Урок в 6 классе по теме «Повторение раздела «Словообразование и орфография».
Цели: закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография»; отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора слов. . Задачи:
- обучающие:
1) формировать умение выполнять словообразовательный разбор;
2)определять способы образования слов;
3) комментировать известные виды орфограмм.
-развивающие:
1) работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы;
2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-воспитательные
1) прививать любовь к книге;
2)развивать чувство бережного отношения друг к другу.
10.Тип урока: Урок – повторение. Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
11.Формы работы учащихся: коллективно-групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Самая большая ценность народа -его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.
- Как понимаете слова Д.С.Лихачёва?
НА ДОСКЕ : паровоз пар возить, земледелие земля делать
- Как называются образованные таким образом слова? (сложные) - Почему? (состоят из двух корней)
- Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)
- Они и будут сегодня героями нашего урока.
II. Работа по теме урока.
Работа с предложением.
Подберите схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.
« », - А. А: « ». А: « ?». « !» - А.
Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.
Проверочная работа.
1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
- приставочный способ
- суффиксальный способ
- приставочно-суффиксальный способ
- сложение (основ или целых слов)
- сложение сокращенных основ
- переход одной части речи в другую
летчик
преподнести
МГУ
парашютистка
ЦБ
привстать
электровоз
турпоход
сотрудник
малодоступный
птицефабрика
кресло-кровать
престранный
учительская
Сбербанк
2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
Все двери зап..рались на замок.
Ярко зарделась з..ря.
Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
Река протекала в густых зар..слях.
Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
Он знал эту отр..сль производства.
Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и
пр..вратить
пр..поднять
пр..красный
пр..лунение
пр..успевать
пр..школьный
пр. .образователь
пр..образованный
пр..полярный
пр.. мудрый
пр..выкать
пр..одолеть
пр.. прятать
пр..остановить
пр ..рвать
4) Вставьте пропущенные буквы:
Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.
Проверочная работа __________________________________
1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого слова соответствующий номер:
- приставочный способ
- суффиксальный способ
- приставочно-суффиксальный способ
- сложение (основ или целых слов)
- сложение сокращенных основ
- переход одной части речи в другую
летчик ____
преподнести ____
МГУ _____
парашютистка ____
ЦБ ___
Привстать ____
электровоз ____
турпоход ____
сотрудник _____
малодоступный _____
птицефабрика _____
кресло-кровать _____
престранный _____
учительская _____
Сбербанк _____
2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
Все двери зап..рались на замок.
Ярко зарделась з..ря.
Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
Река протекала в густых зар..слях.
Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
Он знал эту отр..сль производства.
Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и
пр..вратить
пр..поднять
пр..красный
пр..лунение
пр..успевать
пр..школьный
пр. .образователь
пр..образованный
пр..полярный
пр.. мудрый
пр..выкать
пр..одолеть
пр.. прятать
пр..остановить
пр ..рвать
4) Вставьте пропущенные буквы: Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.
Проверочная работа __________________________________
1) Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого слова соответствующий номер:
- приставочный способ
- суффиксальный способ
- приставочно-суффиксальный способ
- сложение (основ или целых слов)
- сложение сокращенных основ
- переход одной части речи в другую
летчик ____
преподнести ____
МГУ _____
парашютистка ____
ЦБ ___
Привстать ____
электровоз ____
турпоход ____
сотрудник _____
малодоступный _____
птицефабрика _____
кресло-кровать _____
престранный _____
учительская _____
Сбербанк _____
2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
Все двери зап..рались на замок.
Ярко зарделась з..ря.
Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
Река протекала в густых зар..слях.
Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
Он знал эту отр..сль производства.
Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и
пр..вратить
пр..поднять
пр..красный
пр..лунение
пр..успевать
пр..школьный
пр. .образователь
пр..образованный
пр..полярный
пр.. мудрый
пр..выкать
пр..одолеть
пр.. прятать
пр..остановить
пр ..рвать
4) Вставьте пропущенные буквы: Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.
5. Итог урока. Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности раздела «Словообразование и орфография».
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».