Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"
Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"»
Урок в 5 классе "Имя существительное"
Урок русского языка по ФГОС
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Имя существительное как часть речи »
Цели урока:
- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевыхпонятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические), цветные жетоны, «бортовые журналы».
Литература:
1.Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова.-М.:Просвещение,2012г
2.Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Учебное пособие/ Т.И.Павлова,Л.Н.Гунина.
3.Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ.5класс/Н.Н.Соловьева.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Учитель: - Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:
В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».
- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
(Красный – высокий уровень, синий – средний, жёлтый– низкий уровень)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1.Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи?
2.На примере содержания данной сказки расскажите, по каким признакам можно определить имя существительное.
3.Восстановите текст.
Имя существительное – это ………..часть речи, обозначающая ………и отвечающая на вопросы ……….. .
Имена существительные бывают ………. рода, в предложении играют роль ……… .
Род, число, склонение, одушевлённость (неодушевлённость), собственное или нарицательное
Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением
Имя
существительное
3.Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: алгоритм правильного действия.
Составим алгоритм:
(Записывают в справочники)
Обучающиеся дают алгоритм действия:
1.Задать вопрос Кто? или Что?
2.Значение – предмет
3.Имеет ли род, склонение
4.Изменяется ли по числам, падежам
Затем обучающиеся выполняют упражнение 478 в тетрадях, используя образец устного рассуждения или алгоритм. (Нужно выписать в левый столбик существительные, а в правый – прилагательные). В роли проверяющих – капитаны групп.
4.Первичное закрепление изученного.
Цель этапа:
выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.
Задания трёх уровней.
3 уровень « жёлтые»:
Придумать и записать существительные на тему «Осень» (кто больше) и определить склонение имён существительных.
2 уровень «синие»:
Используя словари, выписать 10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое значение у 2-3 слов.
1 уровень «красные»:
Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.
Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.
5.Физминутка
6. Этап включения нового УУД в систему
1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .
Подбирают и записывают слова парами
Беда – (несчастье) Ложь – (неправда)
Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)
Свобода – (независимость) Враг – (недруг)
Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)
2. - Найдите четвёртое лишнее слово в каждом ряду:
Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.
2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных./ Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».
3 уровень: Пересказ сказки (см. стр.44)./ Дать определение имени существительного (см. стр.46).
8.Этап рефлексии
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
-Какой была тема урока?
-Чему мы научились на уроке?
-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?
-Кому поставим сегодня отметки?
- Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)
Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.