Вызов. | Кроссворд «Фразеологизм». 1)Раздел науки о языке, который изучает звуки и ударение…(фонетика). 2)Язык нашего предмета…(русский). 3)Слова с противоположным значением…(антонимы). 4)Слова, пришедшие из других языков …(заимствованные). 5)Шестая буква алфавита…(е). 6)Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению…(омонимы). 7)Словарный состав языка…(лексика). 8)Раздел науки о языке, где изучаются орфограммы…(орфография). 9)Раздел науки о языке, где рассматриваются знаки письма, с помощью которых записывается речь, называется …(графика). 10) Десятая буква алфавита …(и). 11) Что рассматривает фонетика? (звуки). 12)Раздел науки о языке, где изучаются части речи? (морфология). Просмотр слайдов. Работа по рисункам. Посмотрите на рисунки: Как называются эти выражения? Какие фразеологизмы изображены и что они обозначают? Что нам предстоит еще узнать? ДЗ 1 группа: фразеологизмы, связанные с частями тела, с действиями и профессиями. 2 группа: фразеологизмы, связанные с животными, цифрами. 3 группа: фразеологизмы, пришедшие из греческой и библейской мифологии. | Ученики формулируют тему урока, объясняют значения фразеологизмов. | Слайды. |
Осмысле-ние. | Изучение новой темы. Стратегия «Ключевые слова». 1. Ученики получают теоретический материал по теме. Интерактивная доска. - Что нового узнали о фразеологизмах? Практическая часть. Работа в группах. Проверка заданий. 1.Фразеологические загадки. – Отгадайте, о чем идет речь. 1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. 2). Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. 3). Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. 4). Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело. 5). Ее набирают в рот, когда молчат. 6). Его держат за зубами. 2.Индивидуальная работа по карточкам. Задание для всех карточек – вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее». К а р т о ч к а 1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущ..я, ябл..ку негде упасть. К а р т о ч к а 2. Во все лопатки, сл..мя голову, черепашьим шаг..м, в мгновение ока. К а р т о ч к а 3. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на в..де писано, комар носа не п..дточит. К а р т о ч к а 4. Попасть впросак, попасть на с..дьмое небо, попасть в п..ределку, попасть в переплет. 3. Дифференцированное задание. 1 группа: подберите к фразеологизмам антонимы, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. 2 группа: подберите к фразеологизмам синонимы. 3 группа: выписать из текста фразеологизмы, объясните их значение, обозначьте орфограммы. 4.Задание для группы. 1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов: 1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза,- 4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу, 10) куры не клюют. 5. Прием «Восстанови фразеологизм». -Всем нам известно выражение «Из песни слов не выкинешь». Что оно обозначает? Задание: группы записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак …. 6.Творческая работа: Нарисуйте фразеологизм (работа в команде). | Изучают материал, записывают ключевые слова, рассказывают друг другу правило Определяют значение фразеологизмов сходство и различие, вспоминают правила и объясняют орфограммы. Находят в тексте фразеологизмы. Работают со словарем, составляют предложения. Рисуют фразеологизм (работа в команде). | Интерактивная доска– презентация. К а р т о ч к а |