Тема урока: «Род имён существительных». Цель : совершенствовать у каждого обучающегося умение определять род имён существительных. Задачи: дифференцация существительных по родам ; правописание существительных; развитие устной и письменной речи, внимания , памяти. Тип урока: повторение изученного в начальном звене школы о роде существительных. Ожидаемый результат: Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов 2. УУметь определять род существительных ХОД УРОКА. 1)Организационный момент . Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Отгадайте загадку : Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. О какой части речи сегодня на уроке пойдёт речь? (Об имени существительном) Постановка цели урока : Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени существительном и вспомним, как определять род имени существительного. 2) Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний . А - Одно лишнее (запись на доске): Неделя, вторник, деловой. Метель, метла, метёт. Скажите, по какому принципу определили лишнее. Б - Работа в парах . Вспомни, что знаешь об имени существительном. Вопрос | Варианты ответа | 1. Что такое имя существительное? | А) Часть слова. Б) Член предложения. В) Часть речи. | 2. Что обозначает имя существительное? | А) Признак предмета. Б) Предмет. В) Действие предмета. | 3. На какие вопросы отвечает имя существительное? | А) Как? Откуда? Где? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? | 4. Каким членом предложения может быть существительное? | А) Только подлежащим. Б) Подлежащим и дополнением. В) Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением. | 5. Перечисли постоянные признаки имени существительного. | А) Одушевлённое — неодушевлённое. Б) Склонение. В) Падеж. Г) Собственное — нарицательное. Д) Род. Е) Число. | 6. Перечисли непостоянные признаки имени существительного. | А) Падеж. Б) Склонение. В) Одушевлённое — неодушевлённое. Г) Род. Д) Число. Е) Собственное — нарицательное. | Алгоритм работы с таблицей в паре: 1. Ппоочерёдно задайте друг другу вопросы . 2. Ввыберите из предложенных в правом столбике вариантов ответа правильный . 3. Ддля ответа на вопрос используйте клише . Речевое клише . 1. Имя существительное – это … . 2. Имя существительное обозначает … . 3. Имя существительное отвечает на вопросы … . 4. Имя существительное в предложении может быть … . 5. Постоянные признаки имени существительного – это … . 6. Непостоянные признаки имени существительного – это 3)Актуализация знаний учащихся А - Вопросы классу: - Все ли существительные в русском языке имеют род? (да) - Изменяются ли существительные по родам? (нет) - Значит, род существительных постоянный или непостоянный признак? - Вспомните, как определить род существительных. (посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники). Б - Составляем вместе таблицу и беседуем. Женский род | Мужской род | Средний род | На а, я и мягкий согласный | На согласный, редко на а, я | На о, е | Она моя | Он мой | Оно моё | В - А теперь кто сделает вывод по поводу рода имён существительных в русском языке? Вывод ученика : имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова. Домашнее задание . Упражнение № 502 , страница 203. Вставьте словосочетание яблочное повидло в предложения. Обозначьте падежи имён существительных. Определите род, падеж, число прилагательных. Подведение итогов урока, выставление оценок . - Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном). - О чём говорили? (о роде имени существительного). - Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова). |