самостоятельно в тетради, один ученик, справившийся быстрее, выполняет
на доске. Проверка по доске.)
Учитель Вспомните стихотворение – помощник, как проверить букву безударного
гласного в корне слова.
Учащиеся (хором) Если буква гласного
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение!
IV.Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
IV.Выявление места и причины затруднения.
Учитель (вывешивает на доску изображение золотой осени)
Ребята, подберите слово-признак к слову осень.
Учащиеся Золотая осень.
Учитель Запишите слово золотая фломастером на листках. Поставьте ударение,
выделите корень. Почему это слово написано у вас по-разному?
Учащиеся Не знаем способа проверки таких слов.
Учитель В какой части слова возникли затруднения? Какая это орфограмма?
Учащиеся В корне слова. Буква безударного гласного.
Учитель А сколько в этом слове букв безударных гласных ?
Учащиеся Две буквы безударных гласных.
V. Построение выхода из затруднения.
Учитель Запишите слово золотая с пропуском орфограмм (один ученик у доски,
остальные учащиеся в тетрадях). Подберите проверочные слова.
З.л.тая – золото, позолота.
(Один ученик в толковом словаре С.И.Ожегова читает значение слова «позолота», учитель показывает иллюстрацию с изображением куполов Ростовского собора)
Учитель Как же будете действовать, если в слове не одна, а две буквы безударных
гласных в корне?
Учащиеся Будем подбирать не одно, а два проверочных слова.
Учитель Вот вам и удалось открыть еще одну тайну нашего родного языка. Вы
открыли новое в уже известных знаниях.
VI. Первичное закрепление.
Учитель А сейчас попробуем применить полученные знания. Я знаю, что вы очень
любите играть, поэтому предлагаю вам игру.
1. Игра «Заморочки из бочки».
У каждого ученика на партах осенний листок с гласной буквой. Учитель достает из бочонка карточки со словами с пропущенными буквами. Выбегают те ученики, у кого на листке пропущенная буква.
Мес.ц, л.стопад, к.л.сок, в.ч.рами, зап.хи.
VII. Самостоятельная работа. Карточки. Взаимопроверка.
1 вариант
Фамилия, имя ______________________________________
Задание:
поставь ударение
выдели корень
подбери второе проверочное слово
вставь пропущенные буквы
подчеркни орфограмму
В.ч.реет - _________________, вечерний.
Л.ш.денка - ________________, лошадка.
П.л.са – полосы, ____________.
Отметка одноклассника ______
Отметка учителя _____
2 вариант
Фамилия, имя ______________________________________
Задание:
поставь ударение
выдели корень
подбери второе проверочное слово
вставь пропущенные буквы
подчеркни орфограмму
Г.л.ва - _________________, головка.
Х.л.да – ________________, холодный.
В.с.лились – весело, _______________.
Отметка одноклассника ______
Отметка учителя _____
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель Ребята, какую цель ставили? Что научились делать сегодня на уроке?
Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?
Вы очень хорошо работали на уроке. Я очень благодарна вам. Но активнее
были (учитель называет фамилии детей), они получают отметки.
Ребята, попробуйте оценить каждый свою работу на уроке, выбрав одно
из утверждений.
Я могу пользоваться новым способом проверки буквы безударного гласного в корне и могу объяснить одноклассникам.
Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, как доказывать правописание букв безударных гласных в корне слова.
IX. Домашнее задание.
Учитель Ребята, осень вам прислала письмо. Дома вы вновь будете открывать
тайны нашего языка.
(Каждый ученик получает конверт с заданием).
В конверте напечатано стихотворение И.Ковалевского « В осеннем парке» из сборника-хрестоматии Т.А.Бутенко «Край родной».