1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.
4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.
К 5 - понимает и воспринимает произведения художественной литературы и искусства на русском языке.
К 1 - умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог, аргументируя своё мнение.
К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений классической и современной русской литературы в жизненных ситуациях.
Ход урока
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
- Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта». 3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО. 4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.
К 5 - понимает и воспринимает произведения художественной литературы и искусства на русском языке.
К 1 - умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог, аргументируя своё мнение.
К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений классической и современной русской литературы в жизненных ситуациях.
Ход урока
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать.
- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
- Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.
II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)
1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.
2 ученик: М.Ю.Лермонтов провел свое детство в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежащем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна и властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью. Отец – Юрий Петрович Лермонтов - носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Его предок в начале XVII века попал в плен к русским да так и остался в России. Его приняли на «государеву службу» и пожаловали поместьями в Костромской губернии. Он сложил свою голову в польскую войну. К тому времени, когда родители Лермонтова вступили в брак по любви, род Юрия Петровича обеднел. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери. В 1817 году мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить сына и отца.
3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку. Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками, подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.
4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе других был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.
5 ученик: С получением офицерского звания дни Лермонтова потекли обычным порядком. Он не раз был отмечен поощрениями. В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образовательной России: из-под его пера вышло стихотворение «Смерть Поэта», написанное по поводу кончины Пушкина. Приписанные к нему вскоре 16 стихов (начиная со стиха «Ах вы, надменные потомки…») вызвали недовольство царского двора и разноречивее толки в свете. Лермонтов был арестован. Вскоре было начато дело о «непозволительных» стихах, написанных корнетом Лермонтовым, и о распространении их губернским секретарем С.А.Раевским.
Учитель: Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии гусарский полк, откуда он был направлен на Кавказ.
1 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой-Россет и др. Он вошел в пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским.
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 года. На одном из таких балов (у графини Лаваль) сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой, после чего последовала дуэль. Сначала дуэлянты дрались на рапирах. Потом, когда у поэта сломалась рапира, перешли к пистолетам. Барант дал промах, а Лермонтов выстрелил «на воздух». Далее состоялось примирение, и соперники разъехались.
2 ученик: Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали военному суду и препроводили в Ордонанс-гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной. После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем же чином (поручиком).
Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и блестящим офицером.
3 ученик: Зимой 1840 года, вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил Лермонтову взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. Лермонтов был награжден золотой надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а в начале февраля прибыл в Петербург. Там он сразу попал на бал к графине А.К. Воронцовой-Дашковой и снова оказался в кругу близких ему светских знакомых, писателей, издателей.
На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться в Пятигорске и лечиться минеральными водами.
4 ученик: 13 июля 1841 года на вечере в доме Верзилиных у Лермонтова произошло столкновение с Н.С.Мартыновым. Мартынов – одноклассник Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он тоже был на Кавказе и входил в тот же круг, что и Лермонтов. Вечером рокового числа Лермонтов и Л.С.Пушкин (брат А.С.Пушкина) были в веселом расположении духа. Они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С.Мартынова в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов вспыхнул, глаза его сверкнули гневом. Он подошел к Лермонтову и сдержано сказал: «сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Тут же отвернулся и отошел прочь. Лермонтов не придал вспышке Мартынова особого значения и сказал (по-французски) своей родственнице Э.Шан-Гирей: « Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями». Но, когда гости уже расходились и прощались, в передней Мартынов подошел к Лермонтову и повторил сказанную ранее фразу. Лермонтов заметил ему: «Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно: «Да». Тут же назначили день поединка.
5 ученик: Повод для дуэли был ничтожным и поэтому впоследствии сразу породил множество версий, в которых предполагались гораздо более веские и значительные причины. Между тем трагедия заключается как раз в том, что ужасные последствия были вызваны мелкими обидами, небольшим уязвлением самолюбия, а не оскорблением чести и достоинства.
Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным. Доказательством тому служит его последний жест перед гибелью. Он выказал явное нежелание стрелять в Мартынова. Лермонтов поднял руку с пистолетом и разрядил его «на воздух». Мартынов же решил убить поэта. Царский суд не был для Мартынова суров, но суд потомства непреклонен: Мартынов навсегда заклеймен как «убийца Лермонтова».
Учитель: Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в тарханах, где он покоится и сейчас.
III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»
1. Подготовка к восприятию
- Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а затем проанализируем его.
2. Первичное восприятие
(Учитель и учащиеся читают стихотворение.)
3. Анализ стихотворения.
- С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде…и убит!
- С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий:
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать.
- Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта. Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого подчеркивает трагическую участь Пушкина и типичность трагедии творческой личности. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине-человеке и Пушкине – поэте, сколько о Поэте-избраннике. Поздний Пушкин уже давно не соответствовал тому образу, который нарисован Лермонтовым. Автор в большей степени думал над образом Поэта вообще. Поэта гонимого, одинокого, о его извечном противостоянии «толпе», о его конфликте с властью и о неразрешимости этого конфликта. Поэтому лермонтовская образность восходит как к допушкинской, так и к пушкинской романтической образности:
И прежний сняв венок, - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело…
- А несколько раньше Лермонтов сказал о «дружбе простодушной», и о завистливом «свете», губительном для сердца Поэта. Здесь вновь встала тема коварства и лицемерия «света», который, воздавая хвалу поэту и надевая на его голову прикрытый лаврами венок, на самом деле возложил на его голову венок терновый, колючий, уязвляющий. Эта романтическая метафористическая образность была использована и энергично укрупнена Лермонтовым.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?..
- Можно сказать, что Лермонтов с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта. Лермонтов значительно обобщает, символизирует образ поэта и приравнивает его ко Христу, распятому на кресте за проповедь истины. Поэтическое же поприще он сравнивает с крестной мукой. Все это придает «Смерти Поэта» романтическую приподнятость, высокую степень обобщенности. Конфликт поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым.
4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
IV. Итог урока
- Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова. - С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта? - Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»? - Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении?
V. Постановка домашнего задания
Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть Поэта».