| № п/п | Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность Учащихся | 
  | 1. | Организационный момент |  Приветствует учащихся.  Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. | 
  |  I. Стадия «Вызов»  | 
  | 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Мотивация. Актуализация опорных знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  1. Устный опрос.    Отгадайте, какой части речи посвящено стихотворение. Все, что существует, оно обозначает, И человека, и животный мир. На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб никто не обижался, Оно имеет и число, и род. У него к тому же 3 склоненья, А падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное)   
 1. А что такое имя существительное?   Выпишите из стихотворения все имена существительные. (Человек, мир, вопрос, число, род, склонение, падеж) 2.Среди записанных слов найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ (Человек (кто?) – одуш.имя сущ. (Что?) – неодуш).  Организует взаимопроверку. |  Отвечают на вопросы Открывают тетради, записывают число, классная работа.    
 
  
 
  
 
  Выполняют задание.    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 | 
  | 3. | Определение темы урока. Целеполагание |  Предлагает определить тему и цели урока.  - Предположите тему нашего урока.  
 
  
 
  - Попытайтесь сформулировать цели?  
 
 
 | 
 Высказывают свои предположения.   
 
 Записывают тему. Формулируют цели урока. 
 
 
 | 
  | 4. 
 
 
 
  
 
 
 5. |  Выявление места и причины затруднения  
 
  
 
  
 
   
 |  Организует деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. – Посмотрите на записанные столбики слов и определите, по какому принципу распределены слова   – Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1м столбике называют неживых существ, а во 2м – живых? – Какое противоречие заметили?        | 
 
 Существительные одушевлённые и неодушевлённые:   апельсин шофер вокзал тренер гербарий космонавт столы герой здоровье ученики народ кукла   стадо снеговик   племя домовой 
 
 
 | 
  |   5. |  
 
 Постановка проблемного вопроса |    - Как вы думаете, почему при определении категории одушевленности и неодушевленности не совпадает деление предметов на живые и неживые в природе? 
 | 
 | 
  | 
  II. Стадия « Осмысление» | 
  | 6. | Открытие нового знания 
 | Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:  1. Чтение теории - параграф № 90  2.просклонять существительные во множественном числе: друзья, деревья 
 3.Работа по составлению алгоритма   
 |  Выполняют задание;  изучают теоретический материал  Делают обобщение:       |  Одушевленные (мн.ч.)  В.п. = Р.п.  Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = И.п.   |  
 
  
 
  Неодушевл. = И.п.   |   
 
 | 
  |  7.  
  
  
  
  
 |  Первичное закрепление | Задание: определить одушевлёнными или неодушевлёнными являются выде ленные имена существительные?    Молоко покрыла пенка,  Варится в котле овсянка.  За окном щебет пенка,  Подпевает ей овсянка.  
 |  Коллективная работа -  разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных по лексическому значению. | 
  |  8. | Разминка для глаз.    
 
 |  Называет предметы, если имя существительное одушевлённое – глаза поднимать вверх, если неодушевлённое – смотреть вниз  
 
 |  Выполняют упражнения | 
  |  9. |  Самостоятельная работа с самопроверкой   |  Найдите «лишнее» слово. Выпишите его. 1) Стол, яблоня, леший, линейка, ягода   2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.   3) Дом, берёза, машина, кукла, цветок.   4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.   
 |  Работают самостоятельно (карточки) Проверяют себя, сверяют со слайдом выписанные слова  
 | 
  |  10.  
  
 |  Физкультминутка  
  
  
 | 
 Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки в бок, вперед смотри – это «три». На « четыре» - поскакать. Две руки к плечам прижать – это «пять».   Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».  
 |  Выполняют упражнения | 
  |  III. Стадия «Рефлексия» | 
  |  11.   |  Включение в систему знаний и повторение | 1.Запишите текст. Укажите одушевлённые существительные.  Какие светлые, особенные н…чи в феврале! В л..су легко замечаешь след санной доро..и. Далеко уходит у..кая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей сне..ной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц зайцев. 
 1)Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. 2)Расставьте недостающие знаки препинания в 6 предложении. Дайте характеристику предложению.   3) Определите грамматические признаки слова:   луны   
 2.Выполните упр.485  
 
 |  Самостоятельно работают с текстом  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Работают у доски 2 ученика ( индив.):  синтаксический разбор предложения,    определение грам. признаков слова – лесу  
  Выполняют упражнение | 
  |  12. |  Закрепление темы |  Словарная работа. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные    агитация агитатор  труба трубач  помощь помощник  камень каменщик  библиотека библиотекарь  виноград виноградарь  сила силач  журнал журналист  груз грузчик  разведка разведчик  
 |  Выполняют задания по группам:  1 вариант – неодушевленные сущ. превращают в одушевленные,  2 вариант – одушевленные сущ. в неодушевленные.  
 | 
  |  13. |  Оценка знаний, итог |  1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока?  2.Что вы узнали и чему научились?  3.Как определить принадлежность существительных к разряду одушевленных и неодушевленных?  
  Составление синквейна.  1. сущ.  2. 2 прилаг.  3. 3 гл.  4. 1 предлож.  5. сущ. – синоним |  
  Оценивают свои знания | 
  |  14. |  Задание на дом. |  Задаёт домашнее задание, комментирует.  Упр.486.    Пар. № 90  
 
 |  Записывают д. з.   | 
  |  15. |  Подведение итогов  
 |  Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.  
 |  
  
 |