kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Местоимение. Морфологическая норма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cистематизация знаний учащихся о местоимении как самостоятельной части речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях; совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор местоимений, образовывать и употреблять формы местоимений в устной и письменной речи, выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные нарушением морфологической нормы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение. Морфологическая норма»

Тема урокаМестоимение. Морфологическая норма (10 класс)


Цели урока: систематизация знаний учащихся о местоимении как самостоятельной части речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях; совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор местоимений, образовывать и употреблять формы местоимений в устной и письменной речи, выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные нарушением морфологической нормы.


Оборудование: Учебное пособие для 10 класса учреждений общего и среднего образования с русским и белорусским языками образования. М., Национальный институт образования, 2020; раздаточный материал.


Оформление доски: Какая это часть речи: она может изменять свое лицо до неузнаваемости, а может не изменяться совсем, она всё время в чьей-то тени, прячет своё истинное лицо, но, несмотря на такую скрытность, даже некое коварство, мы не можем прожить без неё никак, в ней мы узнаём себя?



Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Сообщение темы. Мотивация к изучению темы


- Урок мы начнем с записи предложения, которое подскажет нам тему урока. Запишите это предложение и ответьте на поставленный в нем вопрос.


Какая это часть речи: она может изменять свое лицо до неузнаваемости, а может не изменяться совсем, она всё время в чьей-то тени, прячет своё истинное лицо, но, несмотря на такую скрытность, даже некое коварство, мы не можем прожить без неё никак, в ней мы узнаём себя?


(Какая это часть речи: она может изменять свое лицо до неузнаваемости, а может не изменяться совсем, она всё время в чьей-то тени, прячет своё истинное лицо, но, несмотря на такую скрытность, даже некое коварство, мы не можем прожить без неё никак, в ней мы узнаём себя?)

- Найдите местоимения в предложении.

IV. Сообщение целей урока


V. Актуализация теоретических знаний учащихся о местоимении

Цель: систематизация знаний учащихся о местоимении как самостоятельной части речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях

- Что называется местоимением?

- Какова основная функция (назначение) местоимения? (Функция замещения: вместо имени)

- Какие части речи замещает местоимение? И в связи с этим на какие группы они делятся? (Местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное)

- На какие вопросы отвечает?

- Каковы морфологические признаки?

- Назовите разряды местоимений.

- Какую синтаксическую роль выполняет местоимение?

- Можно ли по вопросу опознать местоимение?

- Как изменяются местоимения? (Важно отметить, что местоимения бывают изменяемые и неизменяемые.)


VI. Выполнение практических заданий

Цель: отработка ЗУНов


1. Прочитайте цитаты из текста. Вспомните произведение, из которого они взяты, а также героев, о которых идет речь. Найдите местоимения. Определите их разряд. (Устная работа)

Цель: актуализация и систематизация знаний о разрядах местоимений


1. «…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» (Говорит Базаров Аркадию).

2. «…люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им». (Старики Базаровы)

3. «Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить», «я не ожидал, что так скоро умру», «завтра мой мозг в отставку подает». (Евгений Базаров)

4. «…кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами». (Арина Власьевна – мать Евгения Базарова)

5. «Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!» (отец Е.Базарова)


- А.П.Чехов так сказал о романе И.С.Тургенева: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».


2. Вставьте на место пропусков местоимения, определите их разряд. Ответы запишите в скобках. Подчеркните вставленное местоимение как член предложения. К какому жанру речи относятся данные предложения? (Пословицы и поговорки). При необходимости вы можете воспользоваться таблицей «Разряды местоимений», которая есть в учебном пособии и в дополнительном материале.

Цель: умение определять синтаксическую роль местоимений


1. __________ день пришёл, ____ до _____ дошёл, а ________ впереди, _____  и береги. (_______________________________)


2. _________ не будешь думать, о _____ _____  не вспомнит. (______________)


3. Была бы мука да кадушка, а по воду ___ и _____ схожу. (________________)


4. Не кричи __________ – пусть ________ о _______ тихо скажут. (____________)


5. В __________ царстве, в __________ государстве. (___________________)


6. ___ – (по)вашему, а ___ – (по)нашему. (_______________________________)



7. Берись за ___, к чему ___ годен. (____________________________________)

Все ли разряды местоимений есть в данных примерах? (Нет вопросительных, так как пословицы имеют утвердительный смысл)

Объясните написание выделенных слов и определите их частеречную принадлежность. (Местоименные наречия)

(1. Какой день пришёл, тот до нас дошёл, а какой впереди, тот и береги. (Относительное, указательное, личное)

2. Ни о ком не будешь думать, о тебе никто не вспомнит. (Отрицательное, личное)

3. Была бы мука да кадушка, а по воду я и сам схожу. (Личное, определительное)

4. Не кричи о себе – пусть другие о тебе тихо скажут. (Личное, возвратное)

5. В некотором царстве, в некоем государстве. (Неопределенное. Значение - «неизвестно где»)

6. Вы – по-вашему, а мы – по-нашему. (Личное. Важно обратить внимание: по-нашему, по-вашему – наречия)

7. Берись за ___, к чему ___ годен. (Указательное, притяжательное))

3. Сравните местоимения в словосочетаниях. Составьте с ними предложения. Определите разряд местоимений, грамматические признаки (род, число, падеж), синтаксическую роль.

Цель: образовывать и употреблять формы местоимений в устной и письменной речи

1) Его роль, его нет;

2) ее книга, принести (к) ей;

3) увидеть их, их впечатления,


4. Орфоэпическая норма

Цель: отработка навыка постановки ударения в местоимениях


- Вспомните нормы языка. Какие нормы нужно знать при употреблении местоимения? (Орфоэпическая, орфографическая, морфологическая, грамматическая, синтаксическая)


Просклоняйте местоимения. Составьте с ними предложения


1 вариант: сколько (дорог), самую (красивую)

2 вариант: столько (людей), (ее) самую

3 вариант: (он) сам, (они) сами


5. Грамматическая норма

Цель: формирование умения согласовывать глаголы со значением состояния и местоимений 3-го лица с предлогом «по»

Составьте словосочетания: глаголы состояния (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить) и личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица множественного числа с предлогом «по» в таблицу.

Глаголы состояния

Местоимение 1 лица

Местоимение 2 лица

Местоимение 3 лица

Тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить по…

Ед.ч.

Ед.ч.

Ед.ч.



Мн.ч.


Мн.ч.

- Какую грамматическую норму вы применили при выполнении этого задания?

(Справка. Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант скучаю по вас.

Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

В справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.)


6. Работа с учебником (6 вариантов. Каждый вариант работает со своим номером предложения)

Цель: совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор местоимений


Упражнение 222 (морфологический разбор местоимений из 1-6 предложений)


7. Орфографическая норма

Цель: развитие орфографической зоркости


Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетание с нарушением грамматической нормы, запишите его правильный вариант.


(Н..)какого смысла, кто(нибудь) позови, (н..)с(чем), н..что интересное, что(либо) сделай, (н..)кто в голубом, (н..)сколько заданий, (кое)кто пришел, чего(то) (не)достает, ихнее мнение.


- Орфографические нормы каких еще частей речи, кроме местоимений, вы вспомнили? (Правописание не с глаголами)


8. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте их. Объясните, с чем связано появление ошибки при использовании местоимений в речи. Для справки вы можете обратиться к учебному пособию (Упражнение 224, страница 126)

Цель: выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные нарушением морфологической нормы


Ихний план был сорван.

В класс я вошел после его.

Ася увидела него, и сердце ее замерло.

На улице раздавались крики. Они догоняли их. 

В этом сборнике размещены работы ученых, где они указывают проблемы экологии.

Бабушка попросила внучку принести себе воды. 

Преподаватель попросила студента прочитать свой доклад.

Я увидел соседа в своём саду.

Листва сохла от жары. Они засыпали всю землю.



(Справка. Ихний план был сорван. (Правильно: их план).

В класс я вошел после его. (Правильно: вошел после него.).

Ася увидела него, и сердце ее замерло. (Правильно: увидела его.)

На улице раздавались крики. Они догоняли их. (Недопустимо употребление местоимения они, так как в предыдущем предложении не названо существительное, которое замещено данным местоимением.)

В этом сборнике размещены работы ученых, где они указывают проблемы экологии. (Двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных – работы ученых.)

Бабушка попросила внучку принести себе воды. (В данном случае в предложении два действующих лица: велела принести воду Бабушка, а принесет её внучка. Поэтому местоимение себе может указывать и на бабушку, и на внучку. Чтобы избежать неясности: кто кому должен принести воды, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для внучки, то предложение может быть построено следующим образом: Бабушка велела, чтобы внучка принесла себе воды.)

Преподаватель попросила студента прочитать свой доклад. (Остаётся неясным, чей же доклад – преподавателя или студента – надо прочитать.)

Я увидел соседа в своём саду. Правильно: я увидел соседа в его саду.)

Листва сохла от жары. Они засыпали всю землю. (Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то нужно использовать форму единственного числа местоимения. Грамматически правильным будет так: Листва сохла от жары Она засыпала всю землю.)

- С чем связано появление трудностей и ошибок в употреблении местоимений? Какой вывод можно сделать из анализа ошибок в употреблении местоимений в речи? местоимений?

(Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Употребление ошибочных форм местоимений является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.)


VII. Рефлексия

Цель: умение обобщать теоретический материал, делать выводы


- Можно ли в нашей речи обойтись без местоимений? Прочитайте высказывания о местоимении русского лингвиста А.Реформатского. Согласны ли вы с его точкой зрения? О какой особенности местоимений говорит учёный?


(Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют.)  


1. «Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета.» (А.А.Реформатский)


2. «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово». (А. Реформатский)


3. «Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию.» (А. Реформатский)


4. «Местоимение в языках…- слова - вторичные, слова-заместители. Это как бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». (А. Реформатский)


5. «Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без нее ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя». (А. Реформатский)


Справка: Алекса́ндр Алекса́ндрович Реформа́тский - советский лингвист, доктор филологических наук, профессор, один из представителей Московской фонологической школы. Специалист по фонологии, транскрипции, графике и орфографии, морфологии, семиотике, терминоведению, истории лингвистики.


- Какой вывод о местоимении как части речи и его признаках вы можете сделать?


(Местоимения создают нам речевое удобство: экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было тавтологии. Обойтись без местоимений невозможно, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, количество, свойства, о которых упоминалось в речи ранее. Однако использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной неясности, двусмысленности и комизма.)


VIII. Подведение итогов урока


Морфологические свойства и синтаксические особенности местоимений связаны с общим грамматическим значением – не называть, а лишь указывать на предмет, признак (предмета или действия), количество.

Местоимения приобретают некоторые морфологические признаки и тип синтаксической связи, характерные для той части речи, которую они замещают, поэтому можно говорить о местоимениях-существительных, местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных.


IX. Выставление и аргументирование отметок

X. Домашнее задание: п.25, найти в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и выписать предложения со разными разрядами местоимений.





ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Прочитайте цитаты из текста. Вспомните произведение, из которого они взяты. Найдите местоимения. Определите их разряд.


1. «…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…»

2. «…люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им».

3. «Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить», «я не ожидал, что так скоро умру», «завтра мой мозг в отставку подает».

4. «…кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами».

5. «Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!»


2. Вставьте на место пропусков местоимения, определите их разряд. Подчеркните вставленное местоимение как член предложения. К какому жанру речи относятся данные предложения? (Пословицы и поговорки). При необходимости вы можете воспользоваться таблицей «Разряды местоимений», которая есть в учебном пособии и в дополнительном материале.


1. __________ день пришёл, ____ до _____ дошёл, а ________ впереди, _____  и береги. (_______________________________)


2. _________ не будешь думать, о _____ _____  не вспомнит. (______________)


3. Была бы мука да кадушка, а по воду ___ и _____ схожу. (________________)


4. Не кричи __________ – пусть ________ о _______ тихо скажут. (____________)


5. В __________ царстве, в __________ государстве. (___________________)


6. ___ – (по)вашему, а ___ – (по)нашему. (_______________________________)



7. Берись за ___, к чему ___ годен. (____________________________________)


3. Сравните местоимения в словосочетаниях. Составьте с ними предложения. Определите разряд местоимений, грамматические признаки (род, число, падеж), синтаксическую роль.



1) Его роль, его нет;

2) ее книга, принести (к) ей;

3) увидеть их, их впечатления,



4. Просклоняйте местоимения. Составьте с ними предложения


1 вариант: сколько (дорог), самую (красивую)

2 вариант: столько (людей), (ее) самую

3 вариант: (он) сам, (они) сами


5. Составьте словосочетания: глаголы состояния (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить) и личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица множественного числа с предлогом «по» в таблицу.


Глаголы состояния

Местоимение 1 лица

Местоимение 2 лица

Местоимение 3 лица

Тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить по…

Ед.ч.

Ед.ч.

Ед.ч.



Мн.ч.


Мн.ч.



7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетание с нарушением грамматической нормы, запишите его правильный вариант.


(Н..)какого смысла, кто(нибудь) позови, (н..)с(чем), н..что интересное, что(либо) сделай, (н..)кто в голубом, (н..)сколько заданий, (кое)кто пришел, чего(то) (не)достает, ихнее мнение.


8. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте их. Объясните, с чем связано появление ошибки при использовании местоимений в речи. Для справки вы можете обратиться к учебному пособию (Упражнение 224, страница 126)

Ихний план был сорван.

В класс я вошел после его.

Ася увидела него, и сердце ее замерло.

На улице раздавались крики. Они догоняли их. 

В этом сборнике размещены работы ученых, где они указывают проблемы экологии.

Бабушка попросила внучку принести себе воды. 

Преподаватель попросила студента прочитать свой доклад.

Я увидел соседа в своём саду.

Листва сохла от жары. Они засыпали всю землю.



Высказывания о местоимении

1. «Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета.» (А.А.Реформатский)


2. «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово». (А. Реформатский)


3. «Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию.» (А. Реформатский)


4. «Местоимение в языках…- слова - вторичные, слова-заместители. Это как бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». (А. Реформатский)


5. «Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без нее ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя». (А. Реформатский)


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Александр Александрович Реформатский - советский лингвист, доктор филологических наук, профессор, один из представителей Московской фонологической школы. Специалист по фонологии, транскрипции, графике и орфографии, морфологии, семиотике, терминоведению, истории лингвистики.

Разряды местоимений и их изменение

Разряды

местоимений

Местоимения

Как изменяются

Личные

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам

Вопросительные

местоимения

Кто, что, какой, чей, который, сколько (для создания вопроса)

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто, что не изменяются по родам и числам, только по падежам

Возвратные

местоимения

Себя

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

Кто, что, какой, чей, который, сколько (связывают части сложного предложения)

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

Некто, нечто;

кто, что, какой, чей + -то, -либо, -нибудь

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения по родам, числам, падежам

Отрицательные  

местоимения

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные  

местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш; его, ее, их

Изменяются по родам, числам, падежам

Указательные

местоимения

Тот, этот, столько, такой, таков, сей

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, числам, падежам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

Весь, всякий, сам, самый, любой, другой, иной, каждый

Изменяются по родам, числам, падежам



13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Местоимение. Морфологическая норма

Автор: Атрошкина Валентина Егоровна

Дата: 02.02.2021

Номер свидетельства: 572154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Морфологические нормы. Проверочная работа."
    ["seo_title"] => string(47) "morfologhichieskiie_normy_provierochnaia_rabota"
    ["file_id"] => string(6) "405342"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1490945087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока на тему "Нормы современного русского литературного языка""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-normy-sovriemiennogho-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "309442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458807866"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства