Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке. На экране появляется Веселый Интересный урок Простой Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? Создание эмоционального настроя. (музыка) (Слайд 2) Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся. Это время………зовётся. Наш урок сегодня посвятим этому удивительному времени года. Повторение изученного о предложении Введение в тему урока. -Найдите в загадке прилагательные. Докажите. Сколько предложений в загадке? Как определили? Вспомните, что мы называем предложением. Давайте вспомним виды предложений. (Слайд 4) Подул ветерок-проказник и внес путаницу. Наведите порядок, помогите поставить все на свои места. Обобщите и расскажите. Предположите, какая тема урока? Прочитайте 1 предложение и дайте характеристику. Найдите грамматическую основу, подчеркните её в стихотворении. Назовите. (Слайд 5) Предложение с 1 грамматической основой называется ПРОСТЫМ. Предположите, какой будет тема урока. Прочитайте запись из задания № 1. Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья Какое задание мы можем выполнить? Определите сколько предложений. Докажите. Расставьте границы предложений. (Слайд 6) Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях. 2 ученика составляют схемы предложений. Проверьте. (Слайд 7) Найдите знакомые орфограммы, назовите их, подчеркните. Физминутка для глаз. (Слайд 8) В конце физминутки закройте глазки. Откройте. /В это время меняю слайд. (Слайд 9) Получается сложное предложение./ Продолжим работу. Сравните написанное на доске и на листочке. Кто заметил, что изменилось в нашей записи? Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие? (Сложение) Это предложение называется СЛОЖНЫМ Запишите это сложное предложение. Найдите грамматическую основу. Сколько получилось грамматических основ? Как мы разделили на письме 2 грамматические основы? (запятой) Запятая – это граница между двумя простыми предложениями. Дополните наши схемы. Изучение нового. Уточните нашу тему. На доске « Простые и сложные предложения». Сформулируйте учебную задачу (чему мы будем учиться на уроке?) По каким признакам мы будем отличать простое предложение от сложного? Составим схему-помощницу «как отличить простое предложение от сложного» 2 ученика работают у доски. Достаньте из конверта карточки с темой урока Найдите главный отличительный признак простого предложения от сложного. Найдите недостающие детали в схеме. Проверьте. Подготовьте рассказ по схеме. Так какой главный отличительный признак простого предложения от сложного? Быстро пролетели последние дни лета. Посыпались на землю пёстрые листья, под ними спрятались грибки. Заблестели в воздухе лёгкие паутинки. Физминутка. Немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Скоро налетят …………….ветры пойдут…………….дожди деревья скинут свой……………….наряд. Слова для справок: злые, холодные, прекрасный Назовите. У кого какие варианты? Запишите свой вариант. У кого получилось сложное предложение? Прочитайте. Докажите. А у меня получилось вот так. Скоро налетят злые ветры. Пойдут холодные дожди, деревья скинут свой прекрасный наряд. Обобщение знаний по теме урока. Прочитайте все предложения, начиная с самого первого. Что у нас получилось? (текст) Докажите. Какой тип текста? Мы собрали текст из предложений. А схему-помощницу собрали из признаков предложений. Переверните схему. Что у нас получилось? (Картинка) Творческая работа. Предлагаю выполнить творческое задание. Продолжите текст о том как звери и птицы готовятся к зиме, используя разные виды предложений. Кто хочет, зачитайте. Рефлексия Сбылись ли ваши ожидания? Выразите свое отношение к уроку. Продолжите предложение, написанное на осеннем листочке. Зачитайте. Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я научился… Меня удивило… Спасибо всем за работу. |