Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Здравствуйте, ребята! -Перед тем, как начать урок, мы проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, ручка и раздаточный материал. Все ли готовы к уроку? Давайте начинать. -Ребята, знаете ли вы, что такое лексическое значение слова? -А какие бывают слова по лексическому значению слова? -Что обозначают однозначные слова? -Что обозначают многозначные слова? -Молодцы! Эти знания сегодня пригодятся нам на уроке. | -Здравствуйте! -лексическое значение слова – это то, что обозначает слово. -слова бывают однозначными и многозначными. -однозначные слова имеют лишь одно лексическое значение. -многозначные слова имеют несколько лексических значений. | Предметные результаты: учащиеся актуализируют знания о лексическом значении слова, о многозначных и однозначных словах. Регулятивные УУД: способность к саморегуляции. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя. Личностные УУД: формирование интереса к происходящему на уроке. |
Актуализация знаний и целеполагание Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | -Ребята, давайте откроем ваши тетради и запишем сегодняшнее число – «Двадцать девятое сентября», «Классная работа» (обратите внимание на орфограмму «удвоенная сс» в слове). -Ребята, у вас у каждого на столах, лежит карточка №1. Переверните ее. Прочтите задание. Ребята, на ваших карточках указана группа слов (у каждого ряда слова разные). Вам нужно найти лишнее слово, вычеркнуть его из ряда, после чего, будьте готовы свой выбор объяснить». На выполнение у вас буквально 2 минуты, работаем в парах. 1 ряд: 2 ряд: 3 ряд: -Давайте проверим ваше задание. -1 ряд, 1 парта, прочтите вашу группу слов. -какое слово лишнее? -Почему? -Какие значения есть у слова «игла»? -2 ряд, 2 парта, прочтите вашу группу слов. -Какое слово лишнее? -Почему? -3 ряд, 3 парта, прочтите ваши слова? -Какое слово лишнее в вашей группе? -Почему? -Какие лексические значения имеет слово «труба»? -Ребята, обратите внимание на экран. На экране перемешаны пары слов. Как вы думаете, на какие две группы их можно распределить? -А убедиться в наших ответах нам поможет лексическая сказка. Сейчас я вам расскажу небольшую сказку, а вы внимательно слушайте. Ведь знания из сказки вам пригодятся. В некотором царстве, в некотором государстве в сказочном дворце жили два брата-принца. Хотя они и были братьями, но родились абсолютно разными. Братья Синонимы и братья Антонимы Когда один из принцев был весел, другой в это время грустил. Если первый брат болел, второй был здоров. Одному из принцев нравился солнечный день, а другому - лунная ночь. Утром братья умывались разной водой. Один из принцев теплой, другой - холодной. Повар готовил им разные обеды. Кушанья первого брата были сплошь солеными, а второго - слишком сладкими. И вот однажды все они получили приглашение на бал к королеве. Королеву звали Лексикой. Братья снарядили карету и тронулись в путь. Резиденция королевы Лексики располагалась в столице. Наши путешественники преодолели уже половину пути, когда наступили сумерки. Они решили остановиться и переночевать в ближайшей гостинице, которая называлась «Передышка и отдых после долгого путешествия». Здесь их встретили два брата-управляющих. Они очень обрадовались своим новым постояльцам. Один брат вежливо произнес: «Очень хорошо, что вы у нас остановились!» Другой тут же добавил: «Отлично, что вы остановились именно в нашей гостинице!» Гости поинтересовались у них, когда им подадут что-нибудь перекусить. Первый управляющий сразу их успокоил: «Сейчас у вас будет вкусный ужин!» Его брат добавил вслед за ним: «Аппетитный ужин сейчас будет у вас». Потом гостеприимные хозяева сказали, что тоже завтра приглашены на бал к королеве Лексике. И тогда все присутствующие решили утром отправиться в столицу все вместе. Увидев братьев, Королева Лексика воскликнула: «Здравствуйте, мои дорогие гости! Приветствую вас, братья Синонимы! Рада вас видеть, братья Антонимы!» Братья не поняли, к кому обращается королева Лексика. - Знатоки русского языка, ответьте, кто из братьев получил какой титул и почему? -Почему вы так считаете? -Ребята, догадались ли вы о сегодняшней теме урока? -Ребята, на доске вы видите цели нашего урока. Мне нужен один человек, который поможет мне расставить цели на доске по порядку. А мы все вместе ему поможем. -Какая цель будет первой? -Молодцы, ребята! | *оформляют дату, классную работу в тетрадях* *читают задание* «Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор». -соловей, обои, трава, сырник, учебник, игла. -слово «игла» лишнее. -слово «игла» - многозначное, остальные – однозначные. -металлическая игла для шитья, иголка у сосны, игла у ежа. -корень, язык, зима, группа, кисть, лук. -слово «зима» - лишнее. -так как слово «зима» - однозначное, а остальные многозначные. -глобус, компьютер, труба, врач, берёза, лёд. -слово «труба» лишнее. -так как «труба» - многозначное, а остальные однозначные. -труба – музыкальный инструмент, труба – печная. -их можно распределить на группы «Антонимы» и «Синонимы». *слушают сказку* -братья – принцы – получили титул антонимов. Братья – управляющие – получили титул синонимов. *аргументируют свои ответы, попадают в ситуацию затруднения* -мы будем говорить о синонимах и антонимах. 1. Узнаем, что такое синонимы и антонимы. 2. Научимся распознавать синонимы и антонимы. 3. Научимся работать со словарями синонимов и антонимов. 4. Потренируемся подбирать синонимы и антонимы к словам. | Предметные результаты: актуализируют знания о многозначных и однозначных словах, работают с группами слов и ищут закономерность; сталкиваются с затруднением в определении терминов «синонимы и антонимы» с помощью лексической сказки. Коммуникативные УУД: выстраивают сотрудничество с учителем и одноклассниками; доказывают мнение и аргументируют его. Регулятивные УУД: планируют деятельность, формулируют предстоящие задачи; принимают и сохраняют предметную задачу; составляют план и последовательность действий на предстоящий урок. Познавательные УУД: выражают мысли грамотным языком; самостоятельное выделение и формулирование цели. |
Открытие нового знания Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | -Ребята, справимся с нашей первой задачей и узнаем, что такое синонимы и антонимы. Откроем наши учебники на странице 42. «имя» прочтет, что же такое синонимы. -Ребята, какие примеры синонимов вы можете привести из нашей лексической сказки? -А какие примеры синонимов вы можете привести? -«Имя» прочтет, что такое антонимы. -Какие примеры антонимов вы можете привести из сказки? -А какие примеры антонимов вы можете привести? -Ребята, решили ли мы первую задачу? Узнали ли мы, что такое синонимы и антонимы? -Какая следующая цель? -Следующее задание мы выполним устно. Обратите внимание на экран. Перед вами пара слов, чем являются данные слова? Синонимами или антонимами? -Молодцы, теперь попробуйте самостоятельно образовать от данных слов синонимы или антонимы. | *ученик читает* Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран. - передышка – отдых; хорошо – отлично; вкусный – аппетитный. *приводят свои примеры* -Антонимы – это слова, противоположные по смыслу: храбрый – трусливый, крошечный – огромный. - холодная – горячая (вода), соленое – сладкое (кушанье), день – ночь, веселый – грустный (принц), болеть – быть здоровым. *приводят свои примеры* -да. -Научится распознавать синонимы и антонимы. Алый – красный – синонимы. Доктор – врач – синонимы. Широкий – узкий – антонимы. Чистый – грязный – антонимы. Автомобиль – машина. Простите – извините. Враг – друг. Прямой – кривой. | Предметные результаты: открывают новые знания о понятиях «синонимы и антонимы», знакомятся с определениями понятий; учатся распознавать антонимы и синонимы. Личностные УУД: проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; выражают готовность к сотрудничеству с коллективом и учителем. Коммуникативные: работают в классе, сотрудничают с учителем. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | -Со второй целью мы так же справились. Какая наша следующая задача? -Верно. На ваших столах лежат карточки №2. Прочтите задание. -Перед этим вспомним правила работы со словарем: *все слова внутри расположены в алфавитном порядке. *найди раздел с той буквой, на которую начинается слово *внимательно просматривай раздел и ищи, пока в словах не появится вторая буква искомого слова и т.д. пока не найдешь все слово. -На это задание у вас 4 минуты. Распределите обязанности в группе. Один человек – работает со словарем, а второй записывает. -Все ли готовы? Давайте проверим. «И.У.» прочитайте первую группу слов – синонимов. -У всех ли так? Проверьте и поставьте «+». -«И.У.» прочитайте вторую группу слов – антонимов. -У всех ли так? Проверьте и поставьте «+». | научиться работать со словарем антонимов и синонимов. -Подберите синонимы к первой группе слов. Подберите антонимы ко второй группе слов. Используйте словарь в конце учебника (стр. 154, 155). | Предметные результаты: первично закрепляют знания о понятиях «синонимы и антонимы», учатся работать со словарем антонимов и синонимов. Коммуникативные УУД: совершенствуют речь в процессе выполнения задания из учебника. Регулятивные УУД: сохраняют учебную задачу. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | -Ребята, следующее задание у нас находится на доске. Прочтите его. -Данное задание мы выполним письменно в тетрадях. *учитель вызывает по одному ученику к доске для каждой пословицы, остальные работают в тетрадях* -Что такое пословицы? -Прочтем первую пословицу. Какое слово нам подходит по смыслу? -Какой смысл в данной пословице заложен? -Назовите синонимы в данной пословице. Подчеркните. -Прочтем вторую пословицу. Какое слово нам подходит по смыслу? -Какой смысл в данной пословице заложен? -Что у нас есть в данной пословице? Синонимы или антонимы? - Прочтем третью пословицу. Какое слово нам подходит по смыслу? -Какой смысл данной пословицы? - Что у нас есть в данной пословице? Синонимы или антонимы? - Прочтем четвертую пословицу. Какое слово нам подходит по смыслу? -Какой смысл пословицы? - Что у нас есть в данной пословице? Синонимы или антонимы? -Молодцы. | -спишите и дополните пословицы подходящими по смыслу словами. Назовите синонимы и антонимы. -пословицы – это народное изречение, имеющее поучительный смысл. -Приятелей много, да друзей нет. -о том, что друзья гораздо ценнее приятелей. Друзья не придадут, придут на помощь в трудную минуту. А с приятелем можно просто провести время, с приятелями мы не настолько близки, как с друзьями. -приятель – друг. -ученье свет, а неученье – тьма. -о том, что если человек не будет учиться, стараться, а будет бездельничать, то в жизни у него ничего не получится. -у нас есть антонимы. Ученье – неученье. -Правой рукой строит, а левой разрушает. -что человек, создавая или строя одно, может не осознавать (или осознавать) разрушать другое. -антонимы. правой – левой. -лучше горькая правда, чем сладкая ложь. -как бы ни была тяжела правда, лучше знать ее, чем обманываться и жить в неведении. -В пословице есть антонимы. Две пары – правда – ложь, сладкая – горькая. | Предметные результаты: закрепляют знания методом работы с пословицами; находят, подбирают и распознают синонимы и антонимы в пословицах; раскрывают значение пословиц. Личностные УУД: проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; выражают готовность к сотрудничеству с коллективом и учителем. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | -У нас осталось последнее задание на сегодня. Задание заключается вот в чем, я буду диктовать слово, а вы должны подобрать к нему синоним или антоним. Выполняем самостоятельно, записываем только синоним или антоним. Пишем слова через запятую, с красной строки. Если вы не знаете слово, то поставьте прочерки и продолжайте дальше через запятую. -Сначала запишите синоним к словам: Большой (огромный), мокрый (сырой), работать (трудиться), хохотать (смеяться), мытый (чистый), светлый (яркий), вьюга (метель)., скупой (жадный), рёва (плакса). -Запишем антонимы к словам: Враг (друг), нежный (грубый), молчать (говорить), высокий (низкий), родной (чужой), мужество (трусость), плюс (минус), плохой (хороший), глухой (звонкий), твердый (мягкий), черный (белый). -Давайте проверим ваши слова. Если вы правильно определили синоним или антоним поставьте «+» над словом простым карандашом. *учитель фронтально опрашивает класс* | *пишут синонимы к словам в тетрадях* *пишут антонимы к словам* *учащиеся проверяют, ставят «+» простым карандашом над словом* | Предметные результаты: используя новые знания о синонимах и антонимах пишут диктант, выписывая и подбирая к словам их антонимы или синонимы. Личностные УУД: осознают свои возможности в учении. Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усеваемого материала. |
Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Ребята, какую тему урока мы сегодня изучали? -Что нового вы узнали? -Что такое синонимы? -Что такое антонимы? -Ребята, а зачем нам нужны с вами синонимы и антонимы? Какова их роль в нашей речи? | -сегодня мы изучали тему «синонимы и антонимы». -мы узнали, что означают слова синонимы и слова антонимы. -синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. -антонимы — это слова, противоположные по смыслу. -синонимы и антонимы нам нужны, чтобы сделать нашу речь богаче, разнообразнее и красноречивее. Нам не нужно повторять одно и то же слово несколько раз, ведь в русском языке мы можем использовать синонимы. Антонимы нам нужны, что передать контраст чего-либо, что так же украшает нашу речь и делает ее более насыщеннее. | Предметные: проводят познавательную рефлексию, подытоживают информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и умение слушать одноклассников. Личностные УУД: совершенствуют навыки рефлексии. Познавательные УУД: определяют круг своих новых знаний. |