kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Край родной в легендах и преданиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихсям с легендами и преданиями района имени Г. Мусрепова СКО; рассказать услышанные  и записанные легенды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Край родной в легендах и преданиях»

Тема: Край родной в легендах и преданиях


Цель урока: познакомить учащихся с легендами и преданиями района имени Г. Мусрепова СКО;

рассказать услышанные и записанные легенды.

Обучающие:

расширить знания о родном крае и бережном отношении к природе, к памятникам прошлого.

Развивающие:

активизировать творческую деятельность;

развивать мышление.

Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать гордость за родной край;

воспитывать толерантность и гуманизм.

Тип урока: урок – путешествие по родному краю.

Ведущая педагогическая технология: игровая

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации, запись музыки и песни, шкатулка с легендами.

Технологическая карта урока

1.

Эпиграф:

Если не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на иссушённое растение перекати-поле

Д. С. Лихачёв.

Ход урока



Учитель: Родной край. Сколько событий протекло на твоей земле, сколько ты повидал на своём веку.

Отчий край. Милая родина. Моя, твоя, наша с вами земля. Какой она была до нас? Какие травы тут буйствовали, стада каких диких зверей бродили здесь? Что за люди жили здесь? Одно известно, что люди жили хорошие, гостеприимные, сохранившие в своей памяти многое. А главное они сохранили много легенд и преданий о своём крае, обо всём, что их окружало. Об этих легендах и преданиях у нас и пойдёт сегодня разговор. Мы надеемся, что вы их запомните и перескажите своим друзьям, родителям… Наш район – район имени Габита Мусрепова СКО– очень большой. Он когда-то образовался путём слияния трёх районов. На территории нашего теперь большого района может разместиться Италия или Дания… Мы свою землю должны сделать привлекательной, чтобы, безусловно, со временем и произойдёт. Ведь у нас столько привлекательных мест! Сегодня при помощи легенд и преданий и будем презентовать свой край. И проведём её необычно: будем играть и выбирать по легендам самое красивое и необычное место нашего края. Будем проводить его в форме игры «Семь чудес из бабушкиной шкатулки». Согласны? Вот наша шкатулка, и мы будем доставать из бабушкиной шкатулки необычные записи. Почему необычные?

Приглашённый ученик из школьного НОУ: Необычные потому, что мы уже несколько лет собираем легенды и предания о нашем крае, расспрашивая бабушек и дедушек. Столько нового и ценного мы услышали от них и записали. Что за прелесть эти легенды! Они нам открыли многое на прошлые события нашего края. На то, как наши предки бережно относились к своей земле. Наши легенды не уступают сказаниям о семи чудесах света. Вы слышали, наверное, о семи чудесах света? А что это за семь чудес света ? Назовите их? (Пирамида Хиопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Коллосс Родосский, Александрийский Маяк). (Помогает ученикам, презентация семи чудес света)

Презентация №1

Учитель: Хочется мне рассказать вам одну притчу. Послушайте и подумайте, что я хочу сказать вам этой притчей.

Притча

Путешествие по реке

Один путешественник как-то вернулся в родные края из поездки на Амазонку. Люди очень просили его рассказать о своих впечатлениях. Но разве можно передать словами чувства, наполнявшие его сердце, когда он любовался экзотическими цветами, когда прислушивался к загадочным звукам ночного леса, когда знал, что совсем рядом — дикие звери, когда направлял каноэ через бурные речные пороги?

Он ответил: «Отправляйтесь туда и сами все увидите».

Чтобы облегчить им путешествие, исследователь нарисовал подробную карту реки. Люди схватили эту карту, вставили её в рамку и установили в мэрии города. Себе они сделали множество копий. Каждый, у кого была копия этой карты, считал себя большим специалистом по реке: ведь он знал каждый её поворот, её ширину и глубину; он знал, где находятся все пороги и водопады.

( Ответы детей и выводы: необходимо изучать не повороты чужой реки, а знать родной край, что мы и будем с вами сегодня и делать)



В начале Родина – грудь матери,
За ней – родной очаг, окрестности аула,
Где ты играл средь трав, среди камней,
Откуда ветром странствий потянуло.

Да, Родина – и дом, где твой родной очаг,
И твой родной народ, в тебе взрастивший
сына,
Да, Родина – не только предков солончак,
А синие леса и тихая долина.

Да, Родина от отчего крыльца
Протянется до дальнего причала.
У Родины нет края, нет конца,
Но твой родимый дом – ее начало.

(стихотворение звучит под звуки домбры и показ слайдов ).

Учитель: Теперь нам предстоит достать из бабушкиной шкатулки 7 чудесных легенд о нашем родном крае, из них выбрать самые лучшие. Итак, начинаем доставать из шкатулки легенды.

Легенда №1

Эта легенда об Ишиме. ( Слайды с видами Ишима)

Слушайте. Эта легенда об Ишиме и реке Алабуге ( Елабуге), которая протекает по территории России.

Однажды из дальних земель чужеземец пожаловал в наши края. Статен собой, тонок в талии, взгляд раскосых глаз чист, как вода в роднике. Дивились люди богатствам его, дивились и тому, что дорого не брал, а в душу заглядывал. Поговаривать стали: «Всем взял, а чего-то все не весел, будто ищет чего-то, о чем спросить не решается?» Скоро само все объяснилось. Заметили люди, когда Ишим Алабуге на шею дорогое монисто надевал, что встретились их руки, встретились глаза, а сердца так застучали, что щеки алой зарей окрасились.

На Алабугу многие заглядывались. Не у одного юноши сердце из груди выпрыгивало, когда она мимо шла или взглядом, как чеканной монетой, одаривала. Да что юноши — сам хан Дюсенбай дорогой выкуп за нее давал. Все догадывались: раз обещана, значит отдана. Поговаривать стали, что хан срока дожидаться не будет, раньше калым даст. Видели люди, что чистые и ясные глаза Ишима затуманились, грусть на лице поселилась. Знали люди причину его тоски, да только боялись ему помочь. Уж больно богат хан: десятки табунов его по степи ходят, несметные отары овец пасутся.

Тайну в степи и на быстром коне не скроешь. Не видно стало Алабуги. Заметался Ишим в отчаянии. Бросился к людям за помощью, только они опускали глаза и разводили руками. И тогда Ишим исчез.

Горько плакала Алабуга… Прожгли ее слезы кошму, в которую ее завернули, и там, где падали они на землю, появлялись озера, горькие и соленые, по этим следам Ишим и узнавал о своей любимой. Что с ними стало, никто не знает. Только помнят люди, что разразилась вскоре страшная гроза: рвало небо на куски, сотнями ударов молний трясло землю, ветром кустарники к земле прижимало. Сопки вздрагивали от разбушевавшейся Большой воды. Воды вскипали тысячами фонтанов. Ливень смывал с крутых берегов дома и животных, из-за шума и рева нельзя было слышать друг друга.

А когда выглянуло солнце, не поверили люди глазам: одна из самых красивых и высоких сопок обрушилась в Большую воду, образовав песчаный полуостров. Из зеленой, поросшей лесом, она в один миг превратилась в белую с отвесной песчаной стеной. Вскоре Большая вода стала уходить. Сначала появилось два небольших острова, они стали расти, а вода исчезать. Испугались люди ухода воды, вознесли молитву Богу, пощадить их просили. Смилостивилось небо над ними, оставило воду в двух руслах. Поняли люди — это разлученные в земной жизни злом и завистью Ишим и Алабуга превратились в реки, которые раз в году, в самый его красивый месяц — май, встречаются, освобожденные от чар и оков. У подножия Белой сопки появился родник чистой и прозрачной воды. А по левую сторону села, там, где падали слезы Алабуги, образовались соленые степные озера, где послаще, а где совсем горькие. Оттуда и пошли названия: Сладкое, Горькое, Плоховое, Черное, Ситое

Учитель: Понравилась легенда? Теперь опять обратимся к бабушкиной шкатулки и достанем следующую легенду.

Легенда №2 «Легенда о печальной любви , или Легенда о возникновении озера Улыколь»

В далёкие-далёкие времена жил богаты и жадный бай. Имел он несметные богатства.: тучные стада лошадей и коров паслись на бескрайних степных просторах, бесчисленные стада жирных баранов радовали сердце бая. Бедняки безропотно подчинялись жадному баю, пасли его стада и терпели нужду. О его неудержимом нраве знали все в округе. Трудно и почти невозможно ему было угодить. Всё время он старался обмануть батраков., обобрать их, заставить безропотно работать на себя. И не было никакой возможности беднякам с ним сладить. Так и терпели они бая.

Единственная, кто могла радовать бая – это была его любимая дочь, ради которой он был готов на всё: даже утихомирить свой гнев и исполнить любое желание любимой и единственно дочери. Ничего он для дочери не жалел. С каждым днём его дочь расцветала как весенний цветок, выросший на вольной природе. Пришло время – она полюбила молодого джигита, который был для неё милее всех. Но вся беда была в том, что этот джигит был из бедного рода. Совсем не о таком муже для своей дочери мечтал бай. Он по всей степи искал для неё богатого и знатного мужа, но дочь и слушать не хотела отца. Разгневанный отец решил запереть дочь, поставить к ней охрану, лишить её встреч с любимым человеком. Раздосадованная дочь решилась на отчаянный шаг – бежать вопреки запретам отца. Тайно ночью, выждав, когда охрана уснёт, она покидает юрту отца и убегает вместе с молодым джигитом. Сев на быстроногих скакунов, молодые ускакали в степь подальше от тех, кто был против их любви, против их встреч, против их счастья. Утром, обнаружив побег дочери, разгневанный отец выслал погоню за беглецами. Три дня и три ночи длилась погоня. В первый день молодым удалось уйти от погони. На следующий день, приложив ухо к земле, девушка поняла, что погоня близко, что скоро их догонят. И на второй день им удалось уйти от погони. На третий день девушка опять, приложив ухо к земле, поняла, что погоня уже близко. И вот-вот настигнет их. Кони их уже не могли унести их, они устали от быстрой езды и преследования. Влюблённые понимали, что если их настигнут, то девушку вернут, а джигит будет казнён. Ему не простят похищение девушки.

Не желая никогда больше расставаться, девушка попросила остановить коней в чистом поле, чтобы попрощаться с милым сердцу джигитом. Сойдя с коней, они сели в чистом поле, обнялись, долго прощались друг с другом. Де5вушка стала плакать, слёзы текли и текли из её глаз. Вскоре на том месте, где сидели влюблённые, образовалось солёное озеро, а по нему плыла неразлучная пара лебедей. Разлучённые на земле, они остались верными друг другу на воде. Лебедь заботливо ухаживал за своей лебёдушкой, всегда был рядом с ней, а она заботилась о нём. Озеро, которое образовалось от слёз девушки, было настолько большим, что, те, кто видел его, восхищался его величием. А если на озере видели лебедей, то непременно говорили, что среди них есть и те, кто когда-то превратился в эту прекрасную птицу и своим происхождением озеро обязано им.

Учитель: Опять обращаемся к бабушкиной шкатулке и достаём очередную легенду.

«Горькая память о дочери». № 3

(Легенда о названии села Неженка)

На живописном берегу реки Есил облюбовал себе место для своей стоянки знатный бай со своей красавицей0женой. О красоте его любимой жены слава неслась далеко. Она была такой красивой, что, говорят, когда она выходила, все замирали от такой красоты. Все гордились её красотой. Голос её изумлял, когда она пела – жаворонки замолкали. Жили они с мужем счастливо в любви и согласии. , ничто не омрачало их счастья. Принимали щедро гостей, по совести относились к своим работникам. Вскоре родилась у них долгожданная дочка-красавица, похожая как две капли воды на свою мать. Дали ей красивое имя – Ерке. Любили и нежили родители свою единственную дочь, выполняли все её пожелания и просьбы. Но, увы, их счастье не было долгим. Стала на глазах, как свечка, таять их дочка., их счастье, их радость. Ничем не могли помочь несчастные родители своей дочери. Лучшие целители лечили их единственную девочку, но не смогли поставить её на ноги. После болезни умирает ненаглядная Ерке, безутешные родители, предав её земле, откочевали, казалось бы, навсегда из этих мест. Долго они кочевали, но горькая память о дочери не давала им покоя. Их тянуло в родные места. Вернулись они назад к могиле своей дочери. Так и остались они здесь, где когда- то на свет появилась их Ерке. Больше никогда не покидали это место. Недалеко от них стали селиться люди. Давно нет бая и его жены, но память о них и об их дочери хранят до сих пор. Ерке в переводе с казахского языка – Неженка. Так и образовалось село с таким красивым названием, а легенда об этой печальной человеческой истории осталась в памяти людей. И её передают жители села из поколения в поколение.



Легенда № 4

«Белая душа» (Из истории села Акжановка)

Акжановка – это место святое. Дословный перевод – «белая». Есть такое предание. Когда - то – святой и очень уважаемый человек остановился в благословенных местах, пригодных для проживания, остался в этих местах. К нему скоро присоединились другие. Место для жизни были самые подходящие: нетронутый лес, множество ягод и целебных трав, диких зверей. Всё это спасало от голода и холода, болезней. Здесь он построил небольшую мечеть, молился за себя и за других, сам учил детей, всегда помогал нуждающимся. К нему потянулись люди, построили землянки., поставили свои юрты, трудились: пасли скот, делали нехитрые орудия труда, шили одежду. Всегда помогали друг другу. При жизни этот человек пользовался большим уважением, его уважали и благодарили за его сердце. Он завоевал любовь всех. А когда он умер, его помнили. Прошло время, селение разрушилось, разрушилась мечеть. Но в памяти народной он остался со своими добрыми делами. В честь него назвали село. А четыре камня – белых огромных камня – остались святыми. Предполагали, что там была когда-то мечеть или был захоронен уважаемый и почитаемый человек. Человеческая нога не ступает на эти камни, не оскверняет святые места. Да и лес и само место сохранило свою прелесть и до сих пор.

Легенда № 5

«Жалобный плач ягнёнка»

(Легенда о названии озера Казыманырау) Плач ягнёнка.

Когда- то у богатых родителей был смышленый и резвый мальчик. Рос он всем на радость, Всевышний послал всего одного ребёнка родителям. Отец в нём души не чаял, ведь он был его наследником. , в нём он видел продолжателя своего рода. Берегли его, учили быть его настоящим джигитом. Но был он ребёнком слишком ласковым и отзывчивым. Однажды, пока не было дома родителей, явилась недобрая старуха и заманила мальчика к озеру. Там она превратила его в ягнёнка., не нашли родители дома своего сыночка, долго они и весь аул искали мальчика, пока не вышли к озеру и не услышали жалобный плач ягнёнка. Поняли, что злая колдунья сотворила своё недоброе дело. Скоро чары были сняты, ягнёнок стал мальчиком, а злая колдунья была навсегда изгнана. Озеро, где бегал и плакал ягнёнок стало называться Казыманырау , что значит плач ягнёнка.

Легенда № 6

«Предание о купце и его дочери Раисе»

(Из истории названия села Раисовка)

Когда-то прекрасные места: лес, плодородные и чернозёмные земли – привлекли сюда русского делового и хваткого купца. Поселился здесь купец со своей семьёй и прислугой, распахал нетронутые земли, летом и осенью пользовался тем, что давала природа: различные грибы, лесные ягоды, дикий мёд, травы. Вскоре жена родила ему дочь – Раиса. Так и жили приехавшие сюда люди: пахали земли, собирали то, что благодатно давала природа. О хороших землях, о спасительном месте прослышали люди и стали потихоньку тянуться сюда. Селу дали название по имени дочери купца, она первая родилась на этой щедрой земле. Рая как рай для тех, кто приехал на эти земли. До сих пор люди помнят тех, кто основал село, помнят предание о купце и его жене и их дочери - Раисе.

Легенда № 7

Спор

(Ещё одна легенда об Ишиме)

Поспорили аксакалы Кокшетау и Имантау, кто послушнее из детей: мальчики или девочки. Каждый из родителей хвалил своих детей. У Кокшетау было три дочери, три реки: Карагайлы, Кильчакты и Джаныку. У Имантау три сына: Аканбурлук, Шарык, Иманбурлук. Чтобы доказать свою правоту, сказал Имантау своим сыновьям: «Идите, сыновья, к хану Ишиму, служите ему послушно!» Сказал Кокшетау своим дочерям: « Идите, красавицы, в жёны к хану Ишиму, умножьте его силу!» Весело «зажурчали» дочери, ушли подальше от отца, запетляли по степям и лесным околкам. Но только черноокая Карагайлы выполнила наказ отца. Кильчакты пришёлся по душе заросший Чаглыкуль, а Джанысу – круглолицый Алобота. А ещё, рассказывая эту историю, добавляют: не повезло Ишиму с красавицей Нурой. Дикая степнячка никак не укротит свой нрав. Она родилась из двух потоков и на всю жизнь осталась двуличной. Весной Нура нередко загорается любовью к Ишиму и через порог Косгоча бросается в его объятия. Летом же, умерив свой пыл, уходит на ложе Кургальджино знатного отпрыска моря-батыра.

Учитель: Вот и опустела бабушкина шкатулка. Нам предстоит выбрать самую лучшую для вас легенду и объяснит почему. Мы прослушали легенды:

- Об Ишиме и Алабуге.

- «Легенда о печальной любви , или Легенда о возникновении озера Улыколь».

- «Горькая память о дочери». № 3

- «Белая душа»

- «Жалобный плач ягнёнка»

- «Предание о купце и его дочери Раисе»

- Спор

(Высказывание детей)

Учитель: Я думаю, что каждый высказал своё мнение и узнал много интересного о родном крае. Любите свой край. Наша малая родина часть большой Родины по имени Казахстан

( Заканчивается урок прослушиванием песни о Казахстане)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Край родной в легендах и преданиях

Автор: Глушань Лидия Ивановна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Стерлибашевские легенды"
    ["seo_title"] => string(24) "sterlibashevskie_legendy"
    ["file_id"] => string(6) "527275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1573976275"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "воспитательное мероприятие на тему "Чем богат наш край" "
    ["seo_title"] => string(63) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-na-tiemu-chiem-boghat-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "117817"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412927787"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие по теме Заочное путешествие "Чем богат наш край?" "
    ["seo_title"] => string(87) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiemie-zaochnoie-putieshiestviie-chiem-boghat-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "117820"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930468"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Внеклассное мероприятие на темуЗаочное путешествие "Чем богат наш край?" "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemuzaochnoie-putieshiestviie-chiem-boghat-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "117822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства