I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | - Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Начинаем урок Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелайте всем удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Проверяют наличие на парте учебника, тетрадей.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. | Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа. В написании каких слов можно допустить ошибки? -С какой частью речи мы работаем на уроках?? - Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем на каждом уроке. И сегодняшний урок не исключение.. Давайте вспомним все об этой части речи - Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал». (Приложение 1). Заполните I столбик «Знаю». -Что Вы знаете о глаголе? Продолжите предложения: ( СЛАЙД 1) Глагол – это…. 2.Глаголы изменяются по… 3.Спряжение – это 4.Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по… 5.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 6. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. 7. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом - чь? -Можем ли мы дать ответ на последний вопрос? -Почему возникли затруднения? | Выполняют задание. Озвучивание записанного обучающимися. Не хватает знаний. |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | -Откройте содержание учебника. Найдите название темы. - Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 2) - Откройте учебник на нужной странице. Просмотрите материал стр. 115 – 118. - Заполните 2 столбик таблицы «Хочу знать» Отталкиваясь от темы, используя опорные слова второго столбца, поставьте перед собой цель урока. (СЛАЙД 3) -В какой последовательности нам надо сегодня работать? (СЛАЙД 4) - Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на уроке? | Поиск информации в учебнике. Ученики называют тему урока. Выполнение задания.
Ученики озвучивают цель урока.
Сначала будем работать с Обратным словарём, потом с таблицами, диалогом Маши и Миши Чёткая, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи , развитие навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| - Итак, начинаем работу. - Откройте учебник на странице 115. упр. 89. - Откройте Обратный словарь и найдите в нём глагол жечь. - Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок. (СЛАЙД 5) - Какие приставки изменяли значение слова жечь? - В какой форме стояли данные глаголы? Дополните предложения этими глаголами. Работать над данными словами и предложениями вы будете в группе. (Приложение 2) Проверяем выполненное. (СЛАЙД 6) Итак, мы с вами поняли, что в разных по значению предложениях необходимы разные глаголы. - Продолжаем наблюдать за глаголами. Прочитайте задание упражнения № 89. Повторите, что вы будете делать? Посмотрите в таблице, на стр. 116, как интересно эти глаголы спрягаются. Продолжаем работу в паре. Внимательно рассмотрите спряжение двух первых глаголов. Обязательно друг другу проговаривайте глаголы Проговорим вместе вслух данные глаголы. Что интересного вы заметили? - В каких формах есть звук [г]? Это формы какого лица и числа? -В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]? Прочитайте последнее задание в упражнении. Что надо сделать? Это ваше домашнее задание. Переходим к выполнению упр. № 90. Найдите в словаре глагол беречь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол беречь и любой глагол с приставкой в тетради. Работаем в паре (СЛАЙД 7)
В каких формах есть звук [г]? Это формы какого лица и числа? Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на -чь? Работаем с таблицами в упр. № 90.. Сравните обе таблицы. На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? ( Документкамера) Можем ли сейчас дать ответ? Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом -чь появляются звуки [ г ] / [к] ,а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие [ ж] / [ч’] | Для выполнения упражнения необходимо обратиться к Обратному словарю. Поиск информации в учебнике. Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь Работа в группах. Выполнение задания на карточках: Работа в парах. Учащиеся выписывают из Обратного словаря подчёркнутые глаголы на -чь. Происходит чередование звуков. В форме 1 л. ед.ч. и 3л. мн. ч. - звук [г], в остальных формах - звук [ж]. Из таблицы видно, что в форме 1 л. ед.ч. и в форме 3 л. мн.ч. в корне появляется звук [г], в остальных формах – звук [ж].) СЛАЙД 8 |
VI. Первичное закрепление. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. работа с таблицами; сравнение языковых явлений и обобщение. | Мы достигли цели, которую ставили в начале урока? Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило - Что интересного Вам удалось обнаружить ? -Дополните то, что хотела сказать Маша. В каких личных формах глаголов на – чь есть звуки [г] и [к], А в каких формах эти звуки заменяются на шипящие? (СЛАЙД 9) Устно проспрягайте глагол состричь. | Чтение диалога на стр. 117.) Повторение вывода. |
VIII. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | - Домашнее задание: У., стр. 116, № 89 (просклонять 2 глагола), Т. стр. 56, № 58. Посмотрите задание. Что Вы хотите у меня спросить? - Заполните 3 столбик таблицы «Знаю - Хочу знать – Узнал» - Поделитесь своим мнением. - Смогли мы добиться цели урока? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке. | Рефлексия собственной деятельности |