Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Типы речи». 5 класс.»
Проверочная работа по теме «Типы речи». 5 класс.
1 вариант.
1. Определите типы речи текстов.
а) В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с помощью нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны.
б) Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите».
в) Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить».
2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.
Искренность — дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону— и будет фальшь; в другую — и будет цинизм. Таким образом, искренность человека должна исходить от души.
б) Плыло по небу большое мохнатое облако. И встретилось с другим облаком. -Эй, ты, прочь с дороги! – закричало первое облако. -Это ты, убирайся, – рассердилось второе облако. -Ах, ты так! Ну, погоди же! - и первое облако толкнуло второе в бок.
в) Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на Севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой.
2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.
Много лет люди строят дома из кирпича. Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
Проверочная работа по теме «Типы речи». 5 класс.
3 вариант.
1. Определите типы речи текстов.
а) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз.
б) Снежные скользящие лыжи имеют полозообразную форму, гладкую нижнюю поверхность с продольным желобом и весовой прогиб посередине. У лыж заостренный и загнутый к верху носок.
в) Наша собственность — это только то, что мы отдаем. Чего мы не хотим отдать, то не нам принадлежит, а мы ему принадлежим. Не мы его собственники, а оно наш собственник.
2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.
Задача художника-живописца иная, чем задача художника-иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения. Так, В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты.
Ключ к проверочной работе по типам речи. 5 класс.
1 вариант.
1. а) рассуждение б) повествование в) описание
2. Искренность — дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта (тезис). Маленький уклон в одну сторону— и будет фальшь; в другую — и будет цинизм (аргумент). Таким образом, искренность человека должна исходить от души. (вывод)
2 вариант.
1. а) описание б) повествование в) рассуждение
2. Много лет люди строят дома из кирпича (тезис). Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом (аргументы). Поэтому так много во всем мире домов из кирпича (вывод).
3 вариант.
1. а) повествование б) описание в) рассуждение
2. Задача художника-живописца иная, чем задача художника-иллюстратора (тезис). Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения (аргумент). Так, В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты (вывод).