Цели урока: Научить учащихся определять местоимение среди других частей речи,усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль,уметь определять роль местоимений в тексте.
1. Организационный момент.
2. Итак, нас несет страшное течение, одно из самых мощных в русском языке… Как же называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи? Какие части речи мы знаем с вами хорошо? На какие группы делятся все части речи? Очень хорошо, что мы с вами не заблудились. Как и все путешественники, мы должны пользоваться не только картой, но и компасом. А наш компас необычный, он – загадка.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
Ребята, что же это за часть речи? (Если часть речи определена сразу, то можно попросить найти в компасе все местоимения)
3. Исследовательская работа в группах (работа с текстом).…
Опечалился чему? -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть-тоска меня съедает:
Чудо дивное завесть
Мне б хотелось… Корабельщики в ответ:
Задания:
1. Из какого произведения взяты эти отрывки и кто их автор?
2. Найдите местоимения и укажите их синтаксическую роль. Используя компас урока, определите роль местоимений в тексте.
Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья.
В слове мы – сто тысяч Я.
Что это за местоимения и почему они так называются? (Воспользуйтесь компасом урока).
Задания:
3. Выпишите только личные местоимения и укажите их морфологические признаки (лицо, падеж, число, род (если есть)).
4. Определите сходство и различие в признаках местоимений.
5. Заполнение обобщающей таблицы.
6. Дифференцированная работа в группах.
Мы так много узнали о личных местоимениях, не пора ли нам продолжить свое путешествие? Нам бы этого очень хотелось, но жители острова желают нас проверить: все ли сведения о них мы узнали и запомнили. Придется разгадать еще кое-какие трудности, а для этого нужно выбрать задания определенного уровня сложности.
1 уровень.
Задание. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.
Просмотр содержимого документа
«Местоимение как самостоятельная часть речи »
8 класс
Тема урока: Местоимение как часть речи
Цели урока:
Образовательная : Научить учащихся определять местоимение среди других частей речи;Усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль;Уметь определять роль местоимений в тексте.
Воспитательная цель: Показать красоту и богатство русского языка на примере художественной литературы.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, все мы читаем книги о необыкновенных, загадочных приключениях, смотрим передачи о путешествиях и мечтаем побывать на каком-нибудь загадочном острове, разгадать все его тайны. Вот сегодня я предлагаю осуществить свою мечту и отправиться в путешествие по Морю знаний, полному тайн, загадок, которые мы будем разгадывать. На нашем пути встретится 9 островов, а путешествие продлится не один день. А чтобы не заблудиться, определим курс к первому острову. Откроем бортовые журналы и запишем свои координаты (число, классная работа).
2. Фронтальный опрос.
Итак, сегодня первый день путешествия. Нас несет страшное течение, одно из самых мощных в русском языке… Как же называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи? Какие части речи мы знаем с вами хорошо? На какие группы делятся все части речи? Очень хорошо, что мы с вами не заблудились. Как и все путешественники, мы должны пользоваться не только картой, но и компасом. А наш компас необычный, он – загадка.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
Ребята, что же это за часть речи? (Если часть речи определена сразу, то можно попросить найти в компасе все местоимения)
3. Оглашение целей урока и запись темы.
4. Исследовательская работа в группах (работа с текстом).…
Опечалился чему? -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть-тоска меня съедает:
Чудо дивное завесть
Мне б хотелось… Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит наш путь далек.
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нем царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
Задания:
1. Из какого произведения взяты эти отрывки и кто их автор?
2. Найдите местоимения и укажите их синтаксическую роль. Используя компас урока, определите роль местоимений в тексте.
Обобщение. Ребята , как же вы узнали местоимения среди других частей речи? И вот мы приближаемся к первому острову, нас приветствуют его жители. Они нам кричат:
Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья.
В слове мы – сто тысяч Я.
Что это за местоимения и почему они так называются? (Воспользуйтесь компасом урока).
Продолжаем работу с текстом.
Задания:
3. Выпишите только личные местоимения и укажите их морфологические признаки (лицо, падеж, число, род (если есть)).
4. Определите сходство и различие в признаках местоимений.
5. Заполнение обобщающей таблицы.
Разряд местоимения
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Примеры
6. Дифференцированная работа в группах.
Мы так много узнали о личных местоимениях, не пора ли нам продолжить свое путешествие? Нам бы этого очень хотелось, но жители острова желают нас проверить: все ли сведения о них мы узнали и запомнили. Придется разгадать еще кое-какие трудности, а для этого нужно выбрать задания определенного уровня сложности.
1 уровень.
Задание. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.
Задание. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.
1) Я уселся на камень и стал наблюдать.
2) Передо мной простиралось море.
3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.
4) Мне захотелось остаться одному.
5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.
6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.
3 уровень.
Задание. Исправьте речевые недочеты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.
Сколько сейчас время?
На его никто не обращал внимания.
Здесь я чувствую как дома.
Мой товарищ, он учился плохо.
Рано утром он пошел в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.
Обобщение. Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как вы рассуждали, когда выбирали ответ?
7. Тестовая работа (составляется учителем соответственно уровню знаний и умений класса)
8. Итог.
Наш первый день приключений подошел к концу. Мы научились пользоваться компасом во время путешествия, определять свои координаты в море знаний, познакомились с жителями первого острова. Вы просто молодцы! Домашнее задание – заполнить таблицу примерами.
УРОК 9. Отрицательные частицы.
Цель урока: углубить сведения о частицах НЕ и НИ; познакомить с особенностями их употребления; формировать умение применять полученные знания для опознавания и различения частиц НЕ и НИ.
Словарная работа: не один, ни один, не раз, ни разу.
Повторение: НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и отрицательных наречиях.
Межпредметные связи: казахская литература.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашней работы:
1 группа - задание на с.32, 2 группа - выучить стихотворение (с.30).
2. Повторение: правописание частиц. Работа по перфокартам.
3. Новый материал.
Подготовка к усвоению новых знаний:
а) повторение правил правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и отрицательных наречиях. Учащиеся приводят примеры.
б) разбор предложений -
Абай не видел, много ли собралось народу.
Абай никому не хотел подчинять своей воли – никому и ничему в мире.
Тот, кто ищет зла, ищет его не от избытка ума, но зло не приносит ни пользы, ни обилия.
Повторяется правописание НЕ с именами существительными, местоимениями, наречиями, глаголами.
Учитель делает выводы о многозначности частицы НЕ.
в) ознакомление по учебнику с усилительным значением частицы НИ и ее употреблением для утверждения и обобщения (с.33); работа с текстом (упр. №1).
Цель урока: совершенствовать знания и умения, необходимые для различения частиц НЕ и НИ и для правильного употребления их в речи.
Повторение: НЕ с разными частями речи.
Межпредметные связи: казахская литература.
Культура речи: употребление фразеологизмов для выразительности речи.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашней работы.
Повторение сведений о значении частиц НЕ и НИ и их различение на письме. Связные рассказы учащихся.
2. Повторение: правописание частиц НЕ и НИ - выполнение индивидуальных заданий по карточкам .
3. Новый материал.
Ознакомление с устойчивыми сочетаниями, имеющими значение утверждения. Прочитать записанные на доске сочетания с частицей НИ и союзом НИ-НИ, устно составить с некоторыми из них предложения, наиболее удачные записать:
а) Как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, ни в коем случае;
б) Ни свет ни заря (рано), ни два ни полтора (мало), ни дать ни взять (точь-в-точь), ни стать ни сесть (очень тесно), ни там ни сям (нигде), ни к селу ни к городу (некстати), ни рыба ни мясо (нечто неопределенное).
Ознакомление с написанием выражений не что иное, как; не кто иной, как; ничто иное не; никто иной не на примерах:
Ничто иное, кроме науки, не объяснит явлений природы ( заключено отрицание).
Это было не что иное, как северное сияние (утверждение).
4. Предупредительный диктант.( Совершенствование умения выбирать частицы НЕ и НИ на письме.)
Ни мужчины, ни женщины, ни дети –никто не раздевался и не знал покоя ни днем, ни ночью.
Жигиты тоже ни на шаг не отлучались от них- Абай не отпустил ни одного.
Как бы ни трудна была дорога, ни Абай, ни Ербол ни зимой, ни летом не жаловались на утомление.
Шаке внимательно осмотрелся, но вблизи ни на воде, ни в воздухе не было видно ни одной птицы.
На охоте никто не осмеливался спрашивать Турганбая, что он собирается делать.
Кенжахан, никому не дававший спуска, внимательно выслушал Кунанбая и тотчас ускакал выполнять поручение.
Назвать утвердительное и отрицательное предложения.
5.Домашнее задание.
Из художественных произведений выписать 10 предложений, подчеркнуть
в них частицы и определить их разряд.
УРОК 11. Развитие связной речи. Изложение.
Цель урока: проверить умения учащихся составлять письменный пересказ текста, содержащего повествование и элементы описания.
Межпредметные связи: зарубежная литература.
Наглядный материал: текст - отрывок из повести Марка Твена
«Приключения Тома Сойера».
Основное содержание урока.
1.Проверка домашней работы.
Учащиеся зачитывают выписанные из художественных произведений предложения, определяя разряды частиц.
2.Чтение текста.
Гроза.
Ослепительно сверкала молния, грохотали раскаты грома. И вдруг хлынул проливной дождь. Мальчики что-то кричали друг другу, но рев ветра и раскаты грома совсем заглушали их голоса. Гроза бушевала все сильней и сильней. Чуть не каждую минуту какое-нибудь гигантское дерево, не выдержав напора бури, с треском рушилось. Гроза грянула с такой силой, что, казалось, вот-вот разнесет остров вдребезги, зальет его до верхушек деревьев.
Но в конце концов битва кончилась, и на земле снова воцарился мир. Мальчики вернулись в лагерь, сильно напуганные. Все в лагере было залито водой. Мальчики терпеливо раздували огонь и подкладывали щепки и кору, пока костер не разгорелся снова. Они высушили вареный окорок и наелись досыта, а потом до самого рассвета сидели у костра.
Как только первые лучи солнца прокрались сквозь ветви, мальчиков стало клонить ко сну, они отправились на отмель и улеглись там. Утром после еды они раскисли, едва двигались, и им опять захотелось домой…
Чем, по вашему мнению, закончится побег из дома Тома Сойера и его друзей? Вернутся ли они домой, или останутся в лагере на острове?
Учащимся предлагается закончить рассказ, излагая свою версию.
Домашняя работа: задание (с.32)
УРОК 12. Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы.
Цель урока: дать грамматическое понятие союза как служебной части речи, показать его отличие от предлога; познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, с тремя разновидностями сочинительных союзов; формировать опознавательные и правописные учебно-языковые умения.
Повторение: предлог как служебная часть речи, однородные члены предложения.
Межпредметные связи: казахская литература.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашней работы.
Задание (с.32)
2. Повторение сведений о предлоге как служебной части речи.
Повторение однородных членов, сложных предложений проводится путем синтаксического разбора предложений:
Абай сумел угодить всем своим гостям, расположил их к себе и получил их благословение.
Русские книги стали неразлучными друзьями Абая, и он принялся заботливо собирать их.
Абай и Ербол были рады, что вернулись домой: оба они соскучились по родным аулам.
Большинство были приезжие из аулов, но тут же попадались и гости
из городских: купцы, шакирды, халфе и хазреты. (халфе - духовное лицо в медресе, шакирд - ученик в медресе)
Учащиеся записывают предложения, называют простые и сложные; в простых подчеркивают однородные члены, а в сложных - грамматическую основу, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.
3. Новый материал.
Формирование грамматического понятия союза как служебной части речи.
а) актуализация знаний о союзе, полученных на уроках казахского языка.
б) работа по распознаванию предлогов и союзов в вышеприведенных предложениях, указываются признаки, общие у предлога и союза, и их различия.
в) ознакомление с сочинительными и подчинительными союзами на примере записанных предложений.
г) углубление знаний путем чтения теоретического материала (с.37), работа по таблице «Союзы»; запись сочинительных союзов разных групп, анализ их значений и их структуры (бывают простыми и составными).
Особое внимание следует обратить на составные союзы как…так и , не только …но и, элементы которых находятся в разных частях предложения, и на повторяющиеся ни…ни, то…то, не то…не то. Следует отметить, что составные союзы употребляются преимущественно в книжной речи - в деловом или научном стиле.
4. Закрепление.
Выполнение упражнений №1(с.37), №2(с.38).
5. Домашняя работа: задание * (с.38).
УРОК 13. Сочинительные союзы (закрепление).
Цель урока: углубить и закрепить знания о сочинительных союзах, о структуре и правописании составных сочинительных союзов; совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Межпредметные связи: зарубежная литература.
Повторение: род имен существительных.
Основное содержание урока.
1. Повторение в процессе проверки домашнего задания (*, с.38) сведений о союзе как служебной части речи, о сочинительных и подчинительных, простых и составных союзах, об основных группах сочинительных союзов.
2-3 учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам.
2. Повторение темы «Род имен существительных» (работа по перфокартам).
3. Работа над текстом « Ночной визит в трактир».
(Текст должен быть у каждого ученика или пары учащихся).
Задания к тексту:
а) расставить знаки препинания;
б) определить простые и сложные предложения;
в) назвать сочинительные союзы, определить их значение, структуру, роль
в предложении.
В тот вечер Том с Геком приготовились ко всему. В четверг ночь выдалась темная. Том спрятал фонарь в бочку из-под сахара и стал на стражу. За час до полуночи трактир закрылся и все огни в нем погасли. Испанец так и не показывался. Темень была непроглядная и полная тишина нарушалась лишь изредка воркотней далекого грома.
Том достал фонарь и оба искателя приключений во тьме прокрались
к трактиру. Гек занял сторожевой пост а Том пробрался в переулок. Казалось, прошли часы, с тех пор как Том исчез во мраке. Наверно, он лежит без чувств а может, и умер. А может, у него сердце разорвалось от страха и волнения? Геку мерещились всякие ужасы и каждую минуту он ждал: вот-вот стрясется что-нибудь такое что из него и дух вон. Вдруг блеснул свет и Том стрелой пронесся мимо.
4. Конструирование сложных предложений с повторяющимися союзами ни…ни, то…то, не то…не то.
5. Обобщение.
6. Домашнее задание:
1 группа – выписать из текстов художественных произведений 8 предложений с сочинительными союзами.
2 группа – упражнение №4(с.39).
УРОК 14. Подчинительные союзы.
Цель урока: углубить и закрепить знания о подчинительных союзах, познакомить с группами подчинительных союзов по значению, их структурой; совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные навыки.
Межпредметные связи: казахская литература.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашней работы.
Закрепление знаний об основных значениях сочинительных союзов и их составе.
2. Объяснительный диктант.
Ехать в Мекку на поклонение Кунанбай решил год тому назад.
До Ташкента Кунанбай и его спутники будут среди казахов, а дальше их путь лежит через Самарканд, Мерв, Мешхед, Аспагань и Абадан. Потом им придется ехать либо через пустыни Аравии, либо крупным морским путем на корабле, чтобы высадиться совсем близко от Мекки. Это второй путь, выбранный Абаем по книгам, представлялся самым коротким и удобным.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, называют союзы, определяют их значение.
Новый материал.
Ознакомление со сведениями о подчинительных союзах. Чтение теоретической части (с.41), работа по таблице (с.273). Учащиеся называют составные союзы, содержащие производные предлоги.
Закрепление.
а) работа с текстом – упражнение №1(с.37)
б) конструирование сложных предложений путем выбора для каждого начала подходящего продолжения (определяется значение союзов):
Отец любил повторять, …
Я записался в библиотеку, …
Асан мечтал о том, …
Алия не пришла сегодня в школу, ...
Если я поехал бы в Америку, …
Когда начался сильный дождь, …
Домашнее задание: упражнение №4 (с.43).
УРОК 15. Подчинительные союзы (закрепление).
Цель урока: отработать навыки определения подчинительных союзов, их значения, правописания; формировать умения употреблять отдельные союзы в русском языке.
Межпредметные связи: русская и зарубежная литература.
Повторение: время глаголов.
Основное содержание урока.
1.Проверка домашней работы: упраж учащихся, один из которых записывает сочинительные союзы, другой – подчинительные.
2. Повторение темы « Время глаголов». Работа по перфокартам.
3. Анализ текста (упр.2, с.42):
а) чтение;
б) словарная работа;
в) выполнение заданий к тексту.
4. Объяснительный диктант.
В пещере.
Спешить было нельзя, потому что на каждом шагу попадались ямы. Надо было оставаться здесь и ждать, пока за ними не придут. Том кричал, пока не охрип, но все было бесполезно. Он страха он совсем ослаб. Том решил не отходить от источника, чтобы опять не наткнуться на индейца Джо.
Дети проснулись оттого, что их мучил голод. Том решил осмотреть еще один коридор. Беки позволила Тому идти с бечевкой осматривать коридоры, если он хочет.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, называют союзы, определяют их значение.
5. Обобщение.
6. Домашнее задание: упражнение №3 (с.42).
Повторить спряжение глаголов.
УРОК 16. Повторение.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученное о грамматических признаках и правописании служебных частей речи, совершенствовать умения самостоятельно использовать изученные теоретические сведения при выполнении практических заданий; проверить сформированность таких умений.
Межпредметные связи: казахская и зарубежная литература.
Повторение: спряжение глаголов.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашней работы.
Повторение сведений о значении союзов, их правописании, способах разграничения союзов.
Прослушивание и анализ устных ответов учащихся на вопросы по повторению (с.56-57).
2. Повторение сведений о спряжении глаголов. Работа по перфокартам.
3. Задания для самостоятельной работы:
а) озаглавить текст;
б) вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки;
в) выписать в один столбик сочинительные, во второй – подчинительные союзы, определить их значение (І вариант);
выписать частицы, определить их значение (ІІ вариант).
І вариант.
Вместе (с) другими покупками Абай все чаще прин…сил домой бол…шие связки книг. Почти всю эту зиму он провел (в) городе и снова занялся русским языком. Он интер…совался им уже давно и, хотя никогда (не) изучал его по-настоящему, но при всяком удобном случае стремился черпать знания (из) этого нового (для) него р…дника. «Как я жалею, что упустил случай (в) детстве,- постоянно твердил он.- Это такая потеря (для) меня!»
Дли(н,нн)ые ночи минувшей зимы (не) прошли даром: Абай уже читал целые страницы кни(г,к), написанных простым языком. (Со)стихами было труднее. Но все же русские книги стали его (не)разлучными друз(?)ями. Абай принялся заботливо собирать их. Он набил книгами дли(н,нн)ый сундук, чтобы отправить его домой (с)матерью.
ІІ вариант.
Перед ними был тот самый сундук (с)деньгами, он стоял (в)уютной маленькой пещер…
- Наконец(то) добрались!- сказал Гек, роясь (в)куче потемневших монет.- Мы (с)тобой богачи, Том!
- Гек, я всегда думал, что эти деньги нам достанут(?)ся. (Не)верит(?)ся даже, но ведь достались же! Ну(ка), дай посм…треть, смогу ли я поднять сундучок.
Сундук весил фунтов пят(?)десят. Поднять его Том поднял, но нести было очень тяжело и неудобно.
- Так я и думал, - сказал он.- Видно было, что им тяжело, когда они выносили сундук (из)дома (с)привидениями. Я это заметил. Хорошо еще, что я (не)забыл захватить (с)собой мешки.
Скоро деньги были пересыпаны (в)мешки, и мальчики потащили их (к)камню (под)крестом.
4. Обобщение.
5. Домашнее задание: составить 8-10 предложений, подчеркнуть в них служебные части речи.
Слово. Искакова Анар учительница русского языка и литературы. Лицей №7 им. К.Спатаева г. Шымкент.
Над страною Абая
Новый день настает,
Гордый барс Казахстана
Устремился вперед.
Тема урока:
Словосочетание
Қазақстан Республикам менің.
Рощи
территория
свёкла
степь
ископаемые
пустыни
сады
столица
неоглядная сахарная обширные
южная осиновые яблоневая большая полезные
1) Любовь к Родине у семейного очага
2) Родная земля -
3) Все земли хороши,
4) Собаке хорошо, где сытно,
5) Человек без родины-
Тема урока: Словосочетание
Цель урока:
Дать понятие о словосочетании, научить определять главное и
зависимое слово в словосочетании. Привитие умения правильно
Вывод: Гости прибывают - это основа предложения. Гости - подлежащее (отвечает на вопрос кто?), прибывают - сказуемое (отвечает на вопрос что делает?). Подлежащее и сказуемое главные члены предложения, они имеют при себе зависимые слова (почётные, праздник). Главное и зависимое слово составляют словосочетание, вопрос всегда ставится от главного слова к зависимому:
почётные гостиприбывают на праздник
4. Прочитать слова и словосочетания. Сказать в каком случае более точно названы предмет и действие.
Слова
Словосочетания
гости
прибывают
почётные гости
прибывают на праздник
Вывод: Словосочетания более точно называют предметы и действия, чем отдельные слова.
5. Чтение правила.
- Что вы узнали о словосочетании?
- Главные члены предложения с зависимыми словами образуют словосочетания.
- Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
- Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
6. Упражнение 3. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Главное слово обозначьте крестиком. Допишите пропущенные окончания.
- В каком падеже стоит существительное в сочетании с глаголом?
3) Шагает быстро, играет хорошо, приходит поздно, живёт далеко, поступает смело, бежит быстро.
7. Составьте словосочетания. 3
1 - ряд 2 - ряд 3 - ряд
жёлт.... красн..... умн....
цветн... высок...бел....
болъш... ведронов...добр...
интересн... книгадомашн... птицызолот... часы
8. Работа с текстом. А) Перед чтением текста вспомним, что мы знаем о нашем государстве.
- Какой является наша республика?
- Что является символом независимости республики? Когда мы отмечаем день государственных символов? (4 - июня)
- Когда наша республика объявила свою независимость?
- Какой язык является государственным языком?
- Какой язык наравне с казахским языком официально употребляется в государственных организациях?
- Какой город является столицей нашей республики?
- Что является священным долгом и обязанностью каждого гражданина РК?
Б) Чтение текста.
Наш Казахстан.
Казахстан занимает большую территорию. На севере Казахстана -лесостепь с берёзовыми и осиновыми рощами. Южнее протянулась неоглядная степь. Ещё южнее находятся обширные пустыни и полупустыни. Только по долинам рек и по берегам озёр здесь зеленеют деревья, кустарники и травы. Республика известна богатыми залежами полезных ископаемых. На плодородных почвах юга Казахстана выращивают рис, сахарную свёклу, хлопчатник, виноград, дыни, арбузы, разные лекарственные растения. Много в этих местах садов, особенно яблоневых.
В предгорьях Тянь-Шаня расположена южная столица Казахстана -Алматы.
В) Словарная работа.
территория -жер колемі
лесостепь -орманды дала
степь -дала
залежи -кен
выращивают -өсіреді
Г) Беседа по содержанию.
- Какую территорию занимает Казахстан?
- Какие природные зоны находятся на территории Казахстана?
- Чем известна РК ?
- Что выращивают на юге Казахстана?
- Где расположен город Алматы?
9. Пересказ по карте. 4
- Понравился ли вам рассказ?
10. Распределите слова так, чтобы получились словосочетания. Найдите в словосочетаниях главные и зависимые слова. 5
Роща
территорияюжнаянеоглядная
свёкла
степьосиновыеполезные
сахарная яблоневая
большая
ископаемые
пустыни, обширные
сады
столица
11. Составление диалога.
Какие горы есть на территории Казахстана?
Балхаш, Жезказган, Темиртау, Караганда.
2. Какие реки протекают на территории Казахстана?
Алтай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань
3. Какие полезные ископаемые добывают в Казахстане?
Чу, Или, Сырдарья
4. Как называются главные промышленные города Казахстана?