Методическая разработка по теме: «Односоставные предложения»
Методическая разработка по теме: «Односоставные предложения»
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языкаи литературы, работающих в 8 классе. В ней представлены разработки уроков по теме "Односотавные предложения"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Односоставные предложения»»
Методическая разработка по теме: «Односоставные предложения»
Составила учитель русского языка и литературы Янбарисова М.Б.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
К.Г.Паустовский
Сегодня, когда Россия переживает кризис образования и воспитания, кризис всей системы социализации подрастающего поколения, внимание учёных, педагогов всё больше привлекает проблема современных ценностных ориентаций. Особое внимание уделяется выявлению тех основных ценностей россиян, которые определяют нравственный облик и поведение людей и которые должна формировать школа.
Каковы же те ценности? Это – жизнь и здоровье людей, ценность семь, ценности образования и культуры, патриотизм и другие. Однако в этой системе не названо отношение к родному языку. Как указывал Ф.И. Буслаев в своём труде «О преподавании отечественного языка» ещё в 1844 году, « родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся…»; « основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».
Среди основных задач реформы общеобразовательной школы особо выделена задача – вооружить учащихся умениями и навыками свободного владения русским языком. Для успешного решения этой задачи необходимо поднять преподавание русского языка на качественно новый уровень, усилить практическую направленность, повысить эффективность каждого урока. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Необходимо, чтобы теоретические сведения усваивались школьниками при анализе конкретных языковых фактов. Только в этом случае теория станет инструментом в решении практических задач.
Формируя орфографические и пунктуационные умения и навыки, учитель должен заботиться о том, чтобы учащиеся правильно осмысливали правила, запоминали их и могли правильно иллюстрировать своими примерами. Необходимо усилить внимание к формированию умений применять правила на практике, на уроке отводить больше времени на закрепление правописных навыков.
Организуя учебную деятельность учащихся на уроке, следует разнообразить виды и формы самостоятельной работы, рационально использовать наглядные пособия, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уделять внимание слабоуспевающим ученикам.
Необходимо полнее использовать уроки русского языка для идейного, нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, воспитывать у них любовь и уважение к русскому языку; учебные и воспитательные задачи должны решаться в тесном единстве.
Но, к сожалению, практика показывает, что в 8-9 классах наблюдается острый дефицит времени, отводимого на выработку практических умений и навыков.
Систематический курс синтаксиса и пунктуации, изучаемый в 8-9 классах, частично включает в себя материал, уже известный учащимся. Этот материал не следует изучать как новый. Он повторяется в процессе выполнения практических заданий.
Работа над теоретическим материалом не является самоцелью. Поэтому большую часть времени необходимо уделять не воспроизведению определений, а практической работе и применению правил.
На мой взгляд, курс синтаксиса 8-9 классов усваивается учащимися нелегко. Объём нового материала достаточно велик, а времени на его закрепление, как говорилось выше, отводится программой немного. Дело в том, что по традиции курс русского языка строится так, что со многими, притом наиболее сложными понятиями учащиеся впервые и однажды встречаются только в 8 классе или 9 классе. Например, вплоть до 8 класса учащихся упорно оберегают, от встреч с односоставными предложениями. Также в методических пособиях оговаривается, что для синтаксического разбора в 5-7 классах берутся только простые предложения, имеющие подлежащее и сказуемое, и сложные предложения с двумя главными членами в каждой части. После того как в результате длительных тренировок в течение трех лет учащиеся твёрдо усвоят, что в предложении имеется два главных члена, в 8 классе им предлагается тема «Односоставные предложения». При изучении которой, за 8-9 уроков, учащиеся должны овладеть не только новым родовым понятием « односоставное предложение», но и видовыми понятиями – «назывное», «безличное» и др., а также усвоить все способы выражения главного члена в односоставных предложениях и научиться активно использовать их в своей речи.
Всё это заставляет искать причины неблагополучного положения с синтаксисом и путей повышения эффективности обучения синтаксису.
Причина того, что учащиеся 8-9 классов не в состоянии полностью овладеть программным материалом, заключается в том, что они к этому не готовы, что у них нет достаточных знаний, умений, навыков, которые могли бы обеспечить успешное овладение курсом синтаксиса за то небольшое количество учебных часов, которое для этого отводится.
Конечно, вводный курс синтаксиса в 5 классе кое – что даёт, особенно если полученные знания будут закреплены в 6 и 7 классах. Но и в этом случае объём понятий слишком мал и не может служить достаточным фундаментом для систематического курса синтаксиса.
Посмотрим, как происходит формирование синтаксических понятий.
В 5 классе во вводном разделе даются обобщённые понятия « словосочетание»,
« предложение», « сложное предложение» и т. д.
В последующих классах 5-7 классов этот материал закрепляется. До некоторой степени он обогащается конкретными деталями в процессе грамматического разбора.
К курсу синтаксиса ( 8 кл.) учащиеся приступают, имея в активе элементарные знания в объёме программы 5 класса.
Усвоение новых знаний обычно протекает с минимальной опорой на имеющиеся знания; новые сведения сыплются как из рога изобилия. В результате прочные знания не могут быть сформированы, а об умениях и говорить нечего, ведь процесс их формирования требует много времени и большого количества упражнений.
Между тем добиться существенного повышения эффективности обучения синтаксису можно.
Синтаксис располагает, пожалуй, наибольшими возможностями для лингвистического эксперимента, потому что в нём изучается предложение. Синтаксис полновластно распоряжаться основными языковыми средствами и категориями. Именно синтаксис лишает слова многозначности; именно синтаксис помогает определить синонимическую соотнесённость слов, словосочетаний и предложений; именно при изучении синтаксических явлений возникают довольно часто так называемые проблемные ситуации, позволяющие активизировать работу мысли учащихся, заставляющие искать необходимые варианты, делать самостоятельные обобщения и выводы.
Предлагаемая разработка охватывает, на мой взгляд, наиболее сложный раздел школьного курса синтаксиса « Односоставные предложения ». В этой разработке предлагаются конспекты уроков, дидактический материал, упражнения. Опираясь на небольшой опыт, накопленный за годы работы в школе, предлагаю некоторые эффективные приёмы работы над синтаксическими темами, имеющими решающее значение для формирования прочих пунктуационных навыков.
При изучении синтаксиса и пунктуации важная роль принадлежит работе над интонацией. Необходимо обращать особое внимание на те случаи, когда интонация не совпадает с пунктуацией и вызывает постановку лишних знаков препинания или пропуск нужного знака.
Тема « Односоставные предложения» вызывает немало вопросов, но, пожалуй, эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путём использования арсенала синтаксических конструкций. Это и определяет основную задачу изучения односоставных предложений в школе - сформулировать навык уместного употребления односоставных предложений в речи. Специфика строения односоставных предложений легче раскрывается при сопоставлении их с двусоставными предложениями.
В работе широко используется приём сопоставления, помогающий как усвоению теоретического материала, так и сознательному овладению навыком расстановки знаков препинания. Этот приём приучает школьников наблюдать, сравнивать различные языковые явления, вглядываться в строй предложения, самостоятельно делать выводы, развивает логическое мышление.
При изучении и закреплении нового материала приводится большое количество тренировочных упражнений, рассчитанных на закрепление и повторение материала, как по синтаксису, так и по морфологии. В упражнения включены слова с орфограммами, позволяющими повторять различные правила.
Представленный в разработке материал соответствует требованиям программы по русскому языку и основывается на психолого-педагогических принципах.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
( 8 часов)
Основные группы односоставных предложений.
Первый урок по теме « Односоставные предложения» очень важен, так как он должен определить направление работы по изучению односоставных предложений. Учащиеся уже имеют некоторое представление об односоставных предложениях, полученное при изучении параграфа № 9. Эти сведения систематизируются и конкретизируются в параграфе № 20.
Цель: Познакомить учащихся с основными группами односоставных предложений. Формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения; 2) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.
Воспитать любовь к русскому языку и чувство гордости за его богатство.
Ход урока
1) Орг. момент
2) Проверка Д\З
3) Повторение.
- Орфографическая диктовка.
Невысохшие капли росы; ничем не прикрытая голова; не глубокое , а мелкое озеро; некому рассказать; не думая ни о чём; недостаёт терпения; работа не проверена; негромко всхлипнула; недорогой, а красивый ситец.
- Запись предложений с выделением грамматических основ. Учащиеся определяют, односоставное или двусоставное предложение.
1) На небе гаснут облака… Уж поздно. 2) Я жду… Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. 3) Шепот, робкое дыхание, трели соловья. 4) Как тихо.. каждый звук и шорох слышу я.
ВЫВОД: По наличию главных членов предложения могут быть односоставными и двусоставными.
4) Объяснение нового материала.
Учащимся легче будет ориентироваться в системе односоставных предложений, если для каждой разновидности они будут иметь в памяти конкретные образцы.
На уроке я советую записать таблицу основных групп односоставных предложений с примерами. К концу изучения темы таблица будет выглядеть так:
Вид предложения
Наличие главных членов
Примеры
Подлежащее
Сказуемое
1) Определённо-личные
_
Подлежащие Я, ТЫ,
МЫ, ВЫ подсказываются
Формой глагола
+
Люблю грозу в начале мая.
Жди меня.
Любите театр?
Приходите завтра.
2) Неопределённо- личные
_
Можно подставить несколько подлежащих
+
Нас угостили ужином. (Они, хозяева, друзья)
3) Безличные
-
+
Начинало смеркаться.
Повеяло теплым ветром.
Было душно.
4) Назывные
+
_
Рассвет. Туман. Роса. Приятная прохлада
Основанием для деления простых предложений на двусоставные служат особенности их грамматического значения и строения.
Учащимся легче увидеть особенности строения, поэтому начинать наблюдения нужно с них:
- определённо-личные: Выберите себе книгу по вкусу.
- неопределённо-личные: В посёлке построили новую школу.
- безличные: Меня знобит. Светает. Мне холодно.
- назывные: Зима. Какой мороз!
ВЫВОД: В односоставных предложениях только один главный член – сказуемое или подлежащее. Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
Эта часть наблюдений отразила строение односоставных предложений.
5) Закрепление.
- упр.181 стр. 85. Прочитать. Указать односоставные предложения. Подлежащим или сказуемым является в них главный член? Переписать, обозначить грам. основу.
На п..ревале караван зад..ржался. Т..нуло вечерней прохладой. Пр..саживаемся к костру. Густой туман. Изморось. Дождь гонит с гор ветер.
- задание №2 Придумать и записать односоставные предложения. Выделить грам. основу и определить тип односоставных.
- задание №3 Вставить в глагольные предложения подлежащие, подходящие по смыслу.
Еду в лагерь. – Я еду в лагерь. Любите весну.- ….. . Не бери в лес ружьё. Вхожу в лес.- …. Уходим завтра в море.-… ( Учащиеся высказывают свои мнения, учитель обобщает)
В определённо- личных предложениях при введении подлежащего снижается смысловое значение действия – сказуемого. Односоставные предложения качественно отличаются от двусоставных тем, что они понятны без второго главного члена. Их краткость, способность привлечь внимание к наиболее важному в сообщении и создают их особые свойства, отличающие их о синонимичных двусоставных предложений.
Цель урока: Дать понятие определённо-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения; 2) находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностями; 3) использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи; 4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные. Развивать устную и письменную речь учащихся, познавательный интерес, логическое мышление, орфографическую зоркость. Воспитать уважение и любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
1) Орг. момент
2) Проверка Д\З ( Уст.опрос, беседа)
3) Повторение
а) орфографическая работа.
Строишь дом, борешься с усталостью, клеишь обои, выносим предложение, расколешь дрова, проверьте тетради, вымокнете под дождём.
( учащиеся повторяют правила правописания глаголов в форме повелительного наклонения, вспоминают разбор слов по составу).
4) Объяснение нового материала.
Запись предложений с выделением в них грам. основ, определением способа выражения сказуемого. ( Предложения записаны на доске и делается анализ этих предложений учащимися).
3) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол, 1 лицо, мн. число, буд. вр.
4) Уходи, зима седая! Глагол, повелит. наклонение
Делается вывод о строении определённо- личных предложений. В них на первый план выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем и др.
Внимание учащихся обращается на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.
Сфера их использования обширна ( разговорная речь, публицистическая, научная и др.). Попутно приводятся примеры.
При изучении определённо-личных предложений учитель должен указать и на стилистическую роль. Отсутствие подлежащих придаёт речи живость и лёгкость звучания.
5) Закрепление материала.
Задание № 1. Прочитать. Найти определённо-личные предложения, чем выражен их главный член. Выпишите эти предложения. Обозначьте в них сказуемое.
