-Прочитайте слова, назовите лишнее. (городской , все остальные имена существительные)
- Какие слова называются существительными?
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают? Пропишите букву с которой начинаются эти слова.
Какая это буква? -Г г . Характеристика звука «г» .
( согласный, твердый ,парный г- к, звонкий)
- На какой вопрос отвечает лишнее слово? -городской (какой?)
_ Давайте прочитаем на доске след .слова: уши, хвост, шерсть, зубки.
- Можем мы узнать о каком животном говорится?( нет, это сделать трудно)
-Почему мы не можем дать полный ответ на поставленный вопрос?
(Нет признаков описания )
3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы познакомимся со словами, обозначающими признаки предметов. Выясним их роль в речи и на какие вопросы они отвечают.
Научимся распознавать и правильно употреблять.
- Давайте вернемся к нашим словам.
-Какие слова вы добавили к словам , если бы речь шла о зайце?(ответ детей :длинные, большие ,маленький ,короткий, серая ,пушистая и т. д )
-Что у нас получилось?
- А теперь понятно, о ком идет речь в этом предложении?
- Поставьте к словам помощникам вопросы
уши какие? длинные
хвост какой? короткий
шерсть какая? серая
зубки какие? острые
-Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признаки)
Правило: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое?- обозначают признаки предмета .Эти слова называются прилагательными. Карточки с вопросами
Физминутка
Сейчас отдохнем. Сделайте столько хлопков руками, сколько раз прилагательные встретятся в описании осени.
…Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Сделайте столько наклонов вправо и влево, сколько встретите прилагательных в загадке.
Я бываю разная:
Черная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая? (машина)
Сделайте столько приседаний, сколько прилагательных услышите.
Дом зеленый тесноват-
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (горох)
4 .Закрепление и осмысление изученного материала
1.Игра «Кто быстрее» На карточках слова в два столбика.
Необходимо соединить слова по смыслу и записать в тетрадь.
солнце(какое?) яркие
звезды(какие?) резкие
море(какое?) теплое
буря(какая?) быстрый
конь(какой?) доброе
слово(какое?) синее
песня(какая?) снежная
2.Работа с текстом . Перед вами два текста . - Прочитайте один ,а
потом второй .Сравните между собой эти тексты.
Наступила весна. Наступила ранняя весна
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем первый текст? (О весне)
- О чем второй текст? ( О весне)
- Можно ли эти тексты считать одинаковыми?
- Докажите, чем первый текст отличается от второго? ( слова признаки)
- Какой текст больше нравится? Почему?
- Какую роль играют в речи (слова описания)имена прилагательные?
ВЫВОД:Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.
Да, прилагательные делают нашу речь более красочной, выразительной.
3.Работа с пословицами
- Дополните пословицы подходящими по смыслу словами
Легко…. руками жар загребать.(чужими .своими, красивыми )
…… друг лучше ……двух. (старый ,молодой , больших .новых)
-Спишите пословицы ,подчеркните слова волнистой линией ,обозначающие признаки предметов.