№ п/п | Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность Учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
I. Стадия «Вызов» |
2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний | 1. Устный опрос. Отгадайте, какой части речи посвящено стихотворение. Все, что существует, оно обозначает, И человека, и животный мир. На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб никто не обижался, Оно имеет и число, и род. У него к тому же 3 склоненья, А падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное) 1. А что такое имя существительное? Выпишите из стихотворения все имена существительные. (Человек, мир, вопрос, число, род, склонение, падеж) 2.Среди записанных слов найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ (Человек (кто?) – одуш.имя сущ. (Что?) – неодуш). Организует взаимопроверку. | Отвечают на вопросы Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Выполняют задание.
|
3. | Определение темы урока. Целеполагание | Предлагает определить тему и цели урока. - Предположите тему нашего урока.
- Попытайтесь сформулировать цели?
| Высказывают свои предположения. Записывают тему. Формулируют цели урока. |
4. 5. | Выявление места и причины затруднения
| Организует деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. – Посмотрите на записанные столбики слов и определите, по какому принципу распределены слова – Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1м столбике называют неживых существ, а во 2м – живых? – Какое противоречие заметили? | Существительные одушевлённые и неодушевлённые: апельсин шофер вокзал тренер гербарий космонавт столы герой здоровье ученики народ кукла стадо снеговик племя домовой |
5. |
Постановка проблемного вопроса | - Как вы думаете, почему при определении категории одушевленности и неодушевленности не совпадает деление предметов на живые и неживые в природе? | |
II. Стадия « Осмысление» |
6. | Открытие нового знания | Организует деятельность учащихся по изучению нового материала: 1. Чтение теории - параграф № 90 2.просклонять существительные во множественном числе: друзья, деревья 3.Работа по составлению алгоритма | Выполняют задание; изучают теоретический материал Делают обобщение: Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п. Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = И.п. |
Неодушевл. = И.п. |
|
7. | Первичное закрепление | Задание: определить одушевлёнными или неодушевлёнными являются выде ленные имена существительные? Молоко покрыла пенка, Варится в котле овсянка. За окном щебет пенка, Подпевает ей овсянка. | Коллективная работа - разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных по лексическому значению. |
8. | Разминка для глаз.
| Называет предметы, если имя существительное одушевлённое – глаза поднимать вверх, если неодушевлённое – смотреть вниз | Выполняют упражнения |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой | Найдите «лишнее» слово. Выпишите его. 1) Стол, яблоня, леший, линейка, ягода 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. 3) Дом, берёза, машина, кукла, цветок. 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. | Работают самостоятельно (карточки) Проверяют себя, сверяют со слайдом выписанные слова |
10. | Физкультминутка | Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки в бок, вперед смотри – это «три». На « четыре» - поскакать. Две руки к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». | Выполняют упражнения |
III. Стадия «Рефлексия» |
11. | Включение в систему знаний и повторение | 1.Запишите текст. Укажите одушевлённые существительные. Какие светлые, особенные н…чи в феврале! В л..су легко замечаешь след санной доро..и. Далеко уходит у..кая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей сне..ной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц зайцев. 1)Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. 2)Расставьте недостающие знаки препинания в 6 предложении. Дайте характеристику предложению. 3) Определите грамматические признаки слова: луны 2.Выполните упр.485
| Самостоятельно работают с текстом Работают у доски 2 ученика ( индив.): синтаксический разбор предложения, определение грам. признаков слова – лесу Выполняют упражнение |
12. | Закрепление темы | Словарная работа. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные агитация агитатор труба трубач помощь помощник камень каменщик библиотека библиотекарь виноград виноградарь сила силач журнал журналист груз грузчик разведка разведчик | Выполняют задания по группам: 1 вариант – неодушевленные сущ. превращают в одушевленные, 2 вариант – одушевленные сущ. в неодушевленные. |
13. | Оценка знаний, итог | 1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока? 2.Что вы узнали и чему научились? 3.Как определить принадлежность существительных к разряду одушевленных и неодушевленных? Составление синквейна. 1. сущ. 2. 2 прилаг. 3. 3 гл. 4. 1 предлож. 5. сущ. – синоним | Оценивают свои знания |
14. | Задание на дом. | Задаёт домашнее задание, комментирует. Упр.486. Пар. № 90
| Записывают д. з. |
15. | Подведение итогов | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. | |