1. Завтра иду с радистом и проводником в горы. 2. Через два часа снова буду говорить с врачом. 3.С чего день начинать будем? 4.Буду слушать тихую музыку падающей листвы.5. Прощаясь, я долго жму ему руку. 6. В лесу держался запах прелой травы.7. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Задание № 2 Записать, выделить грамматические основы предложений и определить тип предложений.
На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру развязываю мешок, а из него выскакивает и удирает от меня ёж.
( По Н. Сладкову)
- От какого лица ведётся рассказ?
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего?
-Подберите синонимы к слову обнажённая.
Делается вывод, что определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны: в них больше подчёркивается действие, чем деятель.
Задание № 3. Запись текста с объяснением его орфографии, постановки знаков препинания.
Относись к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
( В. Луговской)
- К какому стилю речи относится данный текст? Докажите.
6.Итоги урока
7. Д/З правило, параграф № 21, составить 3 предложения определённо-личных.
Неопределённо-личные предложения
Цель урока: Дать понятие неопределённо-личных предложений как разновидности односоставных; формирование умение: 1) находить эти предложения по их значению и структурным особенностям; 2) использовать неопределённо-личные предложения в разных стилях речи; 3) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределённо-личные. Развивать орфографическую зоркость, письменную речь учащихся и устную, логическое мышление. Воспитать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка Д/З ( правило, предложения учащихся, их анализ)
3. Повторение.
- орфографическая диктовка. Предостеречь об опасности, отвлечь внимание, прилечь на минуту, побыстрее утешься, не тревожьтесь понапрасну, не обрежьтесь ножом, не посеяли семена, ненавидеть ложь, не услышал шума, не построили здания.
- запись предложения под диктовку, его анализ.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо высокое.
4. Объяснение нового материала
1. Запись предложений для анализа. За лето отремонтировали сельскую школу. Стены в классе побелили, поменяли наличники, сделали новое крыльцо. Теперь её называют теремком.
( Ребята анализируют эти предложения и делают выводы. Учитель подводит ребят к мысли о том, что в этих предложениях всё внимание сосредоточено на действии - отремонтировали, побелили, др., а сам производитель действия не назван, т.к. совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо - это могут быть строители, родители, шефы, сами дети.)
5. Закрепление
Задание № 1 Предложения переделать в неопределённо-личные. Для этого опустите подлежащие, а сказуемое, где следует, поставьте во мн. числе (прош. вр.).
1. Директор поручил мне организовать экскурсию. 2. Ребята попросили меня прочитать вслух. 3. В зоосад привезли несколько полярных медведей и тюлений. 4. Для детей библиотека выписала несколько журналов.
Задание № 2 Переделайте предложения, поставив сказуемое в повелительном наклонение ед. числа.
1. Век живём, век учимся. 2.С людьми советуется, а своего ума не теряй. 3. не смеюсь чужой беде.
Задание № 3 Данные предложения заменить двусоставными предложениями.
1. Потушили огни и легли спать. 2. О новом фильме много писали в газетах, и мы его решили посмотреть. 3. Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату. 4. Ему передали вызов в штаб, и он поспешил выехать.
Задание №4. Расставить знаки препинания и определить вид каждого предложения, составить схемы 1, 3, 5 предложений.
1. Башкиры разогнали народ и мы предстали перед Пугачёвым. 2. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры и он направился к месту. 3. Его диплом был блистателен и ему предложили работу в научном институте. 4. Смущённый Пушкин убежал и его нигде не могли найти. 5.Внесли ужин и полчаса спустя все разъехались и разошлись.
6. Итоги урока.
7. Д/З Правило, параграф № 22.Составить 5 неопределённо-личные предложения
Безличные предложения
Цель: Познакомить учащихся с особенностями безличных предложений. Рассказать об общих и отличительных признаках двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способах выражения сказуемых в безличных предложениях. Формирование умений: 1) находить безличные предложения; 2) употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека; 3) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость. Воспитать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка Д/З ( беседа с учащимися, анализ предложений)
3. Орфографическая диктовка
Предполагается заплыв, надо приготовиться, хочется привлечь внимание, пробивается сквозь мглу, выльется наружу, не хочется мириться с поражением, сад обнажается, надо прислушаться.
( учащиеся анализируют написанное, формулируют правило, исправляют ошибки).
4. Объяснение нового материала
Знакомство с новым материалом можно начать с разбора упр.195 стр. 90. Рассматривая строение и значение безличных предложений, учащиеся должны подчеркнуть, что в грамматическом значении безличных предложений обозначается действие (состояние), не связанное с деятелем.
1) Вечереет.- Наступает вечер. 2) с утра был мороз.- С утра морозило. 3) мне хочется спать.- Я хочу спать.
Так, предложения Вечереет. С утра морозило обозначают состояние природы, не связанное с деятелем, а предложение Мне хочется спать сообщает о состоянии человека, которое зависит от воли говорящего.
( учащиеся делают выводы, формулируют правило)
- Учащиеся знакомятся с материалом учебника и отвечают на вопросы:
1) Какие предложения называются безличными?
2) Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях?
3) Какое значение имеют безличные предложения?
Безличные предложения - самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Отсутствие подлежащего не является их специфической особенностью: подлежащее не мыслится, в предложение нельзя вставить название деятеля ( подлежащее). Значение этих предложений очень разнообразна, так что сигналом безличности для учащихся должны быть, прежде всего формы сказуемых. Поэтому в центре внимания на этом уроке должно быть строение безличных предложений.
Для выявления способов выражения сказуемого нужно записать примеры и проанализировать их ( подчеркнуть сказуемое; определить, какими частями речи они выражены).
Меня знобит. Светает. К вечеру распогодилось.
Сильнее кошки зверя нет. Нет плохой земли, есть плохие пахари.
В лесу было удивительно хорошо. Мне холодно.
Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
5. Закрепление
Задание № 1. Списать. Указать безличные предложения. Выписать безличные предложения и обозначить в них сказуемое.
1. Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. 2. Темнеет. 3. Всё больше заносит окошко. 4. Прогремело вдали. 5. иду не торопясь. Холодно. Село пустынно. На селе темно и тихо.6. Радостно видеть дружные всходы.
Задание №2 Заменить каждое из предложений в составе сложного безличным и записать.
Набережная опустела, и я вдруг почувствовал нестерпимую грусть. Мороз усилился, и я надел шубу. Уже не слышен грохот обвала, а я не могу понять его причины. Неожиданно закапал дождь, и через минуту я вымок до последней нитки.
Задание № 3 В данных предложениях подчеркнуть главные члены, определить вид каждого предложения и расставить запятые. Составить схемы этих предложений.
1. Близился вечер и кругом было видно лишь небо да море. 2. Времени в запасе не было и нужно было спешить с выполнением плана. 3..Десант высадили на берег и было необходимо удержать его до прихода наших частей. 4. Смеркалось и мы торопились домой. 5. Никто не хотел возвращаться в город но в автобусе ждали и нужно было торопиться.
Задание № 4 Продолжить предложения так, чтобы союз И соединял 1) два предложения, 2) однородные предложения. Определить вид каждого.
1) Всем было хорошо и ……. . 2) Больной проснулся и …….. . 3) Испытание машины было закончено и ……….. . 4) Осенним утром меня одели по-праздничному и …… .
6. Итоги урока
7. Д/З правило, параграф № 23 и упражнение
Найдите сказуемое и если есть подлежащее. Определите вид. Перепишите.
Я проснулся. Было темно и тихо. Кругом всё забелело от снега. Морозило. Кое-где виднелось синее небо. Кругом было ещё хмуро и сумрачно. Все птицы куда-то исчезли. Идти было хорошо. Мокрая земля подмёрзла и выдерживала тяжесть человека. По небу плыли разорванные облака. Воздух был свежий, прозрачный.
Безличные предложения
( продолжение темы)
Цель урока: Закрепить и систематизировать имеющиеся знания по данной теме; формировать умения: 1) находить безличные предложения, 2) употреблять эти предложения в речи; 3) правильно ставить знаки препинания. Развивать познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность учащихся, логическое мышление. Воспитать любовь к русскому языку и чувство гордости за его богатство и красоту.
А) Переделайте двусоставные предложения в безличные.
1. Я нездоров.- Мне нездоровится. 2. Приближается вечер.-…... . 3. Снег замёл дорогу.- ……… . 4. Вчера был дождь?- ……….. .
Делается вывод о возможности синонимической замены двусоставных предложений безличными.
Б) Составьте предложения по схемам: 1. ( безл.), и ( безл.); 2. ( двусост.), и ( безл.)
Диктант « Проверь себя».
По мере записи текста учащиеся подчёркивают сказуемое в безличных предложениях, обозначая его морфологическую форму.
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати - поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звёздочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты всё ещё идёшь за плугом по неглубокой борозде. Слышится гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнёздах.
Но вот раздаётся басовитый голос: « Подниматься! Ужин готовить! Марш в лес за сушняком! Сейчас костёр разведём».
6. Итоги урока.
7. Д/З Правило, параграф № 23, составить 5 безличных предложений.
Назывные предложения
Цель урока: Дать понятие назывного предложения; формировать умения : 1) находить их в тексте; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе;3) выразительно читать назывные предложения. Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь учащихся, логическое мышление. Воспитать любовь к русскому языку и чувство гордости за родной язык.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка Д/З ( уст. опрос, беседа, анализ написанных предложений).
3.Тест. Цель проведения – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.
1 вариант.
1.Найдите определённо-личное предложение
а) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
б) На пригорке то сыро, то жарко.
в) Волка шапками не закидаешь.
г) По ниве прохожу я узкою межой.
2. Найдите неопределённо-личное предложение
а) Ради розы терпят и шипы.
б) Еду-еду в чистом поле.
в) Нигде жилья не видно на просторе.
3.найдите безличное предложение.
а) Ведут ко мне коня.
б) Не спится, няня.
в) Люблю тебя, моя Россия.
г) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
2 вариант.
1.Найдите о.-л. предложение.
а) Весна берёт свои права.
б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
в) Тепло на солнышке.
2. Найдите н.-л. Предложение.
а) Бумагу для обёртки книг берут прочную.
б) Не слышно шума городского.
в) Мужайся, сердце, до конца.
3.Найдите безличное предложение.
а) В дверь негромко постучали.
б) Мне в душу повеяло жизнью и волей.
в) Приветствую тебя, прелестный уголок.
4. Объяснение нового материала.
- Работа с худ. текстом. Чтение стих-ия А.Фета « Шёпот, робкое дыханье, трели соловья..». Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как без глаголов можно так изобразить красоту мира. Л.Толстой утверждал: « В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.Фет часто использует этот приём.
Запись предложений из стихов Фета.
Тихая, звёздная ночь.
Тёмно-синее небо и в мелких и в крупных звёздах.
Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.
- Учащиеся должны назвать грам. основы предложений.
Даётся понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравнить: Вечер.- Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.
5. Закрепление
Задание № 1 Переписать и подчеркнуть назывные предложения.
1. Мороз. Хрустит под валенками снег. 2. Опять Евпатория. Южный зной. 3. Яркий зимний полдень. Мороз крепок и жгуч. 4. Март. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 5. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой.6. Я ехал в гости. Проснулся на рассвете. Тишь. Маленькая станция. Дома. Пески. Безоблачное небо. Ветер.
Образец: Каникулы. Каникулы, и ребята уезжают в лагерь.
1. Весенний день. 2. Удар грома. 3. проливной дождь.4. Звуки музыки. 5. Праздничный день. 6. Трудная задача.
Задание № 3. При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения.
1. Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.
2. Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.
6. итоги урока.
7. Д/З Составить небольшой текст с использованием назывных предложений. Параграф 24. Правила.
Обобщение по теме « Односоставные предложения».
Цель урока: Закрепить и систематизировать знания, полученные по данному разделу. Формировать умения:1) различать все типы односоставных; 2) Определять роль односоставных в предложениях, умение их использовать.3) Обобщить структурные и смысловые особенности односоставных предложений; 4) уместного употребления их в речи учащихся. Развивать устную и письменную речь учащихся, познавательный интерес, логическое мышление. Воспитать любовь к русскому языку.
Индивидуальная работа по карточкам. Определить вид односоставных предложений.
Карточка № 1
1. Брожу по набережной снова. 2. Изба лесничего. Медвежье царство. 3. последние шутки.4. Повеет полем, первой бороздой. 5. Загляну в глаза волжанки. 6. В Сибири не любят горячку и спешку. 7. Весны без грозы не бывает.
Карточка № 2.
1. Всё грущу о шинели. 2. Десять суток нам дают на отдых. 3. Вхожу в родную квартиру. 4. Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт. 5. Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.6. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.
Карточка № 3.
1. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. 2.Его везли из крепости, из Бреста. 3. Хлестало в окна дождиком косым. 4. Лес. Палатка. Плеск речной воды. 5. От далёких и близких почти жду новостей. 6. Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.
Задание № 1. Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания, составление схем предложений.
1. Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. 2. Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.3. Тише дождь, и посветлело на улице. 4. Жаркий летний день, и густо пахнет мёдом, полевыми травами. 5. Утро, и кончился наш привал. 6. Тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоёй, и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. Неизъяснимо радостно и молодо на душе, и хочется петь.
4. Тест
1 вариант.
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А) Не плачь ты попусту.
Б) Часам к двум пополудни началась гроза.
В) Тротуары заливают асфальтом.
2.Определите тип предложения Ночь как год.
А) односоставное
Б) двусоставное
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определённо-личные предложения – это….
А) предложения, в которых окончания сказуемых- глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, вы, они).
Б) односоставные предложения
В) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
А) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б) Хорошо в зимнем лесу!
В) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения - Тропинки в лесу замело снегом.
А) двусоставное
Б) определённо-личное
В) безличное
Г) неопределённо-личное
6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
А) ( двусост.), и ( двусост.)
Б) ( двусост.), и ( опр.- лич.)
В) ( двусост.) ,и ( неопр.- лич.)
7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме(двусост.), и (безлич.). ( знаки не расставлены).
А) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
В) Небо было тёмное и только при вспышке молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.
Г) Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.
8.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.
Б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
В) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
Г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
2 вариант
1. Найдите односоставное предложение.
А) Веет с поля ночная прохлада.
Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
В) Свет луны во все концы.
Г) В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Лёд как сахар
а) односоставное
б) двусоставное
3.Какое из данных утверждение является неверным?
Определённо-личные предложения – это….
А) односоставные
Б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3 лица.
4. Найдите неопределённо-личное предложение.
А) Распахни мне объятия свои, густолистый развесистый лес.
Б) Зачем всё-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
В) Наконец-то позвали меня.
Г) В классе тепло.
5.Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
А) неопр.-лич.
Б) опр.-лич.
В) безлич.
6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?
А) (двусост.), и (двусост.)
Б) (опр.-лич.), и (двусост.)
В) (безлич.),и ( двусост.)
7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме (двусост.),и (безлич.) (знаки не расставлены)
а) Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
Б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
В) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
Г) Минута - и вдруг туман сгущается.
8. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
В) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
Г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
5. Д/З Повторить все правила, написать сочинение- миниатюру по данному началу с использованием, где это целесообразно, односоставных предложений. Первый снег! Сколько чувств вызывает он!
Контрольный диктант.
Цель урока: Закрепить и систематизировать имеющиеся знания; развивать орфографическую зоркость; воспитать любовь к русскому языку.
Колокольный звон над Москвой.
Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.
Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящиеся, уступающиеся голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов.
( ПО А.Цветаевой).
Задание: Выписать все виды односоставных. (5 предложений.)
Выводы: Данная система уроков планировалась с учётом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка и синтаксиса в частности. Соответствует одному из главных положений - ход и содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного конечного результата, то есть овладение определёнными умениями и навыками. Это заставило отбирать материал, выбирать форму подачи, приёмы и виды работ.
Работая над данной системой уроков, я стремилась усилить внимание, тем разделам, изучение которых завершается в 7 классе, например, орфографии. Для предотвращения этого практически в каждый урок вводится орфографическая диктовка, словарные диктанты, с последующим объяснением орфограмм.
Эта система уроков позволяет повысить эффективность обучения, достичь высоких результатов. Также она позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках, осуществлять индивидуальных подход к каждому ученику.
С целью проверки знаний и умений предлагаются различные формы контроля: тесты, предупредительные и объяснительные диктанты.
Так, после изучения данного раздела и проведенного контрольного диктанта, я получила следующий результат: средний балл – 3,8; успеваемость – 100%
на 4 и 5 – 60%
Данная методическая разработка проверена в работе. Я выражаю надежду, что эти разработки окажут практическую помощь учителям, работающим в 8 классе.
ЛИТЕРАТУРА
Анненкова И. Русский язык в тестах и упражнениях. Санкт-Петербург, 2004.
Бабайцева В.В. Обучение русскому языку в 8-9 классах. М., 1982 .
Бархударов С.Г., Крючков С.Е.и др. Русский язык 8 класс. М.,2002.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М., 2002.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 8 класс. М. 2004.
Хазанова А. С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. М., 1982.
Хазанова И. Упражнения по синтаксису. « Русский язык» приложение к 1 сентября. 2002, № 34