kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока письма "Напиши мне письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Урок-практикум по развитию речи в 5  классе соответствует нормам ФГОС, который повысит интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи,  познакомит с особенностями письма как одного из видов текста: логикой построения, эмоциональной окрашенностью, стилем изложения, сочетанием в письме различных типов речи, целями написания писем.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока письма "Напиши мне письмо" »

Урок-практикум по развитию речи в 5 классе.

Тема: Напиши мне письмо.

Задача: повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Цель: познакомить с особенностями письма как одного из видов текста: логикой построения, эмоциональной окрашенностью, стилем изложения, сочетанием в письме различных типов речи, целями написания писем.

Оформление: высказывания о письме на стенде:

«В письмах человек обнажает свою душу». (С. Джонсон)

«Письмо – это сама душа, эхо того, кто говорит, настолько точное, что люди тонкой души относят письма к самым ценным сокровищам любви». (О. де Бальзак)

«Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить». (Античный афоризм)


Оборудование: тетради, конверты, образцы писем, памятки, презентация «Из истории письма».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Учитель: здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

  1. Мотивация к деятельности учащихся.

Учитель: ребята, сегодня утром я обнаружила у себя в почтовом ящике конверт с каким-то посланием, пока не знаю каким именно. Скажите, а в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? А вам самим приходилось писать письмо? И вы сами заполняли конверт?

Отгадайте загадку: «Маком по белой земле посеяно, далеко вожено, а куда пришло, там и взошло».

Учитель: эту загадку можно встретить в качестве определения слова «письмо» в книге «Словарь великорусского языка» известного учёного, прекрасного знатока русского языка, фольклора – Владимира Ивановича Даля, известного под псевдонимом Казак Луганский.

Ребята, кто из вас помнит, в какое время жил этот писатель?

Дети: он жил в 1801-1872 гг.

Учитель: да, это было давно. В то время эпистолярный жанр, умение писать письма, был очень популярен. Почему?

Дети: не было телефона, телеграфа, телефакса, Интернета…

III. Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

Учитель: как вы думаете, писать письма – это актуально в наши дни? Разве это современно?

Давайте сегодня на уроке попробуем убедиться в том, что письма очень важны и необходимы в нашей жизни. Познакомимся с разными видами писем, научимся заполнять конверт, узнаем о правилах написания письма.

Тема нашего урока «Напиши мне письмо».

IV. Актуализация знаний детей.

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, что такое письмо? Обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. Скажите слово «письмо» однозначное или многозначное? Как вы думаете, с каким значением этого слова мы будем сегодня работать?

1 группа: письмо

1. бумага с написанным на ней текстом, посылаемая для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем-нибудь на расстоянии//самый этот текст//соответствующее почтовое отправление.

2. Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.)

3. только ед. Умение, способность писать.

4. только ед. Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале//та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков//внешний вид чего-нибудь написанного.

Учитель: ребята, как вы думаете, для чего изобрели письмо? Когда это произошло?

2 группа: история письма

Письма существуют с давних времен. Они необходимы человеку как вид информационной связи. Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев. Лист одного определенного дерева говорил о том, что в племени все здоровы, лист другого – сообщал об удачной охоте и т. п. И когда гонец одного племени приносил такое письмо старейшине другого племени, то казалось, что он вручает букет, а на самом деле – письмо.

На Востоке, в арабских странах существовали письма из набора камешков, принцип такого письма был таким же, как и у индейцев Южной Америки.

Позже, когда люди научились писать, но не умели еще делать бумагу, записи велись на глиняных табличках, коже, бересте. А вот эскимосы, жители севера, писали свои письма на замороженной рыбе.

История письма - интереснейшая эпопея открытия, расшифровки и анализа памятников письменности, включая древнейшие цивилизации, существовавшие за тысячи лет до нашей эры.

Для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо представляло тематическую и стилевую свободу, легкость перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам.

V. Знакомство со структурой письма и правилами его написания.

Учитель: как вы думаете, существуют ли к письму какие-нибудь требования? Конечно, с деловыми письмами понятно – они оформляются по определенным законам эпистолярного жанра, а вот личные письма?

Дети: можно говорить и о белизне бумаги, разборчивом почерке, расстановке запятых, речевых нормах, и о доброте, конкретности, правдивости, юморе в содержании письма.

Учитель: какие требования предъявляются к сотрудникам отдела писем?

Дети: знание правил русского языка, терпеливость, внимательность, тактичность.

Учитель: таким образом, можно сказать, что работа сотрудников отдела писем напрямую зависит от знания русского языка, и насколько хорошо сотрудник знает все правила языка, настолько легче ему будет выполнять свою работу.

3 группа.

Все письма, независимо от того, шлют ли их обычной почтой, электронной или факсом, делятся на три категории.

К каждой из них разный подход. Как писать то, или иное письмо зависит от того, зачем вы его пишете.

Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и по друзьям по переписке.

Полуофициальные письма используют, как правило, для бытовых случаев, например, для заказа товаров или их возврата, инструкции по доставке, письма-запросы необходимой информации, либо письма-подтверждения о получении товара или сведений.

Официальные (деловые) письма подразумевают, использование определенных правил, придающих письму формальность и беспристрастность.

Правило 1. Бумага должна быть безупречно чистой. Неряшливо выглядят письма на листках, вырванных из тетради. Если письмо занимает несколько отдельных листков, их следует пронумеровать.

Правило 2. Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно. В тексте не допускаются подчистки и исправления.

Правило 3. Не торопись сразу отправлять письмо. Сначала перечитай и проверь его внимательно.

VI. Работа в группах.

Учитель: написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта.

СТРУКТУРА ПИСЬМА



Учащимся предлагается схема текста письма.





Возможные части текста письма.



Примеры.


  1. Обращение или приветствие.

(имя того, кому предназначено письмо)

Мои дорогие друзья!

Любимая моя мамочка!

Уважаемый…

2.Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила твоё письмо…

Давно не было от тебя письма…

Решила Вам написать…

3.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

(изложение информации, интересующей адресата)

У нас много новостей…

Я хочу рассказать Вам…

Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома…

4. Вопросы адресату.

(вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания)

Как ты живёшь?

Как твоё здоровье?

Какие у тебя новости?

5. Благодарности.

Спасибо за внимание…

Спасибо, что ты прислала…

6. Просьбы.

Я прошу тебя ответить на моё письмо…

Прошу писать мне… Жду ответа…

7. Приветы.

Передай большой привет…

8. Прощание.

До свидания…

До скорой встречи…

9. Подпись. Дата и место написания.

Крепко обнимаю…

Помню и благодарю…

20 апреля 2006года

Москва





Правила заполнения конверта



От кого Косыревой Е.В.

Откуда ул. Школьная, д.3, с. Секирино,

Скопинский район, Рязанской области

Индекс 391841



Кому Управление образования

Скопинского района

Куда пл. Ленина, д.22 а, г. Скопин

Индекс 391800

Учитель: итак, любой из нас с нетерпением ждет письма, огорчается, когда долго нет ответа. Ребята, почему письмо можно так красиво назвать – «дорога к сердцу»?

Возможные ответы детей:

- Из писем мы узнаем, что о нас помнят.

- В письмах нас иногда поздравляют.

- Из писем мы узнаем об интересных событиях.

- В письмах с нами делятся радостью или заботами.

ПИСЬМА

Виды

Роль

1.

Деловые (привожу пример делового письма из налоговой службы)

Сообщают важную информацию, указания, распоряжения, предписания

2.

Дружеские (демонстрирую детям личное письмо от подруги)

Позволяют близким людям, друзьям, родственникам общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. (Сообщаю важное правило: не читать чужих писем!)

3.

Поздравительные (зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда Мороза)

С их помощью можно поздравить людей со знаменательным событием

4.

Письма в газету (рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету)

Помогают ребятам рассказать о своих делах, увлечениях, проблемах, получить совет, поддержку, помощь.

5.

Письма – источник знаний о прошлом (демонстрирую музейный экспонат – письмо военных лет в треугольничке)

Такие письма помогают помнить и хранить историю семьи, страны, Родины.

6.

Письма, которые стали книгой

(рассматриваем библиотечные книги)

Помогают людям как можно больше узнать о жизни писателей.

Задания для 1 группы.

  1. Напишите письмо маме.

Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем!

Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей!

Остановимся подробнее на этом виде писем и обратим внимание на детали оформления писем: обращение --- содержание письма --- вопросы к тому, кому пишем --- просьба писать письма --- концовка (передача привета, прощание) --- подпись.

Задание для 2 группы.

  1. Напишите письмо об истории и легенде своей семьи.

Ребята, из уроков истории вам известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 70 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

Слова-подсказки: сердечно, от всего сердца, от всей души, очень благодарен, как я благодарен, большое спасибо, благодарю Вас за то, что…

Задание для 3 группы.

  1. Напишите письмо на тему: «Как я понимаю слова «творить добро».

Давайте прочитаем, какое определение этому слову дал Сергей Ожегов, создатель толкового словаря русского языка: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение, к людям, стремление делать добро другим».

Какие качества человека определяются в его высказывании? Какой он – добрый человек?

Дети: отзывчивый – человек, готовый помочь, доброжелательный – желающий добра другому, добродетельный – человек, делающий добро другим.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Известный писатель Виктор Гюго говорил: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». На самом деле, добрый человек, как солнце, дарит окружающим свет и тепло. С таким человеком очень приятно общаться.

VII. Рефлексия.

Учитель: сегодня на уроке мы говорили с вами о таком уже немного забытом жанре - жанре письма. Мы познакомились с новым эпистолярным жанром, узнали различные виды писем и определили их роль для человека, научились определять смысловые части письма, и теперь без особого труда в доверительной форме сможем изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Ведь очень важно писать письма, несущие доброту и мудрость жизни.

Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее».

VIII. Домашнее задание.

Ребята, заканчивая наш урок, ещё одно творческое задание для каждого из вас: грамотно написать письмо из своего будущего, правильно подписать конверт и отправить письмо по почте на мой домашний адрес. А я, поглядывая в свой почтовой ящик, с нетерпением буду ждать ваши письма доброты.

Ответив на все  вопросы, мы можем сделать выводы:

 только те добрые дела имеют ценность, которые мы делаем для других;

чем больше в добром поступке самоотдачи, тем большую ценность имеет этот поступок;

творить добро человек должен для того, чтобы послужить ближнему и от этого пережить духовную радость.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока письма "Напиши мне письмо"

Автор: Косырева Елена Викторовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства