kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. 
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"»

Урок в 5 классе "Имя существительное"

Урок русского языка по ФГОС

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи »

Цели урока:

- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  сформировать представление о существительном как о части речи;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические), цветные жетоны, «бортовые журналы».

 

Литература:

1.Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова.-М.:Просвещение,2012г

2.Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Учебное пособие/ Т.И.Павлова,Л.Н.Гунина.

3.Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ.5класс/Н.Н.Соловьева.

 

ХОД УРОКА

 

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель: -  Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:

 В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.

 

  - Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(Красный – высокий уровень, синий – средний,  жёлтый– низкий уровень) 



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

1.Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи?

2.На примере содержания данной сказки расскажите, по каким признакам можно определить имя существительное.

3.Восстановите текст.

  Имя существительное – это ………..часть речи, обозначающая ………и отвечающая на вопросы ……….. .

  Имена существительные бывают ………. рода, в предложении играют роль  ……… .

   Имена существительные изменяются ………….. .

4.Пользуясь теоретическим материалом учебника, продолжите заполнение таблицы:

Вопрос, который можно задать к слову

Грамматическое значение

Грамматические признаки

Синтаксическая роль

Вывод: какая часть речи

Кто? Что?       и другие падежные вопросы

Обозначает предмет

Род, число, склонение, одушевлённость (неодушевлённость), собственное или нарицательное

Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением

Имя

существительное

 

 

3.Реализация проекта выхода из затруднения.

 

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Составим алгоритм:

(Записывают в справочники)

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

 

Затем  обучающиеся выполняют  упражнение 478 в тетрадях, используя образец устного рассуждения или алгоритм(Нужно выписать в левый столбик существительные, а в правый – прилагательные). В роли проверяющих – капитаны групп.

4.Первичное закрепление изученного.

 

Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

 

- Сейчас каждый из вас будет выполнять  задание по карточке.

Задания трёх уровней.

3 уровень « жёлтые»:

 Придумать и записать существительные  на тему «Осень» (кто больше) и  определить склонение имён существительных.  

2 уровень «синие»:

Используя словари, выписать  10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое  значение  у 2-3 слов.  

1 уровень «красные»:

Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

 

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

5.Физминутка

 

6. Этап включения нового УУД в систему

 

1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь – (неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. - Найдите  четвёртое лишнее слово в каждом ряду:

Мастер,  бабочка, толпа, сверстница.

 Ночь, кукла, рябина,  земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.

 

7.Домашнее задание.

 - Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.

2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных./ Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».

3 уровень:  Пересказ сказки (см. стр.44)./ Дать определение имени существительного (см. стр.46).

  

8.Этап рефлексии

 

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

-Какой была тема урока?

-Чему мы научились на уроке?

-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

-Кому поставим сегодня отметки?

- Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"

Автор: Буторина Людмила Петровна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока русского языка тема имя существительное."
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "318890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460693221"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка Тема урока: Закрепление.Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_tema_uroka_zakreplenie_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "577484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617566591"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства