kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стерлибашевские легенды

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД1  Здравствуйте. Меня зовут Галиакберов Айдар, я ученик 10 класса школы №2 с.Стерлибашево. Хочу представить вам свою работу «Стерлибашевские легенды». Мы знаем очень мало легенд о наших родных краях!     До недавнего времени человек не уделял должного внимания к  своим корням, однако сейчас  идет возрождение интереса к своим истокам. Люди  составляют  генеалогическое  древо своего рода, проводят праздники «Шежере», интересуются историей своего края. Поэтому мы решили сделать работу о легендах

СЛАЙД2 Цель  нашей работы: Собрать информацию о легендах, наиболее распространенных в Стерлибашевском районе; классифицировать их в группы по тематикам.

СЛАЙД3 Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи.

1.Изучить литературу о  легендах и преданиях

 2. Подобрать методику исследования

3. Побеседовать с  руководителями музеев, учителями географии, истории и культуры Башкортостана и записать с их слов текст наиболее распространенных легенд Стерлибашевского района

4.Выяснить, что знают учащиеся о легендах

5. Нужно ли сохранять и распространять легенды, по мнению учащихся

6. Определить значимость  легенд в жизни  опрошенных

Предмет исследования: легенды нашего района. Гипотеза: мы предположили, что легенды нашего района распределяются по тематике также, как и легенды народов мира. Методика исследования:  беседа с учителями, руководителями музеев, составили анкету и провели опрос.

СЛАЙД 4 Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что    легенды нашего района представлены сюжетами мифологического характера. И можно их разделить на следующие тематические группы[2]:

1)   О сотворении мира, происхождении неба и земли. Легенд о происхождении неба или земли, луны или звезд характерных только нашему району, мы не услышали

2)   О географических названиях

3)   О животных, растениях, о взаимодействии человека и природы

4) О наказании злых и прощении грешников

Кроме этого, есть семейные легенды и предания

СЛАЙД 5 Хотел бы познакомить вас с некоторыми, собранными нами легендами и преданиями

Предание о царской дочери

Это семейное предание гласит, что к нам в 1907 году приезжала, по приглашению Тукаева депутата 2-3 созыва Думы, дочь Николая Второго. Царевна искупалась в пруду, где потеряла свой радикюль, а мальчишки, среди которых был отец Владимира Леонидовича, нашли ее сумочку. В благодарность, царевна угостила мальчишек   сладостями: пряниками, конфетами.  (Это семейное предание)

СЛАЙД 6 Деревню Табулда Тятегач бий  обосновал в том месте, где нашел свою четвертую жену, которая убежала, так как среди трех жен Тятегач бия ей приходилось очень сложно. Сам бий дома бывал очень редко, обходил свои владения или охотился. Молодая женщина убегает к своему отцу, несмотря на то что она должна была уже родить.  Ее находят, бабка –повитуха принимает роды  и сообщает: « Тятегач бий, у тебя родился сын!». «Назовем внука Табулды», - сказал Бакый. Тятегач бий обосновал в этом месте деревню Табулда  и начал жить там с молодой  женой и маленьким сыном, а трех своих жен отвез в деревню Кабакушево, расположенную недалеко. (Легенда о географических названиях)

СЛАЙД7  Легенда  о монастыре

 О церкви д.Васильевка ходит такая  легенда. В годы становления Советской  власти,  служители храма были репрессированы, а драгоценности были изъяты. В ту ночь, когда должны были вывести драгоценности,  неизвестными  лицами был убит поп, а собранные драгоценности  исчезли. Так как священнослужитель не был похоронен  по христианским обычаям, говорят, его неуспокоенная  душа по ночам приходит к месту убийства и требует захоронения. Поэтому не советуют располагаться на ночлег рядом с церковью. (Легенда и наказании и прощении)

СЛАЙД 8  Легенда о роднике

 Двое молодых - юноша и девушка - избрали местом встречи одинокую березу. Однажды, заметив влажный след возле березы, они раскопали родник.    Молодая пара дала роднику название   «Наш родник».  Спустя годы, поженившись, напротив  родника они построили дом. Теперь уже их дети ухаживают за этим родником. К сожалению, наши источники не смогли назвать фамилию этих людей. Но здесь важно, что родник живет и радует людей своей прохладной чистой водой. (Легенда о взаимодействии человека и природы)

СЛАЙД 9  Следующая легенда – это рассказ о том, как могучий дуб, под которым умирал, ограбленный мужчина, помог родственникам убитого найти и наказать убийцу. Родственники обнаружили, что дуб  хранит следы крови, привели подозреваемого и стали расспрашивать. Тот не выдержал и  рассказал,  как все было.  (Легенда о наказании и прощении)

 СЛАЙД 10 Прапрапрапрадед мой Биктимир сын Галиакбера приехал в наше село из деревни Ат-Таймас (ныне деревня Таймасово Куюргазинского района). По семейному преданию у Галиакбера было два сына Биктимир (1825-1902) и Тимерхан и дочь Фатьма. С детских лет Биктимир проявлял интерес к книгам, ему нравились рассказы о старине. А Тимерхану хотелось стругать, делать из дерева фигурки. Поэтому один стал впоследствии хальфой, другой – плотником.  Образование Биктимир получил в Оренбурге и был послан в Стерлибашевский медресе учителем. Здесь он женился,  и отсюда пошел род Галиакберовых в Стерлибашево.  Могилу его мы нашли благодаря книге Венера Усманова «Тарихи ядкарьлар», где была показана его могильная плита с надписью на арабском языке. Я шестое колено этого рода. Самое интересное-  все потомки Биктимира любят плотничать, как его брат Тимерхан. Многие, в том числе мой отец и дед, выбрали профессию строителя, но ни один из нашего рода не пошел по стопам прапрапрапрадеда и не стал учителем.

Другие легенды, услышанные нами, носят разрозненный характер.

СЛАЙД 11  Целью нашей работы является также выяснение отношения учащихся нашей школы к легендам и преданиям. Для этого нами было проведено анкетирование. В нем участвовали учащиеся 8-11 классов.

Оно показало следующее: на первый вопрос «Знаете ли вы что-нибудь о легендах?» утвердительно ответили 73% учащихся, «нет» -  4%,  столько же не интересуются, 19 % что- то слышали.

СЛАЙД12 Легенды нашего района знают 25% опрошенных, 25% знают частично, столько же процентов хотели бы знать, остальные 25% не знают.

СЛАЙД 13 12% ребят считают, что легенда – это вымысел, 15% - историческое событие. По мнению 69 % респондентов « легенда – это вымысел + историческое событие», не знают, что такое легенда – 4%.

СЛАЙД 14 Следующий вопрос анкеты был связан с конкретной легендой о церкви д.Васильевка.  Не верят 13% опрошенных, «что-то в этом есть» считают 70% ребят. Слышали по-другому  5%, не интересуются – 12%.

СЛАЙД 15 Далее мы поинтересовались, нужно ли сохранять и распространять легенды. «Обязательно» ответили 82% опрошенных, «нет» - 3%,»не знаю» - 11%, «мне все равно» - 4%.

СЛАЙД 16 Последний вопрос звучал таким образом «Есть ли польза от легенд? Если есть, то какая?».  43%  опрошенных уверены, что легенда помогает узнать историю края, 48% считают, что она заставляет задуматься о прошлом, «пользы нет» ответили 2%, «мне не интересно»  - 7%.

Таким образом, мы выяснили, что ребята в общем знают легенды, но предания и легенды родного края знакомы лишь малому количеству учащихся. Большинство уверено, что нужно сохранять и распространять легенды, потому что они помогают узнать историю малой родины 

СЛАЙД17 Заключение   Знание истории родного края, его легенд и преданий делает человека духовно богатым, заставляет задуматься о прошлом и будущем. Человек бережнее относиться природе, зная, сколько пришлось пережить его предкам, чтобы оставить для нас эту прекраснейшую землю. В ходе нашей работы мы узнали некоторые легенды и предания нашего района. Они связаны с происхождением населенного пункта, с красивыми местами, с какими-либо тайнами, историей  какого-либо рода. Выяснили также, что учащиеся знают несколько  легенд и преданий, понимают их важность в жизни человека, они говорят о значимости сохранения преданий и легенд. Таким образом, собранный нами материал будет иметь практическое применение на уроках и классных часах, внеклассных мероприятиях

СЛАЙД 18 Спасибо за внимание

Просмотр содержимого документа
«Стерлибашевские легенды»

Исследовательская работа  на тему: Стерлибашевские легенды Выполнил: Галиакберов Айдар, ученик 11 класса МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево Руководитель: Галиакберова И.С, Учитель литературы МБОУ СОШ №2

Исследовательская работа на тему:

Стерлибашевские легенды

Выполнил: Галиакберов Айдар,

ученик 11 класса МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево

Руководитель: Галиакберова И.С,

Учитель литературы МБОУ СОШ №2

Цель работы: Собрать информацию о легендах и преданиях, наиболее распространенных в Стерлибашевском районе; классифицировать их в группы по тематике

Цель работы:

Собрать информацию о легендах и преданиях, наиболее распространенных в Стерлибашевском районе; классифицировать их в группы по тематике

Задачи

Задачи

  • 1. Изучить литературу о легендах и преданиях
  • 2. Подобрать методику исследования
  • 3. Посетить районный и школьный краеведческие музеи, побеседовать с его руководителями, учителями географии, истории и культуры Башкортостана и записать с их слов текст наиболее распространенных легенд Стерлибашевского района
  • 4. Выяснить, что знают учащиеся о легендах и преданиях
  • 5. Нужно ли сохранять и распространять легенды и предания, по мнению учащихся
  • 6. Определить значимость легенд в жизни опрошенных
Классификация преданий и легенд

Классификация преданий и легенд

  • 1)   О сотворении мира, происхождении неба и земли
  • 2)   О географических названиях
  • 3)   О животных, растениях
  • 4) О наказании злых и прощении грешников
  • 5) Семейные предания и легенды
Предание о царской дочери

Предание о царской дочери

Легенда о происхождении д. Табулда .

Легенда о происхождении д. Табулда .

Легенда о монастыре

Легенда о монастыре

Легенда о роднике

Легенда о роднике

Предание об удивительных дубах

Предание об удивительных дубах

Генеалогическое древо Галиакберовых

Генеалогическое древо Галиакберовых

Результаты опроса

Результаты опроса

Заключение   Знание истории родного края, его легенд и преданий делает человека духовно богатым, заставляет задуматься о прошлом и будущем. Человек бережнее относиться природе, зная, сколько пришлось пережить его предкам, чтобы оставить для нас эту прекраснейшую землю.

Заключение

Знание истории родного края, его легенд и преданий делает человека духовно богатым, заставляет задуматься о прошлом и будущем. Человек бережнее относиться природе, зная, сколько пришлось пережить его предкам, чтобы оставить для нас эту прекраснейшую землю.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Стерлибашевские легенды

Автор: Галиакберова Ильсияр Салимзяновна

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527275

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства