Ι.Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Приветствие. Проверка готовности рабочего места. Эмоциональный настрой на работу. - В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья за дело. А начать урок мне хочется со стихотворения М. Данилова. Слайд 1 «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить) - Правильно. А еще правильно и красиво писать. Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение: -Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! (Обратить внимание на правильность посадки). Комментированная запись числа и классной работы. Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Слайд 2 Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу Рассказать где была. (сорока)
Птичка-невеличка Хочет сделать шажок Получается прыжок. (воробей)
Очень умная птица Не сова и не синица, Она песен не поёт, А советы раздаёт. (ворона) Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море или пляж Что же это?... (карандаш) Я могу любое слово на бумаге написать. Помогу тебе задачки очень трудные решать. Не забудь меня, мой друг, Без меня ты как безрук. (ручка) -Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? ( карандаш и ручка) 3. Формулирование темы и цели урока. - Очень расстроились ключ и карандаш, что оказались лишними, и пошли искать себе друзей. Вышли они к поляне, а на ней стоят два домика, из которых доносились разные слова. (На доске изображения домиков, препятствия к ним) Из первого - кисть, ключ, корень. Из второго - пирог, портфель, терем. - Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать? Почему слова не живут вместе? - А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии) - А чтобы добраться до домиков и выяснить, кто в какой домик войдет, ручке и карандашу необходимо преодолеть препятствия на тропинке по пути к ним. Детям предлагается помочь главным героям. 1 препятствие. На пути слова: ромашка, ключ, береза, арбуз, лисички. Слайд 3 - Укажите слова, которые могут обозначать два разных предмета. Соотнесите слова с картинками: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ родник, дерево береза, ягода арбуз, лисички - звери, лисички- грибы. Слайд 4 – Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? Однозначные и многозначные слова. | Познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в словаре учебника. Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Развитие умений – применение знания. | 2 препятствие. (Изображения на доске) Изображения: иглы - швейные, колючки у ежа, листья хвойных деревьев, шляпка у гриба, шляпа-головной убор, шляпа - верхняя часть гвоздя. - Чем похожи предметы? Слова иглы и шляпа - это многозначные или однозначные слова? Докажите. Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа. Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его Физминутка 4 препятствие. Работа по учебнику с.49 упр.61. Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значения по толковому словарю (учебник с.138-139). Запись первого предложения, выделение грамматической основы. 3 препятствие. Работа в парах. На каждой парте лежит листочек с одним словом: хвост, язык, лук, кисть, огонь, шишка, пирамида, зебра, снег, телевизор, цветок, берёза, фломастер, троллейбус, кепка. Детям необходимо решить, однозначное или многозначное слово перед ними. Назвав слово, поднять соответствующую букву М (многозначное), О (однозначное). Дети делают вывод, что слова бывают (многозначные и однозначные). На доске появляется соответствующая схема. - На этом наши испытания с вами заканчиваются. Почему слова не живут вместе? (одни многозначные, другие однозначные) - А в какой домик пойдут жить наши друзья? (в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным) - Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей. | Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в толковом словаре учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
ΙΙI. Рефлексия | - Объясните, что такое однозначные и многозначные слова? - Почему эти слова так называются? - Где можно уточнить какое слово - однозначное, с какое- многозначное? Детям предлагается украсить поляну возле домиков. Каждый цветочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик украшает поляну соответствующими цветочками. | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |