Госсман А.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Малиновская СШ»
Красноярского края Ачинского района
Лексика и фразеология. Повторение в конце года. Урок русского языка в 6 классе.
Учебник: «Русский язык», 6 класс. Авторы Баранов М.Т. и другие. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2012.
Оборудование:
Работа с презентацией: Презентация выполнена в программе Power Point 2007 с использованием макросов, гиперссылок и триггеров. Не отключайте макросы перед началом демонстрации. В диалоговом окне выберите «Включить это содержимое».
Цель урока: повторение и обобщение знаний по лексике и фразеологии.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать и обобщить знания учащихся по лексике и фразеологии:
что изучается в лексике и фразеологии
сходство и отличие слова от фразеологизма
диалектизмы и профессионализмы
заимствованные и устаревшие слова
неологизмы и фразеологизмы
Развивающие:
Развивать умения определять значение слов, знать сферы употребления, развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Мотивировать на ответственное выполнение поставленных учебных задач.
Результаты обучения:
Личностные:
Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
Метапредметные:
Умение самостоятельно применять знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, находить способы решения учебных задач.
Предметные:
Умение отличать слова по лексическому значению, знать к какой группе принадлежат слова (диалектные, профессиональные и т.д), в совершенстве владеть словарями, уметь считывать словарные пометы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Слайд 2,3 - устная работа с компьютером.
- Что изучается в лексике и фразеологии?
Примечание: выбираем правильный ответ, затем вызываем ученика по желанию для проверки у компьютера, пользуясь кнопкой «Проверить».
3. Повторение теоретических сведений.
Работаем со слайдом 4.
- Что общего имеют и чем отличаются слово и фразеологизм? Понаблюдайте! Ученики наблюдают, работая с парами предложений. Учитель корректирует работу, подводя учеников к выводу о том, что у слов и фразеологизмов есть общие признаки, но есть и отличие. Воспользуемся кнопкой «Вывод».
Общее - слова и фразеологизмы называют предметы, явления, признаки, действия окружающего мира. Это единицы языка. Отличие - фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов.
4.Закрепление на практике теоретического материала.
Слайд 5. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Вписываем в правые прямоугольники ответы.
Работали все. | От мала до велика. |
Его не обманешь. | На мякине не проведёшь. |
Он вдруг замолчал. | Проглотил язык. |
На улице темно. | Ни зги не видно. |
Он сильно покраснел. | До корней волос. |
Слайд 6.
- О каких фразеологизмах говорится в тексте? Назовите их (упражнение 613).
Примечание: после того, как учащиеся назовут ответ, кликаем по тексту, и он исчезает, затем воспользуемся кнопкой «Проверка». После появившихся ответов, первый вопрос исчезнет, появится второй вопрос: Какого фразеологизма здесь нет? Что он обозначает? Нажимаем на вопрос, появляется фразеологизм « как кур во щи», снова нажимаем на вопрос (после ответа учеников), появляется толкование фразеологизма.
Продолжая работу с фразеологизмами, по управляющей кнопке переходим на слайд 7. Заполняем таблицу, подбирая к картинкам фразеологизмы.
Ответы: водить за нос, развешивать уши, чесать языки, не в своей тарелке, прикусить язык.
Слайд 8,9 – продолжаем повторительный опрос, используя тестирование:
- Как называются слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-то профессией, специальностью?
- Как называются слова, употребляемые жителями только той или иной местности?
Слайд 10, 11- закрепление на практике, отработка и формирование навыков.
Работа по вариантам:
1 вариант - выписать диалектные слова, дать их толкование. | 2 вариант - верните каждому из специалистов его слова, назовите кто он. |
Примечание: воспользуемся кнопкой «Проверка», перейдем на 11 слайд. У компьютера может работать ученик или учитель.
Слайд 12 - повторяем теория, используя тест.
Слайд 13 - отрабатываем практические навыки по определению устаревших слов.
Примечание: если ученики выбрали верный ответ, то слово остается на слайде, если ответ неверный, слово исчезает, затем нажимаем еще раз на слова, которые остались - купец, чело, ушат, появляется толкование слова и иллюстрация.
Слайд 14.
- Самостоятельная работа по упражнению 614. В связи с чем заимствуются слова?
Примечание: после того, как ученики выполнят упражнение в тетради, приглашаем к компьютеру для проверки. Нажимаем на картинку- триггер, она исчезает, затем на слово «Вывод». При выполнении задания 3 воспользуемся кнопкой «Проверим себя!», поработаем со слайдом 15.
Слайд15. Словарная работа.
Нажимаем на заимствованные слова, появляется толкование слова. Ученик у компьютера.
Слайд 16.
- Как называются слова, появляющиеся в языке для обозначения новых понятий, предметов или явлений действительности?
Слайд17.
- Какие слова придумал М.Яснов, и как они у него получились? Впишите через запятую и объясните.)
ЧУДЕТСТВО
В чудетство откроешь окошки -
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудетство скорее войдем -
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком? Чу!.. Детство!
Ответ: чудетство, счастливень, веселютик, соловейчик, носомот,бегерот, торопинка.
Примечание: слова, которые повторяются, записываем только один раз.
5. Итоги урока.
6. Слайд18. Домашнее задание: упражнение 612.