Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час). Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать стремление совершенствовать устную и письменную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
(Учебник под редакцией М.М. Разумовской)
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать стремление совершенствовать устную и письменную
речь.
Ход урока
1.Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА- изложение, сочинение, часть А,В)
Составьте предложения. Объясните орфограммы, пунктограммы. Какие это предложения по структуре?(простое, сложное,СС,СП,БС)
1. Язык – это город. Принес свой камень. На построение которого . Живший на земле. Каждый человек. ( Язык – это город, на построение которого каждый человек, живший на земле, принес свой камень. Эмерсон)
2.Прекрасный, мысль, терять, всю, свой, ценность, она, дурный, выраженный.( Прекрасная мысль теряет всю своюценность, если она дурно выражена. Вольтер)
3.Люди , перестать, мыслить, перестать, читать.( Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро)
4.У, афоризм, есть, бесспорный, преимущество, читатель, не отложить, он, недочитанный( У афоризма есть бесспорное преимущество: читатель не отложит его недочитанным. Лауб)
7.Язык, сказавший, глупый, слово, не ,виноватый, виноватый, голова.
( Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.)
2. Постановка учебной задачи.Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.
Слово учителя
Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи.
3.Работа с учебником:
- чтение п. №27
анализ предложений,упр. №240- №7(М.Ю.Лермонтов- юбилей, 200 лет со дня рождения, 2014 год – ГОД культуры).
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно определить, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Например:
1) [Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет)
(А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенноутопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
К ним относятся:
1) сочинение и подчинение.
Например:Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
2) сочинение и бессоюзная связь.
Например:Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
(Но – сочинительный союз.)
Схема этого предложения:
3) подчинение и бессоюзная связь.
Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою(Чехов).
(Когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например:Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
4.Итог урока:
каков алгоритм работы, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи((с.150, №2).
5.Самостоятельная работа: синтаксический разбор предложений (начало урока). Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. В.Сухомлинский.
6.Домашнее задание: п.№27, у.243.
Язык – это город, на построение которого каждый человек, живший на земле, принес свой камень. Эмерсон
Прекрасная мысль теряет всю своюценность, если она дурно выражена. Вольтер
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро
У афоризма есть бесспорное преимущество: читатель не отложит его недочитанным. Лауб
Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно слово.
Гослинский.
Стрелы разят тело, горькие слова - душу. Грасиан
Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
1.Язык – это город. Принес свой камень. На построение которого . Живший на земле. Каждый человек. Эмерсон) Знаки препинания?