познакомить с правописанием разделительного мягкого знака;
учить различать разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных;
формировать у учащихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком;
учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Формирование УДД
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку).
Коммуникативные:
осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
Регулятивные:
уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
находить и исправлять собственные ошибки.
Личностные:
формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
применять правила делового сотрудничества.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Планируемые результаты:
Базовый уровень:
Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.
Повышенный уровень:
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак- показатель мягкости.
Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.
Организационный этап
Видеоприветствие.
-Ребята, вы готовы найти ответы на вопросы: что? как? почему?
Что за буква?
Кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
( Картинка Ь)
-Что вы знаете про эту букву? ( Не обозначает звука, слова не начинаются на эту букву, поэтому нет заглавной буквы.)
Чистописание
- Прочитайте буквосочетания: бь вь
- Запишите в тетрадь и красиво, соблюдая все правила каллиграфии, повторите ещё два раза.
-Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? ( Обозначает мягкость согласного звука.)
- Придумайте слова, которые будут оканчиваться на эти буквы. ( Прорубь, голубь, бровь и т.д.). Запишите их столбиком в тетрадь.
Прочитайте следующие буквосочетания: бьи вьи
- Запишите в тетрадь , повторяя три раза.
- Какая функция у Ь здесь? ( Он разделяет согласную и гласную букву, чтобы не получился слог-слияние.)
- Может кто-то из вас знает, как называется такой Ь? ( Разделительный мягкий знак.)
Молодцы! Вы сейчас назвали тему нашего урока:
Разделительный мягкий знак.
Работа над новым материалом
-Вот здесь прячется гость. ( На доске картинка, она закрыта.).
На доске :
Вы рады дорогому гостю?
- Что вы можете рассказать об этом предложении? ( Предложение содержит вопрос. Значит, оно вопросительное, и мы в конце ставим вопросительный знак.)
-Запишите предложение в тетрадь.
Джунгли дом её родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
А кругом растут лианы.
Кто же это? ( Обезьяна.)
- А если она маленькая? ( Обезьянка.)
- Образуйте однокоренное слово, отвечающее на вопрос чей? ( Обезьяний)
- Удалось ли нам проверить безударные гласные в корне? ( Нет.)
- Что это значит? ( Это значит, что безударные гласные непроверяемые. Написание этого слова надо запомнить.)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые гласные.)
На доске:
Приглашайте к нам дорогую гостью!
- Почему мы поставили восклицательный знак? ( Это предложение содержит призыв и произнести его надо эмоционально.)
- Запишите предложение. В выделенных словах выделите корень.
- Выпишите выделенные слова.
ГОСТЮ ГОСТЬЮ
[ГОСТ ҆У] [ГОСТ ҆Й ҆У ]
- Чем отличаются эти слова? ( В одном из них есть разделительный мягкий знак.)
- Ребята, про кого так говорят?
На доске: Наши меньшие братья. ( О животных.)
воробей - … (воробьи)
соловей - … (соловьи)
- Запишите слова во множественном числе.
Физкультминутка (видео)
- В названии каких насекомых есть разделительный мягкий знак?
муравей - … (муравьи).
- На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Нужно прочитать слова и вставить пропущенную букву. Записать еще 3-5 слов с разделительным мягким знаком.
Ворон…ё, в…юга, руч…и, прут…я, хлоп…я, жил…ё.
- Понаблюдайте после каких букв пишется разделительный мягкий знак?
( После согласных.)
- Перед какими буквами? ( Перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю)
Е
Ё
Я
СОГЛАСНЫЕ Ь и
Ю
- Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 32. (Правило читает ученик.)
Упр.57 (самостоятельно)
- Ребята, как вы считаете, легко ли писать слова с разделительным мягким знаком? Дома вы ещё потренируйтесь в написании слов с разделительным мягким знаком и выполните упр. 59.
Любит озорничать разделительный мягкий знак в ваших тетрадях. Сейчас он вам о себе расскажет , только у него есть одно условие: ту букву, которой он на схеме коснётся, вы произносите хором.
Инсценировка стихотворения
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед Е.
Заметил, летит вороньё,
И ловко влетел перед Ё.
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед И.
Оттуда залез к муравью,
Усевшись, как раз перед Ю.
А шла, когда мимо свинья.
Забрался он к ней перед Я.
И громко запел:
«Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный знайте, друзья.
Меня вы найдёте в словах перед Я.»
У нас осталось три слова. Прочитайте их.
БЕЗДЕЛ…Е, ВЕСЕЛ…Е, ДРУЗ…Я.
- Какая орфограмма объединяет эти слова? ( Разделительный мягкий знак.)
Давайте закончим наш урок стихами, которые мы с вами прямо сейчас сочиним. Я начинаю, а вы продолжайте!