Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по разделу: "Лексика"»
СРЕЗОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»
1 вариант
Задание 1.
Выпишите сочетания слов, слова, употребленные в переносном значении. Определите тип переноса. Дайте толкование лексического значения выделенного слова. Укажите его грамматическое значение.
Побегут в моря воды вещние,
Зацветет земля, сердце радуя!
Ах ты, Русь моя – песня нежная,
Край берёзовый, бесконечный край!
И. Резник
Задание 2.
Объясните кратко и точно смысловые отличия каждой пары слов; употребите каждое слово в словосочетании. Укажите, какое явление они представляют: многозначность или омонимию. Как отличить омонимию от многозначности?
брак – брак заставить – заставить
Задание 3.
Выпишите из отрывков произведений и укажите омонимы, омоформы, омографы, омофоны, паронимы.
а) На заре рассветные озёра б) Идею нельзя замешать на воде –
Голубого неба голубей. В воде отсыреет индейка.
И летят в извечные просторы Поэт никогда и не жил без идей
Голубые стаи голубей. Что я – попугай? индейка?
В. Фирсов В. Маяковский
Задание 4.
Подберите к данным словам паронимы, составьте с ними словосочетания. Обозначьте морфемный состав паронимов, напишите, чем они отличаются.
рассвет абонент жестокость
Задание 5.
Укажите виды синонимов в каждом синонимическом ряду. Надпишите стилистические пометы, где необходимо. Подчеркните слова-доминанты, дополните ряды своими синонимами.
Укажите, какие лексические явления встречаются в каждом предложении. Выпишите и, укажите название. Надпишите виды этих явлений.
а) Грубым даётся радость в) В зимний вечер по задворкам
Нежным даётся печаль. Разухабистой гурьбой
б) Устав от долгих бурь, По сугробам, по пригоркам
Я вовсе не внимал Мы идём, бредём домой.
Жужжанью дальнему г) Веселье, муку – всё жажду я
Упрёков и похвал. Делить с тобой.
д) Сколько раз пытался я ускорить время, что несло меня вперед. Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить, чтобы слышать, как оно идёт.
е) В глазах – как на небе светло, в душе её темно, как в море!
ж) Вы – свет, а я похож на тьму Вы параллельны ко всему
Вы веселы, а я печален. А я, напротив, вертикален.
Задание 7.
На каком лексическом явлении основаны антитеза и оксюморон? Дайте определение этим понятиям. Придумайте оксюмороны и письменно объясните их значение (запишите предложения, словосочетания с ними).