kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Система подготовки к сжатому изложению на уроках русского языка в 8 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет учителю спланировать свою работу по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения,которое необходимо для сдачи ОГЭ в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Система подготовки к сжатому изложению на уроках русского языка в 8 классе"»


Государственное учреждение

«Центр оценки и контроля качества образования»





Методическая разработка

на тему:

«Система подготовки к сжатому изложению

на уроках русского языка в 8 классе»





Перовой Татьяны Александровны,

учителя русского языка и

литературы МОУ СОШ № 17





Ярославль, 2016

Содержание


Введение …………………………………………………………………………..3


Глава 1. Методические основы подготовки к написанию сжатого изложения

1.1. Сжатое изложение среди других видов изложения………………………. 6

1.2. Методика подготовки к написанию сжатого изложения …………………8

1.3. Умения, необходимые для написания сжатого изложения ……………...11


Глава 2. Практический опыт работы над сжатым изложением на уроках русского языка в 8 классе

2.1. Обоснование выбора материала для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения……………………………………………………………... 13

2.2. Обоснование тем и типов уроков по подготовке к написанию сжатого изложения ………………………………………………………………………….16

2.3 Апробация предложенной системы подготовки к сжатому изложению...28


Заключение……………………………………………………………………… 34


Библиография…………………………………………………………………… 36



Введение

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения, навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции. Школьники, изучая язык как систему и одновременно овладевая лингвистическими знаниями, совершенствуют свою устную и письменную речь.

Методика работы над изложением всегда привлекала научных исследователей. Этим занимались такие ученые и методисты, как Т.А. Ладыженская, А.М. Пешковский, А.А.Леонтьев, Н.И. Жинкин и многие другие. Основные положения работ этих ученых пользуются большой популярностью среди учителей, преподающих русский язык.

Актуальность темы работы связана с необходимостью совершенствования собственного опыта развития речи обучающихся, коммуникативных умений и навыков, которые обеспечивают подготовку к написанию сжатого изложения в 9 классе. В 2015-2016 учебном году Государственная итоговая аттестация девятых классов по русскому языку проходила в новой форме, где одним из заданий было написание сжатого изложения. Результаты экзамена показали, что самым сложным для учащихся было использование приемов сжатия текста, не все дети смогли правильно и логично сократить предложенный текст. Это свидетельствует о том, что работа над сжатым изложением должна начинаться не в 9 классе, а намного раньше.

В действующей программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений, построенной в соответствии с Государственным стандартом общего образования по русскому языку (2004 г.), сформированы основные цели изучения русского языка в школе. К ним относятся формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, основанной на знаниях школьников об использовании родного языка в устной и письменной речи.

Умение учащихся работать с текстом: определять тему, основную мысль, определять стиль и тип, выделять ключевые слова и микротемы текста – поможет ученикам без труда сдать экзамен в 9 классе. Кроме того, Государственная итоговая аттестация в 9 классе – это этап подготовки к ЕГЭ. Но для того, чтобы учащиеся смогли овладеть необходимыми умениями, нужно начинать работу над сжатым изложением, по крайней мере начиная с 8 класса. Вводятся основные понятия, способы сжатия текста. Такая работа требует системного и последовательного подхода. Кроме того, не стоит ограничиваться только уроками русского языка, работа над сжатием текста должна проводиться и на уроках литературы.

Цель работы – разработка методических рекомендаций для пропедевтической подготовки учащихся к написанию сжатого изложения в формате ГИА на уроках русского языка в 8 классе.

Цель работы определила постановку следующих задач:

  1. изучить методическую литературу и методические ресурсы, раскрывающие методику работы с текстом на уроках русского языка;

  2. изучить приемы сжатия текста;

  3. изучить методический опыт по подготовке к сжатому изложению,

  4. предложить систему работы по подготовке к написанию сжатого изложения на уроках русского языка в 8 классе.

  5. апробировать предложенную систему работы.

Описанная в методразработке система обучения сжатому изложению построена на основе УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова.

При подготовке методической разработки нами были использованы следующие методы:

  1. реферативный,

  2. аналитического описания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и Приложения, в котором представлены тематическое планирование уроков в 8 классе, конспекты уроков по подготовке к сжатому изложению, а также фрагменты отдельных этапов урока, на которых отрабатывались умения и навыки, необходимые для написания сжатого изложения.

Глава 1.

Методические основы подготовки к написанию сжатого изложения


1.1.Сжатое изложение среди других видов изложения.


На протяжении нескольких веков изложение остается одним из самых распространенных видов работы (в19 веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему занятий по развитию речи в школе. Это один из эффективных приемов, который используется не только для развития речи, но и для определения уровня речевого развития человека.

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме). В условиях школы изложение – это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста.

В отечественной методике преподавания русского языка широко распространены три типа изложений:

- подробное,

- сжатое,

- с элементами сочинения.

В отличие от подробного пересказа, характеризующегося как близкого к исходному тексту, когда сохраняются подробности и детали, сжатое изложение представляет собой пересказ основного содержания исходного текста. Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Сжатое изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Работая над сжатым изложением, учащиеся учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают особыми средствами обобщенной передачи содержания. Сжатое изложение довольно сложно для учеников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить (6, с.36-43).

Излагая текст сжато, школьники должны обнаружить важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы (2, с.4). При написании сжатого изложения перед учеником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако учащийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление, которое проявляется в умении сокращать исходный текст. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное.

Опыт показывает, что немаловажной проблемой при подготовке к сжатому изложению является способность правильно определять тему, основную мысль текста. Большинство детей не может правильно это сделать сразу, поэтому, готовя их на протяжении нескольких лет к такому виду изложения, учитель должен научить детей грамотно задавать вопросы к тексту.

Большую роль при подготовке к написанию сжатого изложения играет словарная работа. Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводимую на уроках развития речи лексику. Слово должно закрепиться в сознании, т.е. быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте.

Учителю необходимо обращать внимание учащихся на яркие слова и выражения, которые автор использует в тексте. Для этого рекомендуется использовать следующие виды вопросов и заданий:

  • Почему автор выбрал именно их?

  • Какой колорит они придали тексту?

  • Попробуйте заменить эти слова нейтральными.

  • Подберите синоним к слову и т.д.

Так у школьников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах в соответствии с их значением.

Работа с образцами художественных текстов благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, учит чувствовать образ. Изложение формирует навыки разных видов речевой деятельности: с одной стороны, воспринимать текст на слух (аудирование), с другой – умение пересказывать текст.


1.2.Методика подготовки к написанию сжатого изложения


Сжатое изложение рассматривается как письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия лишь в методике работы над созданием нового текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение требует специальной подготовки. Учитель при обучении сжатому изложению должен формировать следующие коммуникативно-речевые умения:

- вычленять главное в информации;

- сокращать текст разными способами;

- правильно и логично излагать свои мысли;

- умение находить и точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

  • сохранение последовательности в развитии событий;

  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

  • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;

  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств для передачи содержания.

Итак, при обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

1.Умение отобрать в исходном тексте основное и существенное.

2.Умение сокращать текст разными способами.

3.Умение правильно и логично излагать свои мысли.

4.Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Приемы компрессии текста.

В «Письме Министерства Образования и науки РФ от 27.10.10 № 03-1903 «О проведении государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе общеобразовательных учреждений» определены критерии оценки сжатия текста, приведены примеры использования различных приемов сжатия текста. Авторы указывают, что степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной. Важна не степень сжатия текста, важно то, может ли ученик передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Необходимо четко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте.

Наиболее распространены три способа сжатия текста:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение однородных явлений;

- сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала следует вычленить единичные факты, затем подобрать языковые средства их обобщенной передачи и составить новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся следующие (2, с.6):

1) приемы замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

- замена прямой речи косвенной.

2) приемы исключения:

- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

- исключение одного или нескольких синонимов;

- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

3) приемы слияния:

- образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых, неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной: от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Сокращая текст, учащимся необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений.

Итак, главная задача сжатого изложения – научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.


1.3. Умения, которые необходимы для написания сжатого изложения


При написании сжатого изложения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения (17, с.111-115):

  1. умение точно передавать основное содержание прослушанного текста,

  2. умение сжимать исходный текст,

  3. умение строить связное целостное высказывание.

При выделении данных умений, мы руководствовались критериями оценки ГИА, вычленив внутри каждого блока (критерия) отдельные умения:

1. Умение точно передавать основное содержание прослушанного текста:

1.1. умение определять основную мысль прослушанного текста;

1.2. умение отличать главную информацию от второстепенной.

2. Умение сжимать исходный текст:

2.1. знание языковых приемов сжатия текста;

2.2. умение выбрать конкретный прием сжатия текста в зависимости от микротемы;

2.3. умение последовательно использовать приемы сжатия на протяжении всего текста.

3. Умение строить связное целостное высказывание:

3.1. умение последовательно излагать мысли;

3.2. умение делить текст на абзацы, сохраняя микротемы;

3.3. умение использовать средства связи между абзацами.


Итак, сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Таким образом, для успешного выполнения этого задания необходимо сформировать у учеников следующие умения и навыки: умение определять основную мысль прослушанного текста; умение отличать главную информацию от второстепенной; знание языковых приемов сжатия текста; умение выбрать конкретный прием сжатия текста в зависимости от микротемы; умение последовательно использовать приемы сжатия на протяжении всего текста; умение последовательно излагать мысли; умение делить текст на абзацы, сохраняя микротемы; умение использовать средства связи между абзацами.


Глава 2.

Практический опыт работы над сжатым изложением в 8 классе


2.1. Обоснование выбора материала для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения

На развитие речи в 8 классе отводится 18 часов. Следовательно, в течение года может быть проведено 8-9 изложений и сочинений различных видов.

Для подготовки к сжатому изложению на уроках по русскому языку в 8 классе мы используем следующие методические пособия:

  • Русский язык: учебник для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др.;

  • Сборник «Русский язык. Подготовка к ГИА» под редакцией Н.А. Сениной;

  • Роговик Т.Н. Сборник изложений по русскому языку для 8 класса.

Выбор именно этих учебных пособий обусловлен следующими причинами.

Русский язык: учебник для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой

В учебнике для 8 класса по русскому языку под редакцией Л.А. Тростенцовой продолжается та система работы по развитию связной речи, которая была заложена в 5-7 классах. С этой целью предусматриваются задания, развивающие у учащихся умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал, умение совершенствовать написанное, строить высказывание в определенной композиционной форме. Так, учащимся предлагается определить основную мысль текста публицистического характера и высказать свое мнение по поставленному вопросу, пересказать различные по структуре тексты (устно или письменно; подробно или сжато).

В учебнике реализуется идея о многоаспектных связях изучаемого материала с программными требованиями по развитию речи. Дается материал для:

- предупреждения ошибок в употреблении слов, словосочетаний, сочетаний слов, в построении предложений;

- обогащения речи учащихся, их лексического запаса, синтаксического строя речи;

- обучения коммуникативным умениям – умениям создавать различного рода тексты.

Подбор дидактического текстового материала в учебнике Л.А. Тростенцовой рассчитан на то, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному созданию рассказа (в главе «Чужая речь»), включены тексты рассказов или их фрагментов. Например, упражнение № 406 (начало рассказа Ю.Сотникова «Как я был самостоятельным»); упражнение № 418 (в котором предлагается переработать текст в рассказ с диалогом); упражнение № 420 (рассказ по данному началу). Таким образом, учащиеся вспоминают, как строится рассказ, готовятся к письменному пересказу текстов.

В учебнике предлагаются самые различные изложения: подробные, сжатые, изложения с дополнительным (грамматическим) заданием, изложения устные и письменные. Охарактеризуем их назначение.

В тексте упражнения № 1 и 2 говорится о месте русского языка в современном мире, в трех параграфах учебника сообщаются сведения о лингвистах (А.А.Шахматове, А.М. Пешковском, В.В.Виноградове). В заданиях к текстовому материалу этих параграфов предлагается вычленить главное, составить план, опорный конспект, кратко пересказать. Все это необходимо для написания сжатого изложения.

На уроках подготовки к написанию сочинения также ведется работа по обучению написания сжатого изложения. Например, в упражнении № 286 требуется сначала кратко передать содержание текста, и только затем высказать свое мнение по поводу затронутого автором вопроса в нескольких предложениях (2–3).

В учебнике предпочтение отдается сжатым изложениям, в которых требуется, например, сократить текст вдвое (упражнение № 52), до одного абзаца (упражнение № 89), до одного предложения (упражнение № 113), сократить текст за счет замены прямой речи косвенной (упражнение № 406). Кроме того, в учебнике большое количество автобиографических текстов, широко представлен теоретический материал, работая над которым школьники учатся составлять план, пересказывать, сокращать материал, что необходимо при написании сжатого изложения. Такие задания весьма актуальны, так как они отрабатывают навык компрессии (сжатия) текста, что необходимо для ГИА в 9 классе.


Сборник «Русский язык. Подготовка к ГИА» под редакцией Н.А. Сениной.

Целесообразно на уроках русского языка в 8 классе при подготовке к написанию сжатого изложения использовать не только тексты учебника, но и тексты из других методических пособий. Так, в сборнике под редакцией Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ГИА», представлены различные тексты для изложений, которые содержат языковой материал, позволяющий проверить у учащихся знание правил орфографии и пунктуации, и закрепить навыки грамотного письма, Все тексты содержат микротемы, что позволяет школьникам без труда выделить главное в каждом абзаце.

Кроме того, в пособии Н.А.Сениной уделяется внимание стилевому разнообразию языкового материала. Представлены художественные, публицистические тексты, содержащие рассуждение, что важно для подготовки учащихся не только к ГИА, но и к ЕГЭ в 11 классе. Например, тексты № 19, 25 очень интересны стилистически, по тематике и содержат микротемы, которые учащиеся без труда смогут выделить.


Роговик Т.Н. Сборник изложений по русскому языку для 8 класса

В сборнике изложений по русскому языку для 8 класса под редакцией Т.Н. Роговик приведены тексты изложений разной степени сложности и разных стилей (художественные, публицистические, научно-популярные). После каждого текста даны вопросы для беседы и задания, что дает возможность учащимся и самостоятельно готовиться к написанию сжатого изложения. Тексты № 6, 11 интересны тем, что по своей структуре максимально приближены к текстам изложений ГИА.


2.2. Обоснование тем и типов уроков по подготовке к написанию сжатого изложения


Традиционно подготовка к написанию изложения ведется на уроках развития речи. Однако представляется, что многие умения, необходимые для написания сжатого изложения, могут формироваться и на уроках других типов.

Нами было составлено календарно-тематическое планирование всех уроков русского языка в 8 классе (102 часа), в котором мы отразили распределение материала по подготовке к написанию сжатого изложения в течение всего года. В планировании указано и распределение отобранных нами дидактических материалов.

При разработке данного планирования мы пользовались общими методическими принципами последовательности изучения и постепенного усложнения изучаемого материала, поэтому на первых этапах основное внимание уделялось отработке умения выделять главное в тексте. Затем мы перешли к работе над приемами сжатия, и на последнем этапе мы работали над умением выстраивать связное высказывание на основе предложенного текста (после того как он подвергся сжатию).

В результате мы получили следующее распределение материала в течение учебного года.

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема, тип урока

Умения и навыки, необходимые для написания сжатого изложения

Дидактический материал

Общие сведения о языке (2 часа)

1.

Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства (вводный)

Умение вычленять главную информацию.

Упр.№1

2.

К.

к.

«Русский язык – созидательное творчество русского народа». Актуализация межпредметных знаний по русскому языку и литературе (вводный)

Умение вычленять основную мысль текста.

Упр.№2

Повторение изученного в 5 – 7 классах (10 часов)

3.

Языковая система. Основные единицы русского языка.



4.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.



5.

Простые и сложные предложения. Языковые средства связи простых предложений в сложном.



6.

Знаки препинания в сложном предложении. Разделительные и выделительные знаки препинания.



7.



Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.



8.

К. к.





Повторение изученного в 5-7 кл. о тексте как речевом произведении. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости (развитие речи)

Умение вычленять главную и второстепенную информацию в тексте, уметь сокращать текст разными способами

Упр.№10,

11

9. К. к


Комплексное изложение текста (развитие речи)

Умение воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, редактировать собственный текст изложения

Упр.№27

10




Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.



11

К.

к


Повторение изученного в 5-7 кл. Русский речевой этикет. Сочинение в форме письма (развитие речи)

Умение создавать текст на основе отбора необходимой информации

Упр.№36

12



Контрольный диктант с комплексным заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»



Система языка. Синтаксис. Пунктуация.

13



Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные единицы синтаксиса. Коммуникативные и номинативные единицы.



14

К. к.

Текст как единица синтаксиса. Основные признаки текста: смысловая и композиционная цельность, связность текста, коммуникативная установка, основная мысль, микротема (комбинированный)

Умение определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства грамматической связи предложений

Упр.№41, 43, 47, 52

(сжатое изложен.)

15




Предложение как основная единица синтаксиса. Коммуникативная функция предложения. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.



Словосочетание (4 часа)

16

Словосочетание как единица синтаксиса. Номинативная функция словосочетания.



17



Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные (повторительно-обобщающий)

Умение отличать главную информацию от второстепенной

Теоретич. Материал параграфа

18

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания.



19

К.

к.


Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.



Простое предложение (82 часа)

20

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Предложения простые и сложные.



21

К.к

Порядок слов в предложении. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Логическое ударение.



22

К.к

Функционально-смысловые типы речи. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий письменного общения.



23

К.к

Создание текста-описания архитектурного памятника (развитие речи)

Умение последовательно излагать мысли

Упр.№88

Двусоставные предложения (15 часов)

24



Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.



25

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.



26

Составное глагольное сказуемое. Элементы составного глагольного сказуемого (объяснение нового материала)

Умение составлять план текста, рассказать по данному плану

Упр.№106

27

Составное именное сказуемое, способы его выражения.



28

Составное именное сказуемое, способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

(комбинированный)

Умение разделить текст на абзацы, составить план текста, рассказать по данному плану

Упр. №112,113

29

Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.



30

Тестовый контроль. Тренировочные варианты «Экзамен в новой форме», 9 класс.



31

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение прямое и косвенное (комбинированный)

Умение выделять в прослушанном тексте микротемы

Сборник Н.А.Сениной текст №19

32

К.к

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности (развитие речи)

Умение выделять в тексте главную и второстепенную информацию

Упр.№128132

33

Определение (согласованное, несогласованное). Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом (комбинированный)

Умение точно передавать основное содержание текста

Упр.№139

34

Приложение как разновидность определения.



35

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства.



36

Синтаксический разбор двусоставного предложения.



37

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».



38

Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк. Характеристика человека как вид текста (развития речи)

Умение последовательно излагать мысли

Упр.№162163,165

Односоставные предложения (13 часов)

39

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.




40

Назывные (номинативные) предложения, их структурные и смысловые особенности.



41

Определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.



42

Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.



43

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.



44

К.

к.

Функциональные разновидности языка.

Официально-деловой стиль. Формирование коммуникативных умений для бытовых ситуаций общения (комбинированный)

Умение разделить текст на абзацы

Упр.№196

45

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.



46 К.

к.

Создание текста-рассуждения на нравственно-этическую тему (развитие речи)

Умение определять тему, основную мысль текста

Упр.№207209 (по выбору)

47

Неполные предложения, их структурные и смысловые особенности. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.



48

Синтаксический разбор односоставных предложений. Наблюдение за особенностями употребления в устной и письменной речи односоставных предложений.



49

Синонимия односоставных и двусоставных предложений (комбинированный)

Умение выбрать прием сжатия текста в зависимости от микротемы

Упр.№217

50

Тестовый контроль. Выполнение заданий повышенного уровня сложности (с выбором краткого ответа).



51

К.

к.

Информационная переработка текста. Составление плана, конспекта (развитие речи)

Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию

Упр.№221 (автобиог. Текст)

Простое осложненное предложение (41 час)

52

Понятие об осложненном предложении (объяснение нового материала)

Умение сжимать исходный текст

Теоретич. Материал параграфа

Предложения с однородными членами предложения (12 часов)

53

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.



54

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами (повторительно-обобщающий)

Умение определить основную мысль текста, разделить текст на абзацы

Упр.№236

55

К.

к.

Составление текста на основе отбора необходимой информации. Сравнительная характеристика (развитие речи)

Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию, сопоставлять части текста

Упр.№239242 (по выбору)

56

Предложения с однородными и неоднородными определениями.



57

Предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и пунктуация при них (объяснение нового материала)

Умение определить основную мысль, кратко пересказать текст

Упр.№259 260

58

Синонимия простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочиненных предложений.



59

К.

к.

Особенности строения текста. Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц (развитие речи)

Умение использовать средства связи между абзацами

Упр.№264

60

Предложения с обобщающими словами при однородных членах и знаки препинания при них (объяснение нового материала)

Знание языковых приемов сжатия текста

Упр.№273

61

Стилистические особенности предложений с однородными членами.



62

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Употребление сказуемого при однородных подлежащих.

Нормы сочетания однородных членов предложения.



63

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.



64

Контрольный диктант с комплексным заданием по теме «Предложения с однородными членами»



Обособленные члены предложения (14 часов)

65

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения (объяснение нового материала)

Умение последовательно излагать мысли

Теоретич. Материал параграфа

66

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них.



67

Обособление согласованных и несогласованных определений. Выделительные знаки препинания при них (урок-практикум)

Умение выбрать конкретный прием сжатия микротемы

Сборник Н.А.Сениной текст №25

68

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Правильное построение предложений с причастными оборотами.



69

К.

к.

Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение на основе самостоятельной интерпретации смысла фрагмента текста (развитие речи)

Умение определять главную мысль текста

Упр.№301303

70

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки при них (объяснение нового материала)

Умение находить микротемы в тексте

Упр.№313

71

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.



72.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом.



73.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.



74.

Синтаксические конструкции с союзом КАК. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.



75.

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них (комбинированный)

Умение использовать конкретный прием сжатия в зависимости от микротемы

Сборник Т.Н.Роговик текст №6,11 (по выбору)

76.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.



77.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» (повторительно-обобщающий)


Умение последовательно использовать приемы сжатия на протяжении всего текста

Упр.№338

78.


Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». Комплексный анализ текста. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.



Слова, грамматически не связанные с членами предложения (20 часов).

Обращение (4часа).

79.




Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.



80.



Выделительные знаки препинания при обращении.



81.

К.

к.


Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле (комбинированный)

Умение последовательно излагать мысли

Упр.№355

82.

К.к

Русский речевой этикет. Составление текста официально-делового стиля. Деловое письмо (развитие речи)

Умение делить текст на абзацы, сохраняя микротемы

Упр.№358360

Вводные и вставные конструкции (10 часов)

83.



Водные конструкции (слова, словосочетания, предложения).





84.


Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций (комбинированный)


Умение использовать средства связи между абзацами

Упр.№369

85.

К.

к.


Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах



86.


Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.



87




Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Выделительные знаки препинания при вставных конструкциях (объяснение нового материала)

Умение определять микротемы текста

Упр.№388

88.



Систематизация и обобщение изученного по теме «Вводные и вставные конструкции».




89.


Междометия в предложении.




90.


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.



91.

К.

к.


Контрольная работа по теме «Вводные и вставные конструкции». Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему.



92

К.

к.

Продуцирование устных монологических высказываний на нравственно-этическую тему (развитие речи)

Умение строить связное целостное высказывание, последовательно излагать мысли

Упр.№386

Синтаксические конструкции с чужой речью (6 часов)

93.


Понятие чужой речи. Чужая речь и комментирующее высказывание.



94.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Диалог как вид прямой речи (объяснение нового материала)

Умение переработать текст, используя приемы сжатия на протяжении всего текста

Упр.№406418, 419 (по выбору)

95.

К.

к.

Создание текста повествовательного характера. Сочинение-рассказ по данному началу с включение диалога (развитие речи)

Умение использовать средства связи между абзацами

Упр.№420

96.

Основные способы передачи чужой речи.

Предложения с косвенной речью.




97.

Цитаты и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (комбинированный)

Умение передать содержание текста по предложенному плану

Упр.№430

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе (5 часов)

98

Система языка. Грамматика. Синтаксис и морфология как разделы грамматики



99

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация как средство оформления письменной речи.



100

К.к

Контрольное изложение (сжатое). Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

Умение передать содержание текста, сохранив его структуру и языковые особенности; умение сокращать текст разными способами

Упр.№453 (автобиог. Текст)

101

Синтаксис и культура речи. Компоненты культуры речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения синтаксических норм.



102

Итоговый контрольный диктант с комплексным заданием.




Как можно увидеть в планировании, подготовка к написанию сжатого изложения осуществляется на уроках следующих типов:

- уроки развития речи,

- уроки комбинированного типа (закрепление и объяснение материала),

- уроки объяснения нового материала,

- повторительно-обобщающие уроки и уроки-практикумы.

Использование уроков развития речи направлено, в первую очередь, на формирование следующих умений:

  • умение последовательно излагать мысли;

  • умение делить текст на абзацы, сохраняя микротемы;

  • умение использовать средства связи между абзацами;

  • умение выстроить связный текст.

На уроках объяснения нового материала, прежде всего, отрабатывается умение вычленять главную информацию в тексте. Это умение важно при восприятии новых знаний, так как позволяет учащимся усваивать ранее не знакомый материал.

В I полугодии ученики преимущественно работают с печатным текстом, во II полугодии вычленяют главную информацию в тексте, воспринимаемом на слух, что особенно важно при подготовке к сжатому изложению.

На уроках комбинированного типа (закрепление и объяснение материала) ведется работа над грамматической синонимией, над языковыми средствами сжатия текста. Отрабатывается умение сжимать исходный текст, умение последовательно использовать приемы сжатия на протяжении всего текста.

На повторительно-обобщающих уроках и уроках-практикумах закрепляется умение последовательно излагать мысли, делить текст на абзацы, сохраняя при этом микротемы, чтобы получилось целостное высказывание.

Таким образом, мы показали, что умения, которые необходимы для написания сжатого изложения, могут формироваться и отрабатываться не только на уроках развития речи. Данную работу следует вести и на уроках других типов в течение всего учебного года, так как это важно для полноценной подготовки школьников к ГИА в 9 классе.

Примеры фрагментов уроков, на которых происходит формирование указанных выше компетенций, приведены в Приложении.


2.3. Апробация предложенной системы подготовки к сжатому изложению

Апробация предложенной системы проводилась в двух 8-ых классах. Оба класса можно охарактеризовать как классы, в которых учатся дети со средними способностями.

Характеристика 8 «А» класса.

В классном коллективе 20 учеников. Мальчиков – 10, девочек – 10. Двенадцать учеников класса завершили 7 класс на «4» и «5», из них 2 ученика на «5», восемь учеников – на «3».

Характеристика 8»Б» класса.

В классном коллективе 17 человек: 8 – девочек, 9 – мальчиков. 7 учащихся завершили обучение в 7 классе по русскому языку на «4» и «5», остальные имеют удовлетворительные оценки по этому предмету.


В целом дети на уроках внимательны, активны, любознательны. Однако требования учителя не всегда соблюдаются в полной мере. В то же время к выполнению домашней работы и индивидуальных заданий ученики относятся ответственно. Учащиеся с удовольствием принимают участие в творческих, литературных вечерах.


В начале учебного года в обоих 8 классах, участвовавших в апробации нашей методической разработки, было проведено сжатое изложение, по итогам которого были получены примерно одинаковые результаты и в 8А, и в 8Б. Больше всего затруднений у учеников вызвало умение сжимать исходный текст (42% учеников в 8Б и 38% учеников в 8А не смогли правильно использовать приемы сжатия текста) и умение строить связное высказывание, делить текст на абзацы (28% учеников в 8Б и 32% учеников в 8А не выделили абзацы).

В конце учебного года в этих классах было проведено контрольное сжатое изложение.

После уроков развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения» и «Сжатое изложение по упражнению № 52» проводился анализ работ учащихся. При проверке сжатого изложения мы использовали критерии оценивания, которые применяются в 9 классе (критерии задания С.1 ГИА по русскому языку):

  1. содержание изложения (максимальное количество баллов – 2),

  2. сжатие исходного текста (максимальное количество баллов – 3),

  3. смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (максимальное количество баллов – 2).

Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.

Мы провели анализ работ восьмиклассников по данным критериям и получили следующие результаты:

8 Б класс. Данный класс мы рассматривали как контрольный, работа по подготовке к сжатому изложению здесь велась в рамках уроков развития речи. Всего в течение 8 класса было написано 7 изложений, в том числе сжатых – 3.

Работу писали 14 человек, ученики продемонстрировали следующие результаты:

- Умение точно передавать основное содержание текста

2 балла – 3 учащихся (21%), точно передали основное содержание текста, выделили все микротемы;

1 балл – 9 учащихся (64%), передали основное содержание, но упустили 1 микротему;

0 баллов – 2 учащихся (14%), упустили более 1 микротемы.

- Умение сжимать исходный текст

3 балла – 1 учащийся (7%), применил несколько приемов сжатия текста, используя их на протяжении всего текста;

2 балла – 2 учащихся (14%), применили приемы сжатия, используя их для сжатия 3-х микротем;

1 балл – 7 учащихся (50%), использовали приемы сжатия только для 2-ух микротем;

0 баллов – 3 учащихся (21%), использовали приемы сжатия для 1 микротемы;

0 баллов – 2 учащихся (14%), не использовали приемы сжатия текста.

- Умение строить связное целостное высказывание

2 балла – 3 учащихся (21%), логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения;

1 балл – 11 учащихся (79%), допущены ошибки абзацного членения.

Таким образом, проанализировав работы учащихся 8Б класса, мы можем сделать вывод:

6 баллов – 2 человека (14%),

5 баллов – 6 человек (42%),

4 балла – 3 человека (21%),

1 балл – 2 человека (14%).

8 А класс. В данном классе работа по подготовке к сжатому изложению велась рассредоточено, на разных типах уроков, в соответствии с составленным нами планированием. Работу писали 16 человек, результаты следующие:

- Умение точно передавать основное содержание прослушанного текста

2 балла – 12 человек (75%), точно передали основное содержание текста, выделили все микротемы;

1 балл – 4 человека (25%), передали основное содержание, но упустили 1 микротему.

- Умение сжимать исходный текст

3 балла – 12 человек (75%), применили несколько приемов сжатия на протяжении всего текста;

2 балла – 4 человека (25%), применили несколько приемов сжатия текста, используя их для сжатия 3-х микротем.

- Умение строить связное целостное высказывание

2 балла – 2 человека (12,5%), логические ошибки отсутствуют, нет нарушений абзацного членения;

1 балл – 12 человек (75%), допущены ошибки абзацного членения;

0 баллов – 2 человека (12,5%), допущено более одной ошибки абзацного членения.

Таким образом, максимальное количество баллов (7 б.) набрали 2 человека (12,5%), 6 баллов – 10 человек (62,5%), 5 баллов – 2 человека (12,5%), 2 балла – 2 человека (12,5%).

Результативность использования предложенной системы работы видна на представленных ниже диаграммах.

Диаграмма 1 показывает овладение двумя основными компетенциями (умением сжимать текст и создавать связное высказывание). Данные приведены в сопоставлении: по результатам написания изложения в начале года и в конце 8 класса, что позволяет увидеть положительную динамику. Наиболее заметен результат в обучении приемам сжатия.

Диаграмма 1

Очевидно, что эффективность рассредоточенного обучения оказалась выше. Тот факт, что значительно улучшились результаты учеников лишь по одному критерию, на наш взгляд, обусловлен тем, что именно на это были направлены основные усилия учеников (это определено самим видом работы – сжатое изложение). В то же время очевидно, что предложенные нами приемы по формированию умений создавать связный текст оказались более эффективными при рассредоточенной подготовке, так как в контрольном классе (8 Б) оценки по этому критерию не изменились. Ученики 8Б стали лучше использовать приемы сжатия, однако это привело к снижению, пусть и незначительному, связности текстов.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграммы 2 и 3 показывают результаты, полученные учениками 8 А и 8 Б классов. (Баллы выставлялись в соответствии с критериями оценки на экзамене по шкале от 0 до 7 баллов. Грамотность в данном случае не учитывалась.) Как можно увидеть, результаты 8 А класса оказались значительно выше, о чем свидетельствует и средний балл (8 А – 5,5 балла; 8 Б – 4,3 балла).


Заключение

Экзамен в новой форме наряду с лингвистической компетентностью проверяет и уровень сформировавшихся коммуникативных умений.

В связи с тем, что система по формированию данных умений в методической литературе не представлена, мы попытались решить эту задачу, распределив материал следующим образом: 8 класс – подготовка к заданию С.1, 9 класс – подготовка к заданию С.2.

Мы не уделили отдельного внимания тестовой части, так как эта работа довольно хорошо описана в методических пособиях.

В центре внимания нашего исследования – приемы подготовки к сжатому изложению в 8 классе как этап подготовки к ГИА в 9 классе.

На уроках подготовки к сжатому изложению мы формируем коммуникативную компетентность учащихся и развиваем их познавательные способности.

В основу планирования нашей работы мы положили те коммуникативные умения и навыки, которые необходимы для подготовки к ГИА. В результате нами были внесены коррективы в поурочное планирование, в котором мы отразили структуру и формы работы по формированию данных коммуникативных умений и навыков.

Мы попытались распределить формируемые коммуникативные умения так, чтобы работа над ними велась не только на уроках развития речи, но и на уроках других типов: объяснение нового материала, закрепление и обобщение материала, уроках – практикумах, комбинированных уроках.

Поскольку умение сжимать информацию, извлекать главное является важным для учебной деятельности в целом, мы уделили значительное внимание рассредоточенной подготовке к выполнению заданий данного типа.

Внедрение данной системы работы по подготовке к сжатому изложению отражается в конспекте урока и отдельных фрагментах урока, которые представлены в приложении.

Перспективным направлением нашей методической работы может быть решение следующих проблем:

  1. создание системы подготовки к ГИА с учетом технологии уровневой дифференциации,

  2. разработка системы уроков по подготовке к написанию сочинения (задание С.2).

Библиография

1. Александрова О.М., Львова С.И., Рыбченкова Л.М. О новой форме экзамена по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений РФ // РЯШ. – 2007. - № 1. – С. 3-6.

2. Аниськина Н.В., Синотина Е.В. Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме. – Ярославль, 2009.

3. Бондаренко С.М. Изложения с продолжением. // РЯШ. – 2001. - № 5. – С. 34-39.

4. Богданова Т.А. Опрос на уроках русского языка: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.

5. Введенская Л.А., Понамарева А.М. Русский язык: Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – Москва – Ростов-на-Дону, 2003.

6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-9 классы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом, 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1991.

8. Корчагина Е.В. Русский язык: Экспресс – репетитор для подготовки к ГИА: «Содержательный и языковой анализ текста», 9 класс. – М.:АСТ: Астрель, Владимир. ВКТ, 2010.

9. Кадашникова Н.Ю. Русский язык 8 класс: поурочные планы к учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. – Волгоград: Учитель, 2010.

10. Основы школьного речеведения. Базовые понятия. Методические проекции. Виды школьного речеведения. // Методическое пособие для учителей языковых и неязыковых предметов. Под редакцией Т.А. Ладыженской. – Москва – Тольятти, 2004.

11. Пахнова Т.М. Русский язык, Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006.

12. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе // РЯШ. – 2010. - № 1. – С.6-10.

13. Письмо Министерства Образования и науки РФ от 27.10.10 № 03-1903 «О проведении государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе общеобразовательных учреждений» // Режим доступа: http:// fipi.ru

14. Позднякова А.А., Мартыненко Ю.Б,, Федоров И.В. Русский язык. Практикум для подготовки к ГИА 9 класс. – М: Астрель, 2009.

15. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Основной курс (автор – составитель Т.А.Ладыженская). – М: Просвещение, 2004.

16. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М:АСТ,2005.

17. Русский язык 9 класс. Подготовка к ГИА – 2010: учебно-методическое пособие (под редакцией Н.А.Сениной). – Ростов-на-Дону: Легион,2010.

18. Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия текста // РЯШ. – 2010. - № 1. – С.43-48.

19. Степанова Л.С. ГИА – 9: основные итоги и предстоящие изменения // РЯШ. – 2010. - № 3. – С.3-9.

20. Суворова А.И. Изложение и обучение слушанию // РЯШ. – 2001. - № 6. – С.24-30.

21. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2010.

22. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2010.








39




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Перова Татьяна Александровна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства