2. Актуализация знаний. | - Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». Я хочу вам предложить сегодня самостоятельно сформулировать тему урока. А для этого запишите, пожалуйста, предложение. Дайте его характеристику и постройте схему. (Приложение 1) Многие лингвисты, журналисты утверждают, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность. -О каких СП мы сегодня будем говорить? Запишите тему урока. Объясните значение слов из предложения: лингвисты- вульгарный- самобытный- Итак, урок мы сегодня начали с предложения, в котором сформулирована проблема русского языка, волнующая современное общество. Я попрошу вас в конце урока сформулировать свою точку зрения по данной проблеме. И в этом вам поможет материал, с которым мы будем работать на уроке. Будьте внимательны! | Ученик у доски даёт характеристику предложения, чертит схему. О СПП. - учёные-языковеды -пошлый, грубый, непристойный -своеобразный, непохожий на другие |
Объяснение нового материала. 4. Физминутка | - О СПП вам многое известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью. первое задание – Прием «Корзина идей» - Соберем корзину идей о СПП. Напишите все, что вы знаете об изучаемой теме. (Записываете отдельные мысли, слова) - Зачитаем, что у нас получилось! - Молодцы! - Сегодня на уроке вы должны выяснить, что новое вы узнаете о структуре СПП, о средствах связи в СПП. К концу урока вы должны - уметь отличать СПП от других СП; - устанавливать смысловую связь между частями СПП; - знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в СПП; - строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП. Сформулируйте, что вы знаете о СПП, ответив на следующие вопросы: 1) Чем отличается СПП от других СП? 2) Как называются части СПП? 3) Как установить смысловую связь между частями СПП? Какова роль придаточного? 4) Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Работа с учебником. Прием «Инсерт» Прочитайте с.107-109 учебника, пользуясь пометами. Составьте тезисный план. - Что нового вы узнали из учебника. Проанализируйте следующие предложения: 1. Со словом обидным Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. 2. Когда прекрасная мысль дурно выражена, она теряет свою цену 3. Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт. 5) Теперь подробнее остановимся на средствах связи в СПП. Проанализируйте и сопоставьте предложения: Александр Куприн писал, что язык – это история народа. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Обратите внимание на средства связи, в чём разница? Проанализируйте ещё одно предложение: Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Упражнение "Визуализация моего успешного будущего" (Музыкальное сопровождение). Каждый из вас, думал о своем будущем и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструировании образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы. Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Еще раз вдохните и выдохните. Представьте себе свой обычный день вашего ближайшего будущего. Вы просыпаетесь утром. (30 сек) Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом. Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя? Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите? Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек) Вы только что узнали результаты огэ по русскому языку, вы все сдали на 5! Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани. Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться! Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок. Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза | Главное предложение; придаточное предложение; придаточное может пояснять главное; место придаточного; придаточные подчиняются главному; отвечают на вопросы членов предложения; отделяются от главного запятыми; присоединяются к главному подчинительными союзами или союзными словам. В ходе объяснения ведут конспект: Знали / Узнали - Простые предложения в составе СПП соединяются подчинительными союзами и союзными словами. - В СПП одна часть подчиняется другой. - Главное и придаточное. - С помощью вопроса от главного к придаточному. - Поясняет, уточняет то, о чём говорится в главном. Чтение с карандашом, составление плана. Комментируют, чертят схемы, определяют место придаточных, делают вывод о месте придаточных в СПП. Записывают, комментируют, объясняют орфограммы, делают вывод, что в 1-ом предложении средство связи - подчинительный союз что, а во 2-ом - относительное местоимение что (можно поставить вопрос, является членом предложения, можно заменить другим словом). Дополняют конспект о средствах связи - союзные слова (местоимения и наречия). В СПП может быть несколько придаточных. |
5. Первичная проверка понимания. | Работа с учебником – упражнение по выбору учителя. -1. Упр.204 Что поможет вам найти СПП? - Укажите их схемы. (Самопроверка) 2. Упр.205 3. Работа со сборником ОГЭ. | Ученик работает самостоятельно, составить схемы. 1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать. 2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. 3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику. 4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. 5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | - В начале урока мы разбирали предложение. Обратимся к нему снова. Сформулируйте свою точку зрения, ответьте на вопрос «Согласны ли вы с такой точкой зрения?» В этом вам помогут карточки с заданием (разноуровневые). ( Приложение 2) Конструирование СПП. Из двух простых предложений, используя подчинительные союзы, составить СПП. Продолжить предложения, чтобы получились СПП. Самостоятельно составить СПП. Высказать свою точку зрения, используя СПП. Итак, чтобы наша речь была красивой, нужно начать с себя… | Работают самостоятельно, зачитывают СПП. |