kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лев Николаевич Толстой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и творчество великого русского писателя ЛевНиколаевича Толстой ого

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лев Николаевич Толстой»

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Детство»

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Задачи:

1.  Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести.

2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

3.  Воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

создать условия для формирования УУД:

метапредметных:

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

познавательных:

- формулировать познавательную цель;

- поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков;

- синтез, как составление целого из частей;

- выбор оснований для сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

коммуникативных:

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

- оказывать взаимопомощь;

- осуществлять взаимоконтроль;

- высказывать собственное мнение;

- формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

регулятивных:

- целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 


Оборудование:

- презентация по теме урока;

- портрет Л.Н.Толстого;

- учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова;

- иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;





Ход урока.

1. Организационный момент.

-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? (Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.) Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим.  Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы детей)

На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

- Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Проверка домашнего задания.


Проверим домашнее задание. Прочитаем рассказ Сергея Толстого.

- Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?

-Сколько лет было мальчику, когда он первый раз в жизни увидел Льва Толстого?

-Ребёнок был поражён поведением деда. Что его особенно взволновало?

3. Актуализация знаний.

- Попробуйте догадаться, о ком сегодня пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

- В Ясной Поляне Толстой прожил более 60 лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей и дочь. Льву не было и двух лет, когда умерла его мать, а через несколько лет скончался и отец. В 1840 году детей Толстых переселили в Казань. Образование Лев Толстой получил на дому от гувернёров – француза и немца.

- В 1843 году Толстой стал студентом Казанского университета. Осенью в 1851 году стал юнкером (воспитанником военного училища). Вскоре Толстой стал офицером. Когда в конце 1853 года началась Крымская война, Лев Николаевич перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях. С ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя. После штурма города Лев Николаевич переехал в Петербург.

В начале 70-х Толстой много времени посвящал педагогике, написал «Азбуку» и «Новую Азбуку», сочинял басни и рассказы, которые составили четыре «Русские книги для чтения».

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну и отправился на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

7 ноября в 6 часов 5 минут утра Толстого не стало. Похоронили его, как он и завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.

В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы своими глазами увидеть дом, где жил и творил великий русский писатель.

Для каждого человека, наверное, детство – самая приятная и счастливая пора. Каждому из нас хочется вспоминать яркие события, мечты, связанные с детством.

Детские воспоминания помогают освежить и возвысить душу, они служат источником лучших побуждений и намерений. Детство – это разнообразие чувств и переживаний. Здесь и радость, и печаль, и удивление, и слёзы, и счастье. Оно является началом жизни.

Детство – это отношения между ребёнком и родителями. От них мы слышим первые слова, получаем первые знания.

«Детство» - одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого.

4. Подготовка к восприятию текста.

- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия.

Трилогия - три произведения одного автора , где второе и третье являются продолжением первого. Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность».

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Обратите внимание, что описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, многое в жизни его героя и самого Толстого было общего.- Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе).   Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? 

Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

5.Физкультминутка.

6. Словарная работа.

В тексте нам встретятся необычные слова. 

Maman – мама

Итти – идти

Подле( меня) – возле

Досыта – вдоволь, больше не хочется

Впросонках – сквозь сон

Ваточный халат -  халат на подкладке из ваты

Пристально – очень внимательно

Отрадно – приятно, доставляющее удовольствие, радость

Сладкие грёзы – приятные мечты

Ангел – утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека

7. Работа над текстом.

Чтение текста ( читают Свирская Прасковья, Сапожников Влад, Атлашева Ольга).

- Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

-О чём вспоминает писатель?

8. Повторное чтение текста по частям.

1) Чтение 1 части.

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- Прочитайте, что делают с автором эти воспоминания о детстве?

- Назовите действующих лиц.

- О каком из воспоминаний идёт речь?

- А вам близки эти ощущения?

- Бывали ли у вас такие случаи?

2) Чтение 2 части.

- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?

- Что вы можете сказать о характере Николеньки?

-Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Он считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого – то обидели.

- А какие чувства вы испытали, прочитав эту часть?

- Почему?

- Что чувствовал Николенька впросонках?

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует.

- Удалось ли художнику передать теплоту отношений мамы и мальчика?

- Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями.

- А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями?

- Для каждого из нас мама – самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

- Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам! Расул Газматов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его. ( Читает Сивцова Полина).

Хлынул дождь –и всё в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стёкла

Молят капли:

- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

«Мама – это дерево родное!»

Голосом отца твердит земля:

«Мать – весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В чёрном небе не видать ни зги…

Грохот грома – голос твой, природа,

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!»

-К чему призывает нас автор?

Допишите фразу:

Моя мама самая………………………………………….. .

Я никогда больше не буду …………………………………. .

Я желаю моей маме …………………………………………. .

9. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Что было трудным?

Что легко удавалось выполнить?

10. Итог урока.

Кому был посвящён урок?

Что нового вы узнали на уроке?

С каким произведением ознакомились на уроке?

Какие чувства у вас вызывает Николенька?

11. Домашнее задание.

с. 115 – 118, выполнить задание в «Рабочей тетради», с.33.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лев Николаевич Толстой

Автор: Гуломова Нигора Номонжоновна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (вводный урок)."
    ["seo_title"] => string(59) "liev-nikolaievich-tolstoi-zhizn-i-tvorchiestvo-vvodnyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "276052"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452674612"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Классный час «Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный». Лев Николаевич Толстой."
    ["seo_title"] => string(80) "klassnyi_chas_nastoiashchii_trud_vsegda_tikhii_ravnomernyi_nezametnyi_lev_nikola"
    ["file_id"] => string(6) "628884"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1680452249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "презентация Лев Николаевич Толстой"
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-liev-nikolaievich-tolstoi"
    ["file_id"] => string(6) "307209"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458288441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Биография Лев Николаевич Толстой"
    ["seo_title"] => string(37) "bioghrafiia_liev_nikolaievich_tolstoi"
    ["file_id"] => string(6) "385396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485751779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Л. Толстой "Косточка" "
    ["seo_title"] => string(19) "l-tolstoi-kostochka"
    ["file_id"] => string(6) "123301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414441600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства