Цели урока: 1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями
склонения прилагательных женского рода.
Повысить уровень знаний детей по теме: « Имя прилагательное».
Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения
адекватно оценивать свой труд.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями для индивидуальной
работы.
Личностные: Проявляют интерес к учебной деятельности.
Предметные : Склонять имена прилагательные женского рода.
Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.
Писать правильно слово «экскурсия»
Метапредметные: Регулятивные:
предвосхищать результаты.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий. – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Деятельность учащихся: Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.
-Но для этого надо помнить, что мы одна дружная семья.
У нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Прозвенел звонок. Начался урок. Тихо мы за парты встали И друг другу покивали Всем гостям сказали:
«Здравствуйте». Улыбнулись, поклонились… И на место повернулись.
- Каким вы хотите видеть урок? ( Познавательным, интересным)
-Но для этого надо помнить, что мы одна дружная семья.
(Слайд 1.)
-Прочитайте эпиграф нашего урока « Обращаться с языком кое – как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
А. Н. Толстой.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: учить последовательно идти к намеченной цели. Развивать речь, внимание, мышление. Закрепить знания об имени прилагательном.
-Посмотрите на слова записанные на экране. (Слайд 2.)
-Чем похожи слова в верхней строке? А во второй строке?
Д….рога, комн…та, а…ея, кв…ртира.
(слова для справок: ДЛИННАЯ, УЮТНАЯ, ШИРОКАЯ, БОЛЬШАЯ)
-Какое задание вы можете выполнить, опираясь на эти слова?
( Вставить пропущенные буквы, подобрать смысловые пары существительное + прилагательное. Разделить на группы, учитывая значение слов.)
- Назовите пропущенные буквы.
-Подберите смысловые пары существительное + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
-Разделите на группы, учитывая значения слов. (Слайд 3.)
дорога широкая комната большая
аллея длинная квартира уютная
-Назовите, что есть общего в именах прилагательных.
-На что указывают эти окончания?
-Эти сочетания букв мы и будем сегодня писать на минутке чистописания. (ая яя)
-Запомните эти словосочетания и запишите по памяти. Выделите окончания и укажите род. (Слайд 4.) (Звучит тихая музыка)
Проверка.
-В каких словах безударную гласную можно проверить?
Тест: (Слайд 5.)
-Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какова цель этого задания? (Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово)
-Букву, которая соответствует правильному ответу, записывайте в таблицу, которая находится в конце теста.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)
-Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
Этап формулировки темы и целей урока.
Цель: учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.
-Ориентируясь на ключевое слово, учитывая прилагательные, которые вы записали, сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 6.)
-Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Познакомиться………
Учиться определять……….
Повторить……..
( Познакомиться со склонением имён прилагательных женского рода. Учиться определять падеж прилагательных. Повторить знания об именах прилагательных).
и, ж. 1. Коллективная поездка (прежде также индивидуальная) ку-да-н., посещение чего-ы. с образовательной, познавательной целью. Э. в музей. Поехать на экскурсию в заповедник, 2. Группа экскурсантов. Приехала э. II прыл, экскурсионный, -ая, -ое (к 1 знач.). Э. автобус. Э. маршрут. Экскурсионная база.. (по словарю Ожегова)
Определите род, число, часть речи (ж.р, ед.ч, сущ)
Образуйте имя прилагательное и составьте предложение (экскурсионный)
9.Итог урока.
-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые вопросы?( Р.п., Д.п., Т. п., П.п.)