kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеология. Повторение в конце года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс включает в себя конспект урока и презентацию. Урок русского языка рассчитан на учащихся 6 классов. Систематизирует и обобщает знания учащихся по лексике и фразеологии, которые они получили в 5 и 6 классе. Урок повторения в конце года. В конспекте подробно прописаны все действия учителя. В презентации использованы триггеры и макросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Госсман А.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Малиновская СШ»

Красноярского края Ачинского района


Лексика и фразеология. Повторение в конце года. Урок русского языка в 6 классе.

Учебник: «Русский язык», 6 класс. Авторы Баранов М.Т. и другие. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2012.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;



Работа с презентацией: Презентация выполнена в программе Power Point 2007 с использованием макросов, гиперссылок и триггеров. Не отключайте макросы перед началом демонстрации. В диалоговом окне выберите «Включить это содержимое».



Цель урока: повторение и обобщение знаний по лексике и фразеологии.

Задачи:

Обучающие:

Систематизировать и обобщить знания учащихся по лексике и фразеологии:

  • что изучается в лексике и фразеологии

  • сходство и отличие слова от фразеологизма

  • диалектизмы и профессионализмы

  • заимствованные и устаревшие слова

  • неологизмы и фразеологизмы

Развивающие:

Развивать умения определять значение слов, знать сферы употребления, развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Мотивировать на ответственное выполнение поставленных учебных задач.

Результаты обучения:

Личностные:

Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

Метапредметные:

Умение самостоятельно применять знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, находить способы решения учебных задач.

Предметные:

Умение отличать слова по лексическому значению, знать к какой группе принадлежат слова (диалектные, профессиональные и т.д), в совершенстве владеть словарями, уметь считывать словарные пометы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Слайд 2,3 - устная работа с компьютером.

- Что изучается в лексике и фразеологии?

Примечание: выбираем правильный ответ, затем вызываем ученика по желанию для проверки у компьютера, пользуясь кнопкой «Проверить».

3. Повторение теоретических сведений.

Работаем со слайдом 4.

- Что общего имеют и чем отличаются слово и фразеологизм? Понаблюдайте! Ученики наблюдают, работая с парами предложений. Учитель корректирует работу, подводя учеников к выводу о том, что у слов и фразеологизмов есть общие признаки, но есть и отличие. Воспользуемся кнопкой «Вывод».

Общее - слова и фразеологизмы называют предметы, явления, признаки, действия окружающего мира. Это единицы языка. Отличие - фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов.

4.Закрепление на практике теоретического материала.

Слайд 5. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Вписываем в правые прямоугольники ответы.

Работали все.

От мала до велика.

Его не обманешь.

На мякине не проведёшь.

Он вдруг замолчал.

Проглотил язык.

На улице темно.

Ни зги не видно.

Он сильно покраснел.

До корней волос.

Слайд 6.

- О каких фразеологизмах говорится в тексте? Назовите их (упражнение 613).

Примечание: после того, как учащиеся назовут ответ, кликаем по тексту, и он исчезает, затем воспользуемся кнопкой «Проверка». После появившихся ответов, первый вопрос исчезнет, появится второй вопрос: Какого фразеологизма здесь нет? Что он обозначает? Нажимаем на вопрос, появляется фразеологизм « как кур во щи», снова нажимаем на вопрос (после ответа учеников), появляется толкование фразеологизма.

Продолжая работу с фразеологизмами, по управляющей кнопке переходим на слайд 7. Заполняем таблицу, подбирая к картинкам фразеологизмы.

Ответы: водить за нос, развешивать уши, чесать языки, не в своей тарелке, прикусить язык.

Слайд 8,9 – продолжаем повторительный опрос, используя тестирование:

- Как называются слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-то профессией, специальностью?

- Как называются слова, употребляемые жителями только той или иной местности?

Слайд 10, 11- закрепление на практике, отработка и формирование навыков.

Работа по вариантам:

1 вариант - выписать диалектные слова, дать их толкование.

2 вариант - верните каждому из специалистов его слова, назовите кто он.

Примечание: воспользуемся кнопкой «Проверка», перейдем на 11 слайд. У компьютера может работать ученик или учитель.

Слайд 12 - повторяем теория, используя тест.

Слайд 13 - отрабатываем практические навыки по определению устаревших слов.

Примечание: если ученики выбрали верный ответ, то слово остается на слайде, если ответ неверный, слово исчезает, затем нажимаем еще раз на слова, которые остались - купец, чело, ушат, появляется толкование слова и иллюстрация.

Слайд 14.

- Самостоятельная работа по упражнению 614. В связи с чем заимствуются слова?

Примечание: после того, как ученики выполнят упражнение в тетради, приглашаем к компьютеру для проверки. Нажимаем на картинку- триггер, она исчезает, затем на слово «Вывод». При выполнении задания 3 воспользуемся кнопкой «Проверим себя!», поработаем со слайдом 15.

Слайд15. Словарная работа.

Нажимаем на заимствованные слова, появляется толкование слова. Ученик у компьютера.

Слайд 16.

- Как называются слова, появляющиеся в языке для обозначения новых понятий, предметов или явлений действительности?

Слайд17.

- Какие слова придумал М.Яснов, и как они у него получились? Впишите через запятую и объясните.)

ЧУДЕТСТВО

В чудетство откроешь окошки -
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудетство скорее войдем -
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком? Чу!.. Детство!

Ответ: чудетство, счастливень, веселютик, соловейчик, носомот,бегерот, торопинка.

Примечание: слова, которые повторяются, записываем только один раз.

5. Итоги урока.

6. Слайд18. Домашнее задание: упражнение 612.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексика и фразеология. Повторение в конце года.

Автор: Госсман Алла Юрьевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-programma-uchiebnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "155700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421315887"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства