Методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста
На основе личного опыта работы над проблемой развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами были разработаны методические рекомендации по организации работы в этом направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста
На основании личного опыта работы над проблемой развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами были разработаны методические рекомендации по организации работы в данном направлении с детьми данной возрастной группы.
1. Развитие потребности в общении ребенка с окружающими его взрослыми и ровесниками.
«Дошкольник постоянно находится в ситуации общения, пользуясь при этом ограниченным запасом языковых средств (фонетических, грамматических, лексических), и именно наличие сформированной потребности в общении с взрослыми и сверстниками побуждает его к накоплению определенного количества языковых и невербальных средств, владение которыми способствует достижению взаимопонимания с теми, кто ее окружает» [5, с. 245].
2. Применение в воспитательно-образовательном процессе обучения связной речи всего разнообразия методов и приемов, в числе которых «утренние ритуалы приветствия, коммуникативные поручения, разговоры и беседы воспитателя с детьми и организация разговоров между детьми, создание проблемных ситуаций, составление писем, разыгрывание художественных текстов в форме игры – драматизации, словесные дидактические игры, подготовка и проведение праздников, развлечения, дни рождения, дни ребенка, организация совместных видов деятельности и общения детей в процессе их выполнения, моделирование ситуаций общения на занятиях, организацию общения между детьми разного возраста» [1, с. 214].
3. Создание в группе доброжелательной атмосферы.
«Создание доброжелательной атмосферы в группе посредством установления партнерских эмоционально-личностных отношений с каждым ребенком благоприятно влияет на развитие потребности в речевом общении, на усвоение детьми адекватных способов достижения взаимодействия с окружающими людьми» [3, с. 83].
4. Реализация персонального подхода к каждому ребенку с учетом индивидуального уровня развития связной речи.
Н. Шилина отмечала, что «основой реализации принципа речевой направленности обучения является учет в процессе обучения языку индивидуальных особенностей развития коммуникативной деятельности. Удачное определение темы разговора побуждает детей делиться впечатлениями, высказываться. К приемам индивидуализации обучения языку и речевому развитию относятся: дифференциация задач, гибкое использование приемов руководства речевой деятельностью (речевой образец, пример, совет, подсказка, указание), грамотный выбор игровых речевых ситуаций, дидактических упражнений, игр, используемой наглядности, продуманное распределение ролей» [ 4, с. 214 ].
5. Активизация речевого общения детей в разных видах деятельности, особое внимание при этом обращается на способы представления нового языкового материала, организацию и планирование речевого занятия.
Следовательно, воспитатель должен обеспечить овладение детьми коммуникативными действиями, в числе которых: умение ориентироваться в ситуации общения в контакте с собеседником; умение осуществлять отбор содержания и формы высказывания, более уместной для достижения коммуникативной цели; умение управлять невербальными средствами.
6. Обеспечение в процессе речевого развития взаимосвязи различных видов деятельности дошкольников также должно осуществляться путем активизации (побуждение детей к пояснительной речи, составление рассказов - описаний, рассказов - рассуждений, составление рассказов и сказок, речевые игры, коллективная творческая деятельность детей).
7. Развитие тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, по мнению большинства исследователей «стимулирует речевое развитие: совершенствование артикуляционных движений, умение подражать взрослому; улучшение слухового внимания и уровня понимание речи; кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, хорошую подвижность» [2, с. 68].
8. В процессе составления рассказа по сюжетной картине применять нетрадиционные приемы восприятия изображения, в числе которых могут использоваться:
а) игровые творческие и логические задания;
б) виртуальные диалоги между живыми и неживыми сюжетными персонажами картины, способствующие мысленному «вхождению» в сюжет, изображенный на картине;
в) перевоплощение в конкретный сюжетный персонаж картины (вхождение в образ);
г) использование пантомимы для передачи своего образа;
д) рассказ от имени одного из персонажей картины;
е) составление описательных рифмовок и загадок по сюжету картины;
ж) игры-драматизации по содержанию картины.
9. Использование в процессе обучения связной речи метода командного составления рассказа.
Применение данного метода способствует активизации процесса развития связной речи, усвоению структуры высказываний, привлекает внимание детей к оценке собственной речи и высказываниям своих сверстников, поскольку в команде дети не ощущают себя одинокими, личностный вклад каждого члена команды соответственно будет меньшим, посильным для всех детей, благодаря этому участие в составлении рассказа принимают практически все дети. Командный рассказ – это эффективный способ обеспечения не только высокой речевой активности большого количества детей, но и развития связности высказываний и стимулирования детского творчества (каждая команда не копирует предыдущий рассказ, а составляет собственный).
Предложенные рекомендации организации работы по обучению детей связной речи будут способствовать повышению уровня развития связной речи детей, формированию навыков сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний, закреплению навыков инициативы и самостоятельной работы.
Используемая литература
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
Калугина, Л.А. Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Калугина // В сборнике: Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 2018. – С. 77-78.
Чумаков, Н.А. Взаимосвязь дидактических игр и уровня развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Чумаков, Н.Н. Югова // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 58-61.
Хрестоматия по теории и методике развития речи [Текст] / под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М.: Академия, 1999. – 460 с.