- воспитывать интерес к литературе, к творчеству Л. Н. Толстого;
- воспитывать чувство дружбы, любви и уважения к окружающим;
- прививать любовь к чтению; формировать у учащихся бережное отношение к книге.
УУД:Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: Азбука 1 класс, часть 2 (под ред. В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина), презентация, портрет Л. Н. Толстого, выставка книг для детей Л. Н. Толстого.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь сначала те учащиеся, чье имя начинается на гласный звук, а теперь садитесь те, чье имя начинается на согласный звук.
Какое у вас настроение, ребята, в начале урока? (Хорошее).
Давайте и начнем наш урок с таким хорошим настроением! (Слайд – 2)
На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно, Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку.
Актуализация опорных знаний.
Опрос учащихся:
Чем отличаются звуки от букв?
Сколько букв в русском алфавите? (33)Сколько гласных? (10) Сколько согласных? (21)
Что вы можете сказать про звуки ж, ш, ц? (Они всегда твёрдые)
Что вы можете сказать про звуки ч и й? (Они всегда мягкие)
Что вы можете сказать про ь и ъ знаки? ( Эти буквы звуков не обозначают)
Звуко-буквенный анализ слов:
Отгадайте загадки и сделайте звуко-буквенный анализ слов-отгадок:
1) Помогаю человеку
Груз вожу, а с ним телегу,
Ветра бегаю быстрей,
Кто же я скажи скорей! (Конь) (1 слог, 4 буквы, 3 звука)
2) Круглое, румяное, Оно растёт на ветке.
Любят его взрослые, И маленькие дети. (Яблоко) (3 слога, 6 букв, 7 звуков)
III. Постановка темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним писателем и с его рассказами, а вот с каким писателем, вы должны сами угадать.
Игра «Дешифровщик» (Слайд- 3)
Зачеркните все буквы У и прочтите тему урока.
У у Л у ев уН уи уу ко ула уев уич Туу ол ууусу той.
(Лев Николаевич Толстой)
Правильно, тема нашего урока Лев Николаевич Толстой, а теперь попробуем определить цели урока.
Цели урока:
Познакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.
Будем учиться читать его рассказы.
IV. Работа по теме урока . ( Слайды – 4, 5)
1) Рассказ учителя о жизни и творчестве Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
Граф Лев Николаевич толстой- потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. (Слайд – 6)
Рассмотрите гербы этих родов.
Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. (Слайды - 7-8-9-10-11)
Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. (Слайд -12)
Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. В возрасте 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки, превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться. (Слайды- 14-15)
Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». (Слайды- 16-17)
Известно, что Л.Н. Толстой умер не в Ясной Поляне. За десяток дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где - нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. (Слайд – 18)
V. Физкультминутка. (Слайд – 19)
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре! – руки шире.
Пять! – руками помахать.
Шесть! – за парту тихо сесть.
VI. Работа с учебником, с. 94.
1) Речевая разминка. (Слайд – 20)
Чтение чистоговорок:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ро-ро-ро - у мальчика ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры - подарили нам шары.
Ре-ре-ре - стоит дом на горе.
Ри-ри-ри - на ветках снегири.
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Работа над скороговоркой.
От топота копыт пыль по полю летит.
- О каком животном говорится в скороговорке?
- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но не настоящем, а игрушечном.
2) Чтение рассказа учителем.
- Все ли слова в рассказе понятны вам?
3) Чтение текста учащимися. (Слайды – 21-22)
4) Беседа по содержанию.
- У кого был конь? (Конь был у Пети и Миши)
- Что произошло между Петей и Мишей? (Мальчики поспорили).
- Кто решил их спор? (Их спор решила мама)
- Почему мама отобрала коня? (Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили).
- Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? (Мальчики могли играть вместе)
- А с вами происходили такие ситуации?
- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Какова главная мысль рассказа? (Надо играть дружно).
5). Чтение рассказа «Помню я была мала…» учителем.
Чтение рассказа учащимися. (Слайд 23)
- О ком этот рассказ? (Этот рассказ о девочке).
- Какая сумка получилась у девочки? (Сумка получилась плохая).
- Почему девочка гордилась своей работой? (Девочка сама сшила сумку).
- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? (Девочка хотела быть трудолюбивой)
Прочитайте рассказы «Правда всего дороже», «Два товарища».
( Слайды- 24-27-28-29)
-Соотнесите рассказы и пословицы.
«Правда всего дороже»- ( Где правда, там и счастье);
«Два товарища» - (Сам погибай, а товарища выручай. Без беды друга не узнаешь.) (Слайд -25)
VI. Подведение итогов.
1. Обобщающая беседа.
- О каком писателе мы говорили на уроке?
- Что вы о нём узнали?
- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?
– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?
– Чему же учат нас произведения Толстого?
Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: ( слайд -26) “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.
– А теперь давайте вернёмся к тому, что мы хотели узнать на уроке.
- Обо всём узнали?
Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.
VII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, ребята:
Если вам все было понятно и урок понравился – поднимите зеленое яблочко;
Если вы что-то не поняли и урок вам не понравился – поднимите красное яблочко.