное изложение от сжатого? (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
- Что значит сжатьтекст? (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом передать микротемы текста в их логической последовательности, сохранить основную мысль данного текста, исключить второстепенную информацию, оставив только наиболее существенное, и выстроить при этом новый текст.)
- Какие существуют основные приемы сжатия информации? (Исключение, обобщение и замена.)
- В каких случаях стоит применять каждый из них? Повторим приемы сжатия текста.
Слово учителя (презентация).
Основных приемов сжатия информации – два:
обобщение частной информации обобщение, конкретных, единичных явлений.;
исключение второстепенной. информации, подробностей, деталей.
Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Нужно сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал, в рассуждении – к основной проблеме. Исключаются предложения, содержащие второстепенные факты, предложения с описаниями и рассуждениями, повторы, фрагменты предложения, один или несколько синонимов. Исключение подразумевает пропуск подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
IV. Практическая работа.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
Упражнение 1. Восстановление логических связей в тексте.
Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и эквивалентные им синтаксические конструкции..
Задание:
среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом;
запишите его в тетрадь первым;
расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении;
допишите пропущенную часть предложения;
соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако.
В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
Открытая ладонь правой руки означала: «__________________».
Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потомучто каждый встречный мог оказаться врагом.
Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».
Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. (А.Журавлев)
Упражнение 2. Обобщение частной информации.
Задание:передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием (по вариантам).
1 вариант
Отрывок из исходного текста
Текст сжатого пересказа
1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.
1. Он горько плакал.
2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях. (Ю. Олеша)
2. Пестром//полосатом//черно-желтом.
3. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода. У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф)
1. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам.
1. Вокруг дворца и по дороге в город.
2. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.
2. Город сверху//дома, реку, людей, деревья.
3. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамв наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша)
3. Негр//Тибул; ни одного богача, только бедняки//бедные жители окраин; потрепанную; из-за кулис//из балаганов доносился шум, музыка, голоса людей и животных.
Упражнение 3.Исключение второстепенной информации
Задание 1.
Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения;
разбейте текст на абзацы.
Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков)
Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка.
Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?
Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов.
А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли.
Задание 2.Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.
Когда говорят ___________________________________, то сравнивают человека _______________________________.
Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ___________________________________? Пластунами называли казаков-
разведчиков, которые, _____________________________________,
были способны ___________________________, а передвигаясь, ___
________________________________.
Примечание. Заполняя пропуски, обратим внимание учеников на то, что из нескольких однородных примеров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки – зайца, волка, турка), в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то – любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.
Ответ. Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.
V. Памятка по написанию сжатого изложения.
Прослушайте текст и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию.
Выпишите опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.
Опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла.
Опустите предложения, которые представляются вам избыточными.
Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций и др.).
VI. Работа с текстом. Во время первого прослушивания аудиозаписи учащиеся работают с черновиком, выписывают ключевые слова и словосочетания, определяют границы абзацев, составляют план.
VII. Вопросы, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о приобретении материальных благ;
б) о цели в жизни;
в) о роли карьеры для каждого человека.
2. Какая цель достойна настоящего человека?
а) приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях:
б) приобрести машину, дачу, мебельный гарнитур:
в) сделать блестящую карьеру в одной из областей человеческой деятельности.
3.Почему автор называет сердце УМНЫМ?
а) потому что умный человек живет только для себя;
б) потому что, ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек не испытывает огорчений;
в) потому что стремление делать добро должно быть внутренней потребностью человека.
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку помогает настоящая цель, которая заключается в служении людям.
2
Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.
3
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.
IX. Итоги урока. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. 1). Написать сжатое изложение данного текста на основе трех микротем с использованием черновиков (цель – развитие долговременной памяти учащихся). 2). Повторить теоретические сведения по данному материалу.