Цель: 1. Усовершенствовать знания учащихся о видах предложений по интонации, цели высказывания, о корне, приставке, суффиксе и окончании;
2. Развивать умение правильно строить предложения, разбирать слова по составу. Развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитание любви к природе.
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.
II. «Минутка чтения»
Книга зимы
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».
Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали.
Кто был? Что делал?
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, — снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.
В. В. Бианки
- О чем вы прочитали?
Зима– это особенное время года. Зимой природа надевает белые наряды, заботливо укрывает травку и землю пушистым снежком и украшает веточки деревьев искрящимся инеем. Снежинки самых разных и причудливых форм кружат в ритме вальса.
- Перенесите взгляд на доску и вновь прочитайте слова из текста.
(Покрыл, поля, буквы таинственные, поляны, страницы, снег, ночью,
распишется, белые)
III. Сообщение темы урока
- Эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчеркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока (Повторение)
- А повторить нам придется многое.
Итак, вместе со мной закройте глаза и шепотом произнесите с улыбкой слово зима. - Какое чувство у вас возникло? Стало ли радостнее, веселее?
IV. Чистописание
- И сейчас с радостным чувством мы перейдем к минутке чистописания.
На четвертой строчке придумайте и напишите прпедложение со словом радость.
На уроке присутствует человек по имени Пкчаг (Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
А от чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результатов своей работы) Радость – это чувство удовлетворения, она облегчает труд в школе.
V. Обобщение знаний о предложениях
- Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Но это не простая тучка, из нее падают не снежинки,а слова. Давайте прочитаем их. Что вы можете сказать об этих словах?
- Это слова разных частей речи: на – предлог, небе и солнце - существительные, ласковое – прилагательное, а сияет – глагол.
Из этих слов можно составить предложение: На небе сияет ласковое солнце. (На доске вместо тучи появляется солнышко)
- Докажите что это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)
- Давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное).
Упражнение 3стр 104 Определить сколько предложений в тексте, найти главные члены предложения)
VI. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
VII. Состав слова
Обобщить знания о составе слова, закрепить навыки разбора слова по составу поможет вот такой неунывающий грамматический человек.
- Как называют людей, которые живут в одной семье? (Родственники)
- А знаете ли вы, что слова тоже образуют свои семьи? И такие слова называются родственными.
Послушайте стихотворение «Как растут слова"
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым,
Был он только словом
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
На доске вывешивается плакат с изображением чуда-дерева. К корню слова прикрепляется карточка со словом сад.
- Оденем это дерево. Называйте слова которые выросли из слова сад (рассада, посадка, садовник, садик, садовый, посадить, садовод и т.д.)
- Но у нас в саду растет ещё одно дерево. На нем нет листочков. Вам нужно угадать, какие листочки должны быть на этом дереве. Я сейчас вам расскажу сказку, а вы постарайтесь правильно подобрать родственные слова к слову вода.
Сказка «Чужак»
Собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам на одной ножке скачет.Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Кто из родственников Воды пришел к ней в гости?
Задание
Третий лишний
Девочка принесла нам задание. Из данных слов мы должны найти третье лишнее.
1. Сыр, сырный, сырость, сырник;
2. Соль, солонка, солист, солить;
3. Горе, горный, горка, гора;
4. Пол, поле, половник, половичок;
5. Рисовать, рисунок, рис, зарисовка;
6. Гусь, гусыня, гусиный, густой.
Задание
Разбор слов по составу. Вопрос: Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс – как в слове записка, окончание – как в слове дороги.
Ответ: Заморозки.
IX. Домашнее задание
Составить паспорт предложения:
Нагрянул в лес холодный февраль.
Главные члены
(Родители)
Подлежащее(мать)
Сказуемое( отец))
Второстепенные
члены( родственники)
Слова-помощники
Особые приметы у подлежащего
( матери)
Род
Число
Падеж
Особые приметы сказуемого
(отца)
число
время
X. Итог урока
- Оцените свою работу.
- Те, кому сегодня на уроке было все понятно, поставьте «!» на карточке.
- «?» поставьте, если все было не понятно.
- «.» поставьте в том случае, если иногда возникали трудности.
- Передайте карточки мне.
- А я бы на этом уроке поставила «!». Это значит мне понятно, что вы любознательны, активны и хотите стать грамотными гражданами своей страны. В подарок за этот урок я дарю вам буклет с памяткой «Как работать над ошибками»
Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
Спасибо! Урок закончен